эссе

Унгурова Инна Витальевна

Осмыслить музыку и время

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osmyslit_muzyku_i_vremya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»

ЭССЕ

Осмыслить музыку и время

И.В. Унгурова

Прокопьевск 2010


 Осмыслить музыку и время 

Вся моя жизнь связана с музыкой. Маленькой девочкой я слушала задушевные песни бабушки о том, как «соловейко в саду щебетал», «как Галя воду несла из криничинки». С волнением и  ожиданием чуда я подходила к фортепиано в музыкальном зале детского сада, представляя себя великой пианисткой.  Детская мечта начала сбываться в музыкальной школе. В выборе профессии  не было сомнений. Музыкальное училище… Любимая работа…Первые уроки жизни, педагогического мастерства…

Вижу, что  музыка приносит детям много радости. Широко распахнуты глаза первоклассников, в них - любознательность, интерес, искренность   и доверие.

С подростками работать сложнее, потому что они более эмоционально закрыты. Особенно сложно с мальчиками, которые нашли для себя другие приоритеты и уроки музыки считают несерьезным занятием. И так радостно стучит сердце, когда чувствую: впустили в душу, поверили.

Проходит время, уроков музыки уж нет в расписании, но спешат по-прежнему ко мне на занятия школьного хора и вокальной группы старшеклассники. Верю, эти дети, сердца которых наполнены музыкой, будут добрыми, верными, щедрыми.

Чем больше я познаю  жизнь и секреты мастерства, тем больше вопросов возникает передо мной. Я пришла к выводу, что главное в человеке – душа. А наиболее верный путь к ней – через искусство. Согласна с мнением В.Г. Макаровой в том, что «каждый из детей – личность; одна выявленная, другая затаенная… Вот оно, поле деятельности. Выявляй, рассекречивай, помогай детям справиться с внутренними конфликтами. Мы воспитываем через искусство, а не учим ремеслу…»

Позже, изучая педагогику, психологию  институте, я поняла, что еще раньше к этому выводу пришли наши прабабушки, которые, не зная грамоты, создавали колыбельные песни, потешки, прибаутки, сознавая сердцем необходимость установления душевного контакта с малышом. Таким образом, взрослого и ребенка с колыбели связывал не языковой шум, а музыка эмоций, образов, движений.

Современный ритм жизни приводит к разрушению этой гармоничной связи. Главный член общества – ребенок – оказался обделенным в самом основном – духовном общении. Исследования последних лет показали, что у 60% современных школьников притупляется эмоциональный слух.   И это не удивительно. Ведь современная поп-культура буквально шквалом обрушается на детей и подростков. При этом продукция шоу-бизнеса сделана уже не дилетантами, как это было несколько лет назад, а грамотными профессионалами, которые привлекают к своей работе психологов, маркетологов и др. Во всем мире уже давно поняли, что главные потребители массовой культуры, в частности современной поп-музыки,  – это молодежь и подростки. Именно они приносят деятелям шоу- бизнеса огромные прибыли. Конечно, не вся  современная  музыка – музыка разрушения. Есть замечательные бардовские песни, созданные по божественным законам красоты.

 Как быть в такой ситуации учителю, когда его воспитанники  каждый день встают перед выбором своей главной музыки в жизни – музыки нравственной чистоты, доброты, любви, восторга. Помочь ему может учитель музыки, потому что именно на его уроках формируется нравственный «стержень» личности, в основе которого лежит истинная духовность. Но если учитель остановится в своем развитии, не будет заниматься совершенствованием своего профессионального мастерства, использовать  в своей работе современные достижения психологии, педагогики, он проиграет в своем влиянии и воздействии на юные души.

Человек, обладающий высокой музыкальной культурой, - это человек, духовно богатый, или стремящийся к этому. Вряд ли такой человек способен совершить зло. Вспомним слова В. Сухомлинского о «скрипке в руках каждого ребенка». Именно мы, учителя музыки, должны давать детям этот «инструмент добра», каждым своим уроком  воспитывая их музыкальную культуру как часть их общей культуры.

Музыка – прекрасная работа,

Чтобы людям сердце взволновать!

Мало пьесу выучить по нотам,

Надо научиться колдовать…

Тот, кто это знает и умеет,

Приносит счастье в каждый дом.

Постарайся сделаться скорее

Добрым музыкантом – колдуном…

Мне очень нравится притча о том, как молодой Конфуций учился игре на лютне у придворного музыканта. Когда он выучил мелодию, то сказал, что не освоил ритм. Когда освоил  ритм, – что не может передать настроение песни. Уловив настроение мелодии, Конфуций заявил, что хочет еще понять, кто  сочинил это произведение. Так и мастерство педагога требует постоянного совершенствования.

 

Учитель музыки

МОУ «Средняя общеобразовательная

 школа № 28»                                                                И.В. Унгурова