Внимание
Предварительный просмотр:
Внимание как психический процесс
Внимание – сосредоточенность сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение.
Физиологические основы внимания
Коротко этот вопрос можно изложить так: физиологический механизм внимания рассматривается как фильтр, расположенный на разных уровнях нервной системы и отсеивающий мало значимые сигналы.
Виды внимания
1. По участию волевых процессов:
Непроизвольное внимание – это сосредоточенность сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя. Некоторые качества объекта, которые превращают его в объект внимания – более сильный раздражитель на фоне; новизна раздражителя; начало и прекращение действия.
Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. Ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение: сосредоточение на умственной деятельности облегчается, если познание включено в практическое действие; организация рабочего места; психическое состояние человека; словесное напоминание самому себе.
Послепроизвольное внимание – внимание, возникающее после того, как было вызвано произвольное внимание. Послепроизвольное внимание – сосредоточенность на объекте в силу его ценности для личности.
2. По тому, где находится объект внимания: во внешнем мире (внешненаправленное внимание) или это внутренние процессы личности (внутреннее внимание) ( В.В. Богословский, 1981, с. 160).
Свойства внимания
Объем внимания – количество объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени.
Распределение внимания – способность человека удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов.
Концентрация внимания – степень сосредоточения внимания на объекте. Концентрация внимания выражается в том, что внимание поглощено одним объектом.
Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.
Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте.
Внимательность как свойство личности
Внимательность как черта личности проявляется в своеобразном синтезе свойств внимания. Основу внимательности составляет произвольное внимание.
Рассеянность – состояние внимания, при котором человек не может сосредоточиться на каком-либо объекте.
Невнимательность – неумение сосредоточиться на предмете.
Память как психический процесс
Память – запоминание, сохранение (забывание) и воспроизведение (узнавание) обстоятельств жизни и деятельности личности.
Запоминание протекает в трех формах: запечатление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание.
Запечатление – прочное и точное сохранение в оперативной, кратковременной, долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд.
Заучивание – запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал. По отношению к исходному материалу различают заучивание дословное (точное запоминание и воспроизведение всего текста в словах и предложениях), близкое к тексту (воспроизводится логика, аргументация, основной словарный фонд, синтаксис), смысловое (основные положения текста и связи между ними).
Сохранение – более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение имеет две стороны: собственно сохранение и забывание. Прочному сохранению материала способствует включение изученного материала в деятельность.
Забывание – один из процессов в системе памяти, проявляющийся в невозможности (неспособности) припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании (Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, 2006, с. 161).
Воспроизведение – воссоздание в деятельности и общении сохраненного в памяти материала. Различают несколько уровней воспроизведения: узнавание, воспроизведение, припоминание.
Узнавание – воспроизведение при опоре на восприятие объекта.
Воспроизведение – воссоздание материала, не вызывающее затруднений и не требующее опоры на восприятие.
Припоминание – воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено.
Эйдетическая память – способность памяти некоторых индивидов к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен.
Виды памяти
1. По тому, что запоминается, различают образную (слуховую, зрительную, двигательную и т.д.), словесно-логическую, эмоциональную память. Образная память – это память на представления. Словесно-логическая память – память на знания в речевой форме, логические схемы, математическую символику. Эмоциональная память – это память на чувства.
2. По времени, на которое сохраняется информация, – долговременную, кратковременную, оперативную.
3. По участию или неучастию в запоминании волевых процессов – непроизвольную, произвольную.
4. По характеру связей в запоминаемом материале выделяют запоминание механическое и смысловое. Механические связи отражают пространственное положение, временную последовательность запоминаемых объектов. Смысловые – отражают закономерные связи.
5. По использованию или неиспользованию средств запоминания: опосредованное и непосредственное.
Закономерности процесса запоминания
1. Эффективность запоминания зависит от цели. Цель, более значимая эмоционально или практически, способствует более прочному запоминанию.
2. С эффективностью запоминания связан мотив запоминания (надо ли запоминать, зачем?).
3. Установка на запоминание (как долго я хочу помнить этот материал).
4. Эффективность запоминания зависит от средства предъявления (репрезентации) материала.
5. Эффективность запоминания зависит от логической структуры материала.
6. эффективность запоминания зависит от организации процесса заучивания.
7. В запоминание следует включать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную). Чем больше анализаторов включено в процесс запоминания, тем запоминание выше.
8. Запоминая сложный материал, его следует воспроизводить вслух.
Индивидуальные различия памяти человека
Личностные особенности памяти включают в себя – индивидуальные для каждого человека сочетания видов памяти, особенности процессов запоминания и сохранения, типичные для каждого человека свойства памяти.
Объем, точность, мобилизационная готовность, уверенность в правильности воспроизведения как индивидуальные особенности мнемической функции.
Объем памяти для совершенно нового материала и материала, не имеющего смысла (слоги, числа, слова иностранного языка, новые термины) равен числу Миллера 7+2 единицы. Точность – способность без искажения, в тех же самых словах, воспроизвести информацию. Мобилизационная готовность – умение припомнить нужный материал в данный момент.
Определение понятий «чувства» и «эмоции»
Чувства – это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает и делает (А.В. Перовский, 1995, с. 239 – 258).
Чувства отражают отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, которое закреплено в направлении его личности. Чувства имеют предметных характер, их вызывают факты, события, люди и события, по отношению к которым субъект стабильно положительно или отрицательно мотивирован.
Эмоции – непосредственное, временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. В переводе эмоции – душевное волнение, душевное движение.
Эмоциональное состояние – особое психическое состояние, в котором восприятие и понимание чего-либо, знание о чем-либо выступает в единстве с личным отношением к воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. В этом случае говорят об особом эмоциональном состоянии (А.В. Перовский, 1995, с. 239 – 258).