Социальный проект "Россия-спортивная держава!"

Михеева Юлия Викторовна

Данный проект призван помочь обучающимся освоить навыки здорового образа жизни через различные формы двигательной активности и познаний. Проект направлен на формирование и закрепление в сознании школьников навыков здорового образа жизни, от которых в последующем будет зависеть реальный образ жизни, способствующий наилучшему раскрытию потенциала личности.
Программа проекта вовлекает школьников разных возрастов и физических возможностей в увлекательные события, конкурсы и акции, сосредоточенные вокруг центральной темы проекта – темы здорового образа жизни.
Главным в этом проекте является освоение учениками методов проектной деятельности, исследовательской работы, «обучение в сотрудничестве». В процессе обучения у учащихся формируется целостное представление о своём организме и сохранении его здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1.Пояснительная записка

Статус документа 
Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Коровиной В.Я.Программа детализирует и раскрывает  содержание стандарта ,определяет общую стратегию обучения,воспитания и развития учащихся средствами учебног предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ , включающий пять разделов :пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса ;требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методической литературы.

Общая характеристика учебного предмета

Важное значение в формирование духовно богатой .гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература .Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства  с жизнью, единство формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысление историко-культурных сведений, нравственно –эстетических представлений, усвоение основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному  образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- развивать ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально

трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности;
- воспитать духовно- развитую личность;
- формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;
- понимать авторские позиции;
- формировать начальные представления о специфике литературы в ряду других искусств , потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- овладевать умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;
- выявлять в произведениях общечеловеческое содержание;
- грамотно использовать русский литературный язык при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования –чтение и изучение  художественных произведений , знакомство с биографическими фактами , необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность ; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

Цель изучения литературы может  быть достигнута  при обращении к художественным произведениям , которые давно и всенародно  признаны классическими с точки зрения их художественного качества  и стали достоянием  отечественной и мировой литературы .Следовательно,  цель литературного образования  в школе состоит в том ,чтобы познакомить учащихся с   классическими образцами  мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами , выражающими жизненную правду ,общегуманистические идеалы ,воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Главная идея программы по литературе –изучение литературы  от фольклора к древнерусской литературе ,от нее к русской 18,19,20 веков.

Программа призвана обеспечить:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы ;
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.

Задачи курса литературы 7 класса:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

В программу включен перечень необходимых  видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа , устные и письменные сочинения , отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

  Программа 7 класса рассчитана на 2 часа в неделю.

Раздел 2.Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

1.Введение

1

2.Устное народное творчество

4

3.Древнерусская литература

3

4.Из русской литературы 18 века

32

5.Из русской литературы 20 века

21

6.Из литературы народов России

1

7.Из зарубежной литературы

5

Раздел 3.Содержание тем учебного курса

1.Введение(1ч.)

Тема урока

Формирование униве

                              дей

   ЗНАТЬ    

сальных учебных

ствий

УМЕТЬ

1.

Введение.Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

Образную природу словесного искусства

Составлять тезисы и план прочитанного

2.Устное народное творчество (4ч.)

Тема урока

Формирование униве

                             дей

   ЗНАТЬ    

сальных учебных

ствий

УМЕТЬ

1.

Предания как поэтическая автобиография народа

Предание как жанр УНТ

Пересказывать текст предания

2.

Понятие о былине .Собиратели былин. Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя былины «Вольга и Микула Селянинович».

Своеобразие былин как героических песен эпического характера

Воспринимать и анализировать  поэтику былин; самостоятельно проводить иссле-дование  художе-ственного своеоб-разия былин

3.

Вн.чт. Своеобразие и поэтичность языка былин «Илья Муромец и Соловей –разбойник», «Садко», «Калевала»-карело-финский эпос.

Своеобразие карело-финского

 мифологического эпоса

Воспринимать и анализировать поэтику героического эпоса народа;

самостоятельно проводить иссле-дование художес-твенного своеобразия героического эпоса

4.

Пословицы и поговорки .Особенности смысла и языка.

Пословицы на выбор наизусть;

 Тематическое

 многообразие пословиц и поговорок

Отличать пословицу от поговорки

           3.Из древнерусской литературы(3ч.)

Тема урока

Формирование униве

                              дей

   ЗНАТЬ    

сальных учебных

ствий

УМЕТЬ

1.

