КТО ТАКОЙ СЕГОДНЯ «РЕБЁНОК С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ?»
Эссе учителя – дефектолога филиала МБОУ СОШ д. Охона, г. Пестово БРИК ТАТЬЯНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kto_takoy_segodnya.docx | 7.01 КБ |
Предварительный просмотр:
КТО ТАКОЙ СЕГОДНЯ «РЕБЁНОК С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ?»
Эссе учителя – дефектолога филиала МБОУ СОШ д. Охона, г. Пестово БРИК ТАТЬЯНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ.
Современный мир сложен, многообразен: трудно сказать, комфортно ли в нём, и нам – взрослым, и детям.
Мы точно знаем, как им (детям) жить и чему для этого надо учиться. А нужны ли конкретные знания ребёнку с проблемами в развитии? Это мы, взрослые, адаптируем их «неразумных детей» к нашему образу жизни, к нашему мышлению, к нашему обществу. Мы старательно делаем их, такими же, как мы. Пусть любят мир, который мы и создали для них же.
Есть некое содержание информации, которое надо «вживить» в ребёнка. Методы могут быть гуманными, а могут быть и насильственными. Задумываемся ли мы над тем, что потенциально присутствует в ребёнке? Как развернуть то уникальное, индивидуальное, заложенное природой в этом цветке?
Наша среда обитания, несущая любовь и тепло, не всегда защищает ростки жизни.
Ребёнок с проблемами в развитии прежде всего – БОРЕЦ. Ему самостоятельно, даже в присутствии взрослых, приходится преодолевать барьеры: понятийной, речевой, двигательной деятельности. Он не строит «розовые замки», он не может «прогнуть» этот мир под себя, он – обустраивается, не конфликтуя, в том пространстве, где приобретает опыт сравнивания, ассоциаций.
Ребёнок с проблемами в развитии – ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬ. Он сам движется по топям и лугам жизни. Он строит собственный образ, то есть, образуется. Значит, он – ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ.
У взрослых множество дидактических принципов, частных методик, технологий, множество моделей учебно-воспитательного процесса, стандарты, программы, планы. Взрослые вкладывают в ребёнка всё желаемое, а он в процессе познания выполняет задания по подобию, по образцу, в совместной деятельности. Но, если ребёнку предоставить свободу, он сотворит из материала что – то своё, не похожее на запрограммированную инструкцию.
Поэтому, ребёнок с проблемами в развитии – ПРАКТИК. Недоступность объёма и осмысления подлежащего усвоению материала, даёт ему право пробовать всё «на зуб», ощупывать, ощущая руками, двигаться ногами, проверяя прочность следующего шага. У него включены все возможные анализаторы: зрение, слух, осязание, обоняние. Он – МЕЧТАТЕЛЬ. Он творит искренне, не скрывая своих эмоций. Они ярче, глубже, потому что не контролируются. Они – из души, из глубины естественности, из чистоты помыслов. Его не « напрягает»: правильно ли воспримут окружающие его поведение, как этот мир реагирует на него. Для него важнее – как он реагирует на этот мир, как он в нём общается.
Ребёнок с проблемами в развитии такой же, как и двадцать, тридцать, пятьдесят лет назад: со своими неуправляемыми отрицательными и положительными эмоциями, с искренностью желаний, наивностью в убеждениях. Активизация его познавательных интересов происходит в совместной деятельности, где главный принцип: ЛЮБИТЬ, ПОНИМАТЬ, ПРИНИМАТЬ, СОСТРАДАТЬ, ПОМОГАТЬ.
Кто такой сегодня ребёнок с проблемами в развитии в семье – любимый, дорогой, желанный. Кто такой сегодня ребёнок с проблемами в развитии в школе - принимаемый, ожидаемый, желанный. А, значит, вместе с родителями мы поможем ему не бояться этот мир, понимать его, дарить любовь этому миру, не ожидая милостыни.