«ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
Химия - одна из сложных наук. Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся. Однако в условиях сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объёма её содержания, снижает интерес учащихся к предмету.
Считаю необходимо создавать условия для развития познавательной активности ученика и его самореализации через накопление собственного опыта.
Исследовать - значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Школа должна создать условия для формирования у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, с моей точки зрения, является метод проектов.
Метод проектов занимает одно из ведущих мест среди методов личностно-ориентированного подхода в обучении химии.
Практика показывает, что проект имеет низкую эффективность на уроке продолжительностью 40-45 минут. Поэтому в своей работе мы используем краткосрочные проекты (2-6 уроков) и долгосрочные (четверть, полугодие, год).
Одним из вариантов выполнения краткосрочных проектов может стать разрешение учебной проблемы, возникшей в процессе усвоения учебного материала. Термин "учебная проблема" указывает на то, что искомое знание заложено в учебном материале и учащийся, решая проблему, не открывает нового для науки, а только заново открывает уже известное для себя самого. Основными этапами такого урока являются: проблемное введение в тему урока, работа в группах, отчеты групп о выполнении заданий, презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.
Хорошую эффективность дают такие краткосрочные проекты, когда в качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом. Уроки используются для постановки целей и задач, координации деятельности участников проектных групп и презентации готового продукта. В таком варианте нами был осуществлен коллективный проект "Биохимия любви", в процессе работы, над которым учащимся пришлось основную часть работы по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществлять во внеурочной деятельности и дома.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект выполняется во внеурочное время.
В своей педагогической практике я чаще всего использую практико-ориентированные проекты, нацеленные на интересы самих участников проекта и которые могут быть использованы в жизни класса, школы, поселка (элективный курс по химии.9 класс. «Роль воды в жизнедеятельности человека»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_v_chippkro.docx | 28.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет. 18.10.2012г
Учитель химии: Гришина Светлана Ринатовна (обобщение педагогического опыта)
«ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
«Единственный путь,
ведущий к знаниям -
это деятельность»
Б. Шоу.
Химия - одна из сложных наук. Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся. Однако в условиях сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объёма её содержания, снижает интерес учащихся к предмету.
Считаю необходимо создавать условия для развития познавательной активности ученика и его самореализации через накопление собственного опыта.
Исследовать - значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Школа должна создать условия для формирования у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, с моей точки зрения, является метод проектов.
Метод проектов занимает одно из ведущих мест среди методов личностно-ориентированного подхода в обучении химии.
Практика показывает, что проект имеет низкую эффективность на уроке продолжительностью 40-45 минут. Поэтому в своей работе мы используем краткосрочные проекты (2-6 уроков) и долгосрочные (четверть, полугодие, год).
Одним из вариантов выполнения краткосрочных проектов может стать разрешение учебной проблемы, возникшей в процессе усвоения учебного материала. Термин "учебная проблема" указывает на то, что искомое знание заложено в учебном материале и учащийся, решая проблему, не открывает нового для науки, а только заново открывает уже известное для себя самого. Основными этапами такого урока являются: проблемное введение в тему урока, работа в группах, отчеты групп о выполнении заданий, презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.
Хорошую эффективность дают такие краткосрочные проекты, когда в качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом. Уроки используются для постановки целей и задач, координации деятельности участников проектных групп и презентации готового продукта. В таком варианте нами был осуществлен коллективный проект "Биохимия любви", в процессе работы, над которым учащимся пришлось основную часть работы по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществлять во внеурочной деятельности и дома.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект выполняется во внеурочное время.
В своей педагогической практике я чаще всего использую практико-ориентированные проекты, нацеленные на интересы самих участников проекта и которые могут быть использованы в жизни класса, школы, поселка (элективный курс по химии.9 класс. «Роль воды в жизнедеятельности человека»).
В этом учебном году учащиеся работают над проектом "Химия в повседневной жизни" (элективный курс по химии ,10 класс). К реализации проекта привлечены общественность и родители учащихся, взявшие на себя организацию экскурсий на предприятия г. Сатки и Саткинского района. Результаты экскурсий и собранный материал в виде отчетов-презентаций будут представлены на итоговой научно-практической конференции по химии.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся, однако этот метод сочетается с групповым подходом в обучении. Я знакомлю обучающихся, с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам:
- в проекте должна быть решена какая - либо проблема;
- проводится исследовательская работа;
- проект выполняется самостоятельно учащимися;
- учитель выполняет роль, консультанта;
- результаты проекта должны иметь практическую значимость;
- в конце проекта необходимо проанализировать, что получилось, а что нет.
Учащиеся перед началом работы над проектом получают инструкции:
1) требования к проекту,
2)методические рекомендации, памятки - как правильно оформить проект, 3)шкала баллов оценивания проекта.
Сначала я знакомлю ребят с проектами прошлых лет, в зависимости от поставленного вопроса готовлю небольшие презентации, буклеты, где стараюсь заинтересовать учащихся заняться исследовательской работой и созданием проекта. Ребятам предлагаю примерные темы проектов: химическое производство, химия в быту, химия и здоровье, жизнь и деятельность великих химиков, химия и экология и т.д. применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами:
- Связь проекта с учебными темами (на уроке).