«Поучение»Владимира Мономаха»(отрывок)-нравственные заветы Древней Руси. Русские летописи.»Повесть временных лет»

Основы христианской морали

Воспринимать и анализировать древнерусский текст, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы;

.

2.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» как прославление любви и верности

Структуру повести, образы

Воспринимать и анализировать древнерусский текст

3.

Р.р.Подготовка к письменной работе по УНТ и  древнерусской литературе

Особенности композиции сочинения-рассуждения.

Выбрать жанр сочинения, составить план, определить идею, подобрать цитаты; оформлять устное высказывание в письменной форме (сочинение), четко ответив на поставленный вопрос, используя текст изученных произведений.

                   4.Из русской литературы 18 века(32ч.)

Тема урока

Формирование униве

                             дей

   ЗНАТЬ    

сальных учебных

ствий

УМЕТЬ

1.

М.В.Ломоносов .Слово о поэте и ученом. Мысли автора о Родине, русской науке  ее творцах в одах  «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия …»

Оду как жанр, теорию «трех штилей»

Воспринимать и анализировать тексты произ-ведений XVIII века; выразительно чи-тать

2.

Г.Р.Державин .Философские размышления о смысле  жизни и свободе творчества в стихах «На птичку…», «Признание», «Река времен в своем  стремленье…»

Особенности поэтических произведений поэта, их тематику

Воспринимать и анализировать тексты произ-ведений XVIII века; выразительно чи-тать

3.

А.С.Пушкин. Интерес Пушкина к истории России в поэме «Медный всадник! (отрывок)

Понятие о поэме, о литературном герое, конфликте, эле-ментах сюжета

Анализировать текст, сравнивать героев, выявлять авторскую позицию

4.

А.С.Пушкин .Прославление деяний Петра1 в поэме «Медный всадник» (отрывок)

Понятие о лирике, лирическом герое, своеобразие жанра поэмы, композицию произведения

Анализировать поэтическое произведение

5.

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее  летописный источник .Особенности содержания и формы баллады

Понятие о балладе, об использовании фольклорных и литературных традиций в изображении героев и событий

Анализировать поэтическое произведение, вы-делять смысловые части художествен-ного текста, анали-зировать эпизод, сравнивать героев

6.

А.С.Пушкин . «Борис Годунов»:сцена в Чудовом монастыре .Значение труда летописца в истории культуры.

Р.р.Подготовка к дом.сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина»

Что такое трагедия, образ летописца, самозванство в понимании Пушкина

Анализировать поэтическое произведение

7.

А.С.Пушкин. Изображение маленького человека в повести  «Станционный смотритель»

Содержание повести; нравственную проблематику повести; содер-жание понятия «образ».

Владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы

8.

Герои повести «Станционный смотритель».Анализ эпизодов

Содержание повести; нравственную проблематику повести; содер-жание понятия «образ».

Выделять смысловые части художественного текста, анализировать эпизод, сравнивать героев; самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы; выявлять авторскую позицию

9.

М.Ю.Лермонтов .Картины быта 16 в. И их роль в понимании характеров и идеи поэмы «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Содержание поэмы, его историческую основу; нравственную проблематику поэмы

Анализировать язык поэмы, ее связь с устным народным творчеством; самостоятельно делать выводы

10.

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным

Владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению;

Строить рассуждения на нравственно-этические темы

11.

М.Ю.Лермонтов .Проблема гармонии человека и природы в стих. «Когда волнуется желтеющая нива…»

Мастерство в создании художественных образов

Воспринимать и анализировать поэтический текст

12.

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

Содержание  и жанры изученных худ. произведений, их авторов, особенности творчества

Анализировать худ. текст

13.

Н.В.Гоголь .Краткий рассказ о писателе. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба».Нравственный облик главного героя

Содержание повести;

Выделять смысловые части художественного текста, сопостав-лять эпизоды и сравнивать героев,

14.

Отец и сыновья Характеры главных героев. «Тарас Бульба»

Нравственную проблематику повести, средства раскрытия харак-теров героев

Выявлять автор-скую позицию, осо-бенности изобра-жения человека и природы в повести

15.

Р.Р.Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Содержание повести; строение письменного выска-зывания

Выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный

 материал, редактировать написанное

16.

И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных

Содержание понятия «пейзаж»

Самостоятельно делать выводы, выявлять роль психологической детали, авторскую позицию

17.

