АССОЦИАТИВНЫЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

Ассоциативный орфографический словарь

Ни для кого не секрет, что заучивание словарных слов — одна из нелюбимых учащимися работа. Отсюда и большое количество ошибок, допускаемых учениками при написании словарных диктантов и при употреблении словарных слов в творческих работах.

Как сделать работу над запоминанием слова интересной? Как представить учащимся словарное слово, чтобы они его запомнили и никогда не допускали ошибок при написании? Каждый учитель пытается ответить на этот вопрос по-своему.

В методике преподавания известно много приемов, традиционно используемых учителями с этой целью:



  • запись слова на доске с последующим проговариванием его по слогам, тренировкой в произношении его и правильной постановкой ударения в нем (т.о., слово воспринимается и зрением, и на слух);

  • упражнения в определении значений слов путем перечисления признаков понятия;

  • составление предложений с новым словом в его разных значениях (придумать всевозможные значения слов: сгореть, разбить, дом, язык);

  • введение в орфографические упражнения новых слов;

  • творческие работы с вновь усвоенными словами (составление рассказа, изложения, сочинения, в частности, по материалу экскурсии);

  • ведение детских словарей (толковых, алфавитных или тематических: поклассных или индивидуальных, в тетрадях и настенных словарей-таблиц).

Не менее интересным и продуктивным приемом при работе со словарными словами можно считать ЗАПОМИНАНИЕ ПО АССОЦИАЦИИ. Именно этот прием был предложен координатором сообщества учителей русского языка и литературы и организатором творческой группы «Наш орфографический словарь» Захаровой Т.А. на сайте www.it-n.ru для разработки ассоциативного словаря, призванного помочь учителю в объяснении написания слов орфографического минимума в 5-9 классах.

Суть метода состоит в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при воспроизведении слова, помогая правильно написать орфограмму.

Учителями-словесниками, входящими в творческую группу Захаровой Т.А. «Наш орфографический словарь», были созданы и оформлены при помощи презентаций, выполненных в PowerPoint, иллюстрированные словарные статьи - фрагменты уроков, целью которых стало обогащение словарного запаса учащихся и мотивация их на осмысленное запоминание словарных слов при помощи развития ассоциативного мышления. Практика показала, что создание статей с помощью информационно-коммуникативных технологий помогает комплексно задействовать различные виды памяти при изучении правописания слов и повысить качество обучения.

Необходимо отметить, что использование информационно-коммуникативных технологий не было самоцелью. Выбор мультимедийной формы словаря был обусловлен необходимостью привлечения достаточно большого и разнообразного информационного материала в лаконичной, наглядной и доступной для восприятия учащихся визуальной и аудиальной формах. Ассоциативные связи изучаемых слов, призванные развивать разные виды памяти учащихся, удалось подкрепить кинестетически: с помощью так называемого «запоминая через делание» — тренировкой мышечной памяти учащихся при правильном написании трудных слов.

Использование ассоциативного словаря на уроках русского языка позволило добиться высоких результатов: повысилась мотивация к изучению словарных слов, учащиеся отмечают, что работа над словарными словами стала занимательной, благодаря внедрению информационно-компьютерных технологий, использованию на уроках мультимедийных презентаций. Кроме того ученики отмечают, что запоминать написание слов, их значений, этимологических данных при помощи ассоциаций стало легче. Однако необходимо отметить, что сложности возникают в тех случаях, когда предложенные учителем ассоциативные связи не очень понятны и близки ученику.

Для решения этой проблемы возможен следующий этап работы со словарем, задачами которого станут: привлечение учеников для создания собственных ассоциаций при работе над словарным минимумом на уроках русского языка и литературы, оформление учащимися презентаций словарных статей, основанных на подобранных ассоциациях. 

Приобрести Словарь можно по следующим адресам:

1. XXLBOOK

2. Самарский книжный магазин "Чакона" (Огромное спасибо за ссылку Клементьевой Н.Б.) Кстати, в этом магазине цены намного ниже.

3. ООО "Амиталь"

"Оптовая книжная база" 394021 г.Воронеж, ул. Грибоедова д. ,7а

Тел. (4732) 26-77-77

rbc@amital.ru

Магазин-склад г. Воронеж, ул.Челюскинцев д 88 "А"

Тел. 71-44-70

3. ozon.ru

 4. labirint.ruБарнаул

5. ukazka.ru

6. biblion.ru