- Использование проектной деятельности во внеклассной работе
(внеурочная деятельность).
Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии. Я работаю по программе курса химии автора О.С.Габриеляна. Можно использовать проектную деятельность при изучении, таких тем как:
8 класс - химические элементы, шеренга великих химиков, классификация химических реакций, признаки химических реакций. Тема: «Значение солей в жизни человека»
9 класс - металлы и неметаллы, органические вещества.10 класс - классы органических веществ, нефтяная промышленность. «Биохимия любви».
11 класс - строение вещества, химические реакции, химия в жизни общества .Элективный курс. 10 класс. «Химия в повседневной жизни». Мини проекты: «Удаление с ткани жировых пятен ».
«Влияние различных химических реагентов на структуру белка»
Как создавался проект «Вода в жизнедеятельности человека...»
При выполнении проекта я ориентировала учащихся на то, что нужно опираться на местный материал, экологическую обстановку, традиции своего региона, своего района, своей школы. В рамках работы предметной недели
по предметам естественного цикла, проводилась конференция «Экология и мы». Ребята выбрали тему: «Вода в жизнедеятельности человека...»
Учащиеся узнали о том, что эта проблема очень серьёзная для нашего поселка.
Выработали план действий:
- собрать информацию по данной теме, изучили работу очистных сооружений,
- провести анкетирование жителей поселка,
- в каком состоянии находятся местные очистные сооружения,
- как обстоит дело в районе,
- какой вред приносит эта проблема здоровью людей.
Учащиеся для успешной работы разделились на группы и на этапе рефлексии оценивали вклад каждого участника группы. Работа над проектом была организована поэтапно: начинание, планирование, исследование, защита и презентация.
После выполнения проекта, ребята проанализировали свою работу, указали результаты, отметили неудачи, их причины. В листах оценивания дали самооценку проекту. Оформили материал, подготовили мультимедийную презентацию своего материала и выступили на итоговом занятии.
В данный момент, после представления наших работ, очистные закрыли, так как необходимо финансирование для современного обслуживания очистных сооружений.
В преподавании естественных наук, и в частности химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего,
- заинтересовать учащихся процессом познания,
- научить их ставить вопросы ,
- пытаться найти на них ответы,
- объяснять результаты,
- делать выводы.
Проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Утверждение, что проектной деятельностью можно заниматься только с одаренными детьми на мой взгляд неверное.
Результаты использования проектной деятельности:
- Качество знаний по химии возросло на 15%
- Повысилась познавательная мотивация учащихся,
- Вырос интерес к урокам химии,
- Вырос уровень внеклассных мероприятий,
- Успехи отдельных учащихся стимулируют познавательную активность
других учеников
Метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения.
За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. Я, как учитель уверена, что каким - либо одним методом не даёт возможности использовать всю гамму способностей учеников. Но, на мой взгляд, именно исследовательский метод, как ни какой другой, позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности. Помня правило: «Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом», использование исследовательского метода даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны. Ещё Конфуций говорил: Я слышу - и забываю, Я вижу - и запоминаю, Я делаю — и понимаю».
Результаты применения проектной деятельности.
Анализируя опыт работы организации проектной деятельности по химии можно сделать выводы:
- работа стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и
способствует повышению интереса к химии, - уроки проходят более оживлённо,
- увеличилось число учащихся, выбирающих химию для сдачи экзамена,
- появился стимул не только получить хорошую отметку, но и получить
хорошие знания, результат проделанной работы.
У обучающихся, выполняющие проекты, формируются проектные умения: планирование, поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные умения.
Учащиеся, выполняющие проекты по химии принимают активное участие в конкурсах в школе, районе.
Таким образом, проектная деятельность способствует формированию нового типа учащихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования. В заключение хочется привести слова, которые являются путеводителем в моей работе: «Я не могу управлять направлением ветра. Но я всегда могу поставить паруса так, чтобы достичь своей цели» О.Уальд.
Комментарии
Я с вами согласна, что метод
Я с вами согласна, что метод поектов пробуждает мотивацию к предмету, даёт больше самостоятельности в учебной деятельности.Главная идея метода проектов состоит в следующем – с большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно, деятельность строится не в русле учебного предмета.
Лозунг этой деятельности « всё из жизни, всё для жизни». Поэтому проектный метод предполагает использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания.
Спасибо, было очень
Спасибо, было очень познавательно. Я применяю проектно-исследовательскую деятельность при проведении элективных курсов "Химия в быту" и "Химия и окружающая среда". Учащимся очень нравится такой вид работы, потому что они самостоятельно получают полезную информацию, необходимую в их повседневной жизни.
а я работаю учителем
а я работаю учителем немецкого языка, там каждая тема - поле исследований, рефератов, проектов. Сколько за годы работы было выполнено различных работ, жаль не могу показать, загрузка только 3 мг. Работы учеников занимали призовые места на уровне области и России.Мои коллеги недовольны, что мои ребята занимаются проектной деятельностью.Проектная деятельность на уроках немецкого языка - тема моего самообразования.Очень приятно общаться со сведущими в этих вопросах коллегами.