И.С.Тургенев Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе.

Р.Р.Обучение дом.сочинению

Своеобразие стихот-ворений в прозе

Анализировать поэтику сти-хотворений в прозе

18.

Н.А.Некрасов. Величие духа       русской женщины в поэмах «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая»

Сюжет и композицию поэмы

Анализировать эпизод худо-жественного произ-ведения

19.

Вн.чт.Н.А.Некрасов.Боль поэта за судьбу народа в стихотворениях «Размышления у парадного  подъезда»

Об образной яркости и повествова-тельном начале Некрасова

Воспринимать и анализировать поэтический текст, выявлять авторские размышления о народных судьбах и характерах

20.

Вн.чт.А.К.Толстой .Конфликт рыцарства и самовластия в исторических балладах «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин»

Содержание баллад, определение жанра баллады, образную природу баллад

Выделять жанровые признаки баллады, выявлять авторскую позицию

21.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Сатирическое изображение нравственных пороков общества в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил2

Содержание сказок, определение по-нятий «аллегория», «фантастика»

Выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах характера

22.

М.Е.Салтыков -Щедрин .Понятие о гротеске в сказке «Дикий помещик».

Р.р.Подготовка к дом.сочин. «Средства создания комического в сказке Салтыкова –Щедрина»

Содержание повести; строение письменного выска-зывания

Выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный

 материал, редактировать написанное

23.

Контрольная работа «Проблемы и герои  произведений Н.В.Гоголя ,И.С.Тургенева ,Н.А.Некрасова и М.Е.Салтыкова -Щедрина.»

Содержание  и жанры изученных худ. произведений, их авторов, особенности творчества

Анализировать худ. текст

24.

Л.Н.Толстой .Автобиографический характер повести «Детство».Сложность взаимоотношений детей и взрослых

Отдельные факты биографии писателя, определение понятия «автобиографическое произведение», понимать, почему для Толстого так важна была Ясная Поляна;

Анализировать отдельные главы, вникая во внутренний мир героя, передавая сложность его чувств и переживаний, понимать взаимоотношения взрослых и детей, уметь оценить общую атмосферу, окружающую ребенка в дворянской семье.

25.

Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство».Его чувства ,поступки и духовный мир

Нравственную проблематику повести;

Участвовать в диалоге по прочитанному произведению, оценивать героя по его поступкам, давать характеристику героя, отражая особенности его характера (постоянное внутреннее движение, противоречия, смена чувств), понимать особенности повествовательной манеры писателя, оценивать язык Толстого («толстовские» эпитеты,

их роль в произведении).

26.

И.А.Бунин .Сложность взаимопонимания детей и взрослых в рассказе «Цифры».

Что называют психо-логическим рас-сказом

Выявить авторское отношение

27.

И.А.Бунин .Нравственный смысл рассказа «Лапти».

Р.р Подготовка к сочин. «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина

Содержание понятия «деталь худо-жественного произведения»

Выделять смысловые части художественного текста, самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы, показывать выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина

28.

А.П.Чехов. Живая картина нравов в рассказе «Хамелеон»

Сюжет и образную систему рассказов; говорящие

 фамилии, юмор, роль художественной детали; язык персонажей

Давать оценку действиям героев, самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказа, роль художественной детали в рассказах Чехова, ее связь с внутренним состоянием персонажа, авторским отношением к нему

29.

Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».Развитие  понятий о юморе и сатире

Сюжет и образную систему рассказов; говорящие

 фамилии, юмор, роль художественной детали; язык персонажей

Роль

художественной детали в рассказах Чехова

30.

Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник»

Сюжет и образную систему рассказов; говорящие

 фамилии, юмор, роль художественной детали; язык персонажей

Роль художественной детали в рассказах Чехова, ее связь с внутренним состоянием персонажа, авторским отношением к нему

31.

Вн.чт. Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова  «Тоска», «Размазня» и др.

Тему, основную идею, систему обра-зов рассказа

Высказать впечатление от прочитанного про-изведения

32.

«Край ты мой ,родимый край».Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе

Особенности поэтического текста

Анализировать поэтический текст

4.Из русской литературы 20 века(21ч.)

Тема урока

Формирование

                униве

                     дей    

                             

   ЗНАТЬ    

сальных учебных

ствий

УМЕТЬ

1.

М.Горький .Изображение «свинцовых мерзостей жизни» в повести «Детство»

Автобиографический характер повести, ее содержание, причины поступков героев;

Делать художественный пересказ частей сюжета, выделять те события, которые произвели на душу ребенка (героя и читателя) особо тяжкие впечатления, определять отношение автора к изображаемым событиям и оценивать их, находить художественные средства, изображающие враждебную обстановку в доме деда, уметь делать выводы о нравственном значении, смысле событий.

2.

«Яркое ,здоровое ,творческое в русской жизни» в повести М.Горького «Детство»

Специфические черты характера, присущие отдельным героям повести: бабушке, Алеше, деду, Цыганку, Хорошему Делу;

Видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику литературному герою по плану, объяснять поступки героев, их характеры, взаимоотношения друг с другом.

3.

Р.Р.Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство».Портрет как средство характеристики героя.

Характеристику персонажей в эпизоде,как сформулировать общий вывод о роли эпизода в произведении.

Определять границы эпизода, пересказывать его, объяснять, насколько он важен в раскрытии идеи всего произведения, какова его роль в композиции, проследить динамику их чувств, поведения, оценить особенности речи, выявить присутствие автора (прямое и опосредованное)

4.

В.В.Маяковский .Мысли автора о роли поэзии  жизни человека и общества в стихотворении «Необычайное приключение ,бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Факты жизни и творческого пути поэта, своеобразие художественной формы стихотворения, определение понятия «сатира»;  роль фантастических картин в произведении, роль поэта в обществе;

Выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части художественного текста, определять художественное своеобразие стихотворения, приемы создания образов, оценивать язык поэта.

5.

Вн.чт .Два взгляда на мир  в стихотворении В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Понятие о лирическом герое;тонкости внутреннего мира лирического героя, главную тему стихотворения;.

Видеть идейную позицию автора, способного сопереживать, сочувствовать; определять главную мысль стихотворения, наблюдать над ритмом, лексикой, звукописью, строфикой стихотворения

6.

Л.Н.Андреев .Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека в рассказе «Кусака».

Сведения о жизни и творческом пути писателя, содержание произведения, нравственную проблематику произведения;

Сформулировать собственное отношение к событиям и героям, владеть различными видами пересказа.

7.

А.П.Платонов. Внешняя и внутренняя красота человека в рассказе «Юшка»

Сведения о жизни и творческой деятельности писателя, сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание;

Анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев.

8.

Вн.чт. Вечные нравственные ценности в рассказах А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире» и «Неизвестный цветок»

Содержание прочитанного произведения, особенности языка писателя;

Воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному.

9.

Р.р.Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»(по произведениям писателей 20 века)

Содержание прочитанных произведений;

Определять основную мысль сочинения, соотносить ее с тем рассказом (рассказами), по которому нужно написать сочинение, уметь вычленить материал, привести примеры, где герой получает сочувствие и где его лишается, развернуть основной тезис и построить план сочинения.

10.

Б.Л.Пастернак .Своеобразие картин природы в лирике.( «Июль», «Никого не будет в доме…»)

Биографию

Читать и анализировать поэтический текст

12.

Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения.

План анализа

Анализировать эпизод или стихотворение

13.

Вн.чт. Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова,  А.Твардовского, Н.Тихонова и др.

Особенности поэтических текстов о Великой Отечественной войне

.

Выразительно читать стихотворения патриотической направленности

14.

Ф.А.Абрамов. Нравственно-эстетические и экологические проблемы рассказа «О чем плачут лошади».

Факты жизни и творческой биографии писателя, сюжет и проблематику рассказа, роль сказочных элементов, понятие литературной традиции;

 

Анализировать небольшое эпическое произведение, объяснять, какими средствами автору удается вызвать сочувствие и сопереживание у читателей, определять особенности жанра, композиции, темы произведения.

15.

Е.И.Носов .Нравственные проблемы рассказов «Кукла» и «Живое пламя».

Сведения о жизни и творческой деятельности писателя, содержание рассказа, понятия «тема» и «идея», план анализа эпического произведения;

Анализировать небольшое произведение, сравнивать тексты, находя сходство и различие, объяснять роль пейзажа, определять средства художественной выразительности для воссоздания психологического состояния героя

16.

Вн.чт. Ю.П.Казаков «Тихое утро».Герои рассказа и их поступки.

Сведения из жизни писателя, план характеристики героев;

Давать характеристику героям, оценивать их поступки, понимать внутренний мир героев, их взаимоотношения; оценивать пересказы своих одноклассников; создавать сравнительную характеристику Яшки и Володи, отмечать общее и различное в поведении и характерах героев.

17.

Вн.чт. «Тихая моя родина…».Стихи поэтов 20 века о родине  и родной природе.(В.Брюсов,Ф.Сологуб,С.Есенин,Н.Рубцов,Н.Забо

лоцкий)

План анализа поэтического произведения, особенности восприятия родной природы русскими поэтами;

Воспринимать и анализировать поэтический текст, чувствовать

настроение автора, определять художественные средства: эпитеты, сравнения, метафоры и пр., передавать настроение автора при чтении.

18.

А.Т.Твардовский. Философские проблемы в лирике .Стихотворения «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета…», «На дне моей жизни…»

Сведения о жизни и творческом пути автора, план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы, понятие о лирическом герое;

Выразительно читать стихотворение, анализировать лирическое произведение, определять тематику пейзажной лирики Твардовского, ее главные мотивы, отмечать литературные приемы, особенности лексики, размер, высказывать свое впечатление от стихотворения.

19.

Вн.чт. Д.С.Лихачев «Земля родная»(главы) как духовное напутствие молодежи .

Автора, биографические сведения о нем, определение понятий «публицистика» (развитие понятия), «мемуары» (начальное представление);

Выстраивать устный и письменный ответы (рассуждать) на поставленные вопросы, определять жанровые признаки произведений, уметь оценивать отношение автора к прочитанному.

20.

М.М.Зощенко. Смешное и грустное в рассказе писателя «Беда»

Автора и сведения о его биографии, творчестве, содержание рассказа, авторскую позицию в оценке поступков героев;

Видеть смешное и грустное в произведении, «сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона» (М.Горький), передавать содержание в соответствии с речевыми особенностями произведения (просторечная лексика героев), писать отзыв на рассказ.

21.

Вн.чт. Песни на слова русских поэтов 20 века- лирические размышления о жизни ,времени, и вечности.(А.Вертинский ,И.Гофф, Б.Окуджава)

Содержание изучаемых произведений

Анализировать песни

5.Из литературы народов России(1ч.)

Тема урока

Формирование униве

                               дей

   ЗНАТЬ    

сальных учебных

ствий

УМЕТЬ

1.

Расул Гамзатов. Размышления поэта об истоках и основах жизни. Стихотворения «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине», «Опять за спиною родная земля…»

Факты жизни и творческого пути поэта, план анализа лирического произведения

Выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст.

6.Из зарубежной литературы(5ч.)

Тема урока

Формирование униве

                               дей

   ЗНАТЬ    

сальных учебных

ствий

УМЕТЬ

1.

 «Кто честным кормится трудом –таких зову я знатью»Р.Бернс. Представления поэта о справедливости и честности

Автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, темы его творчества: честность, справедливость, честь, совесть.

.

Выразительно читать стихотворение, подчеркивая его грустный и шутливый характер; объяснять, почему стихотворение стало песней, способы достижения комического эффекта; определять, какие образы и понятия противопоставляются, роль рефрена

2.

Д.Г.Байрон- «Властителям наших дум».Стихотворение «Ты кончил жизни путь ,герой…» как прославление подвига во имя  свободы Родины

Автора, факты его жизненного и творческого пути, гуманистический смысл творчества Байрона;

Анализировать поэтический текст, видеть особенности поэтических интонаций, определять художественные средства, создающие торжественный настрой в этом стихотворении

3.

Японские хокку (хайку)(трехстишия).Особенности жанра

Жанры японской поэ-зии

Читать выразительно

4.

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри «Дары волхвов».Преданность и жертвенность во имя любви

Автора, факты жизни и творческого пути писателя, содержание рассказа, нравственную проблематику произведения;

Видеть гуманизм и легкий юмор в рассказах писателя.

5.

Вн.чт. Р.Д. Бредбери. Фантастический рассказ –предупреждение «Каникулы»

Биографические сведения о Р.Брэдбери, понятие «фантастический рассказ-предупреждение»;

Объяснять смысл названия рассказа, фольклорные традиции, понимать внутреннее состояние героев, роль авторских ремарок и приемов фантастики.

6.

Контрольная работа за курс 7 класса .Итоги года и задание на лето

Как литература влияет на формирование в человеке нравственного и эстетического

чувств

Обобщать прочитанное и изученное

Раздел 4.Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса

В результате изучения литературы ученики должны знать:

-        авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений);  роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения (начальные представления); герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.

Учащиеся должны уметь:

  1. видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
  2. различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
  3. видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
  4. объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
  5. видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации,- определять смену интонаций в речи героев пьесы;
  6. передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
  7. видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
  8. аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
  9. выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

  1. сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
  2. оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
  3. сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
  4. стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
  5. написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.

                   Раздел 5.Перечень  учебно-методического  обеспечения

  1. Коровина В.Я. Литература7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. -М.: Просвещение, 2010.
  2. Коровина  В.Я.  «Читаем, думаем,  спорим...»: Дидактические    материалы  по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2009.

4.Аникина СМ., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2011.


                                                                                                                                           Приложение1

Календарно-тематическое

планирование по русскому языку

 в 7 классе

Тема урока

К.ч.

         Да

По плану  

Та

Факт.

1

Введение .Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1ч.

Устное народное творчество

4ч.

2

Предания как поэтическая автобиография народа

1ч.

3

Понятие о былине .Собиратели былин. Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя былины «Вольга и Микула Селянинович».

1ч.

4

Вн.чт. Своеобразие и поэтичность языка былин «Илья Муромец и Соловей –разбойник», «Садко», «Калевала»-карело-финский эпос.

1ч.

5

Пословицы и поговорки .Особенности смысла и языка.

1ч.

Древнерусская литература

.

6

«Поучение»Владимира Мономаха»(отрывок)-нравственные заветы Древней Руси. Русские летописи.»Повесть временных лет»

1ч.

7

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» как прославление любви и верности

1ч.

8

Р.р.Подготовка к письменной работе по УНТ и  древнерусской литературе

1ч.

Из русской литературы

32ч.

9

М.В.Ломоносов .Слово о поэте и ученом. Мысли автора о Родине, русской науке  ее творцах в одах  «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия …»

1ч.

10

Г.Р.Державин .Философские размышления о смысле  жизни и свободе творчества в стихах «На птичку…», «Признание», «Река времен в своем  стремленье…»

1ч.

11

А.С.Пушкин. Интерес Пушкина к истории России в поэме «Медный всадник! (отрывок)

1ч.

12

А.С.Пушкин .Прославление деяний Петра1 в поэме «Медный всадник» (отрывок)

1ч.

13

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее  летописный источник .Особенности содержания и формы баллады

1ч.

14

А.С.Пушкин . «Борис Годунов»:сцена в Чудовом монастыре .Значение труда летописца в истории культуры.

Р.р.Подготовка к дом.сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина»

1ч.

15

А.С.Пушкин. Изображение маленького человека в повести  «Станционный смотритель»

1ч.

16

Герои повести «Станционный смотритель».Анализ эпизодов

1ч.

17

М.Ю.Лермонтов .Картины быта 16 в. И их роль в понимании характеров и идеи поэмы «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

1ч.

18

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным

1ч.

19

М.Ю.Лермонтов .Проблема гармонии человека и природы в стих. «Когда волнуется желтеющая нива…»

1ч.

20

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

1ч.

21

Н.В.Гоголь .Краткий рассказ о писателе. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба».Нравственный облик главного героя

1ч.

22

Отец и сыновья Характеры главных героев. «Тарас Бульба»

1ч.

23

Р.Р.Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

1ч.

24

И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных

1ч.

25

И.С.Тургенев Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе.

Р.Р.Обучение дом.сочинению

1ч.

26

Н.А.Некрасов. Величие духа       русской женщины в поэмах «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая»

1ч.

27

Вн.чт.Н.А.Некрасов.Боль поэта за судьбу народа в стихотворениях «Размышления у парадного  подъезда»

1ч.

28

Вн.чт.А.К.Толстой .Конфликт рыцарства и самовластия в исторических балладах «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин»

1ч.

29

М.Е.Салтыков-Щедрин. Сатирическое изображение нравственных пороков общества в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил2

1ч.

30

М.Е.Салтыков -Щедрин .Понятие о гротеске в сказке «Дикий помещик».

Р.р.Подготовка к дом.сочин. «Средства создания комического в сказке Салтыкова –Щедрина»

1ч.

31

Контрольная работа «Проблемы и герои  произведений Н.В.Гоголя ,И.С.Тургенева ,Н.А.Некрасова и М.Е.Салтыкова -Щедрина.»

1ч.

32

Л.Н.Толстой .Автобиографический характер повести «Детство».Сложность взаимоотношений детей и взрослых

1ч.

33

Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство».Его чувства ,поступки и духовный мир

.

34

И.А.Бунин .Сложность взаимопонимания детей и взрослых в рассказе «Цифры».

1ч.

35

И.А.Бунин .Нравственный смысл рассказа «Лапти».

Р.р Подготовка к сочин. «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина

1ч.

36

А.П.Чехов. Живая картина нравов в рассказе «Хамелеон»

1ч.

37

Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».Развитие  понятий о юморе и сатире

1ч.

38

Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник»

1ч.

39

Вн.чт. Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова  «Тоска», «Размазня» и др.

1ч.

40

«Край ты мой ,родимый край».Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе

.

Из русской литературы 20 века

21ч.

41

М.Горький .Изображение «свинцовых мерзостей жизни» в повести «Детство»

1ч.

42

«Яркое ,здоровое ,творческое в русской жизни» в повести М.Горького «Детство»

1ч.

43

Р.Р.Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство».Портрет как средство характеристики героя.

1ч.

43

В.В.Маяковский .Мысли автора о роли поэзии  жизни человека и общества в стихотворении «Необычайное приключение ,бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

1ч.

44

Вн.чт .Два взгляда на мир  в стихотворении В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

1ч.

45

Л.Н.Андреев .Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека в рассказе «Кусака».

1ч.

46

А.П.Платонов. Внешняя и внутренняя красота человека в рассказе «Юшка»

.

47

Вн.чт. Вечные нравственные ценности в рассказах А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире» и «Неизвестный цветок»

1ч.

48

Р.р.Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»(по произведениям писателей 20 века)

1ч.

49

Б.Л.Пастернак .Своеобразие картин природы в лирике.( «Июль», «Никого не будет в доме…»)

1ч.

50

Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения.

1ч.

51

Вн.чт. Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова,  А.Твардовского, Н.Тихонова и др.

1ч.

52

Ф.А.Абрамов. Нравственно-эстетические и экологические проблемы рассказа «О чем плачут лошади».

1ч.

53

Е.И.Носов .Нравственные проблемы рассказов «Кукла» и «Живое пламя».

1ч.

54

Вн.чт. Ю.П.Казаков «Тихое утро».Герои рассказа и их поступки.

1ч.

55

Вн.чт. «Тихая моя родина…».Стихи поэтов 20 века о родине  и родной природе.(В.Брюсов,Ф.Сологуб,С.Есенин,Н.Рубцов,Н.Забо

лоцкий)

1ч.

56

А.Т.Твардовский. Философские проблемы в лирике .Стихотворения «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета…», «На дне моей жизни…»

1ч.

57

Вн.чт. Д.С.Лихачев «Земля родная»(главы) как духовное напутствие молодежи .

1ч.

58

М.М.Зощенко. Смешное и грустное в рассказе писателя «Беда»

1ч.

59

Вн.чт. Песни на слова русских поэтов 20 века- лирические размышления о жизни ,времени, и вечности.(А.Вертинский ,И.Гофф, Б.Окуджава)

1ч.

60

1ч.

61

1ч.

Из литературы народов России

1ч.

62

Расул Гамзатов. Размышления поэта об истоках и основах жизни .Стихотворения «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине», «Опять за спиною родная земля…»

Из зарубежной литературы

5ч.

63

 «Кто честным кормится трудом –таких зову я знатью»Р.Бернс. Представления поэта о справедливости и честности

1ч.

64

Д.Г.Байрон- «Властителям наших дум».Стихотворение «Ты кончил жизни путь ,герой…» как прославление подвига во имя  свободы Родины

1ч.

65

Японские хокку (хайку)(трехстишия).Особенности жанра

1ч.

66

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри «Дары волхвов».Преданность и жертвенность во имя любви

1ч.

67

Вн.чт. Р.Д. Бредбери. Фантастический рассказ –предупреждение «Каникулы»

1ч.

68

Контрольная работа за курс 7 класса .Итоги года и задание на лето

1ч.