Речь
Предварительный просмотр:
Определение понятия «речь»
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством язык (Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, 2006, с. 474).
Язык – система знаков любой физической природы, служащая средством осуществления человеческого общения и мышления (Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, 2006, с. 636).
Виды речи
В зависимости от выявленности речевой деятельности вовне различают внешнюю и внутреннюю речь.
Внешняя речь – речевая деятельность, выявляемая вовне.
Внешняя речь – письменная и устная.
Письменная речь – речь, реализуемая в форме, доступной для зрительного восприятия, закрепленная в виде письменного текста; способ речевого общения, в котором словесное высказывание обозначается с помощью графических символов (Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, 2006, с. 71).
Устная речь – внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь. Устная речь – это диалог и монолог.
Диалог – разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов собеседников, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий.
Монолог – речь, которую произносит один человек, обращаясь к одному или многим лицам, слушающим его.
Внутренняя речь – беззвучная речь, речь со скрытой вербализацией.
Эгоцентрическая речь – определенный этап в развитии речи; речь вслух для себя. Характерна дошкольному периоду развития ребенка. Эгоцентрическая речь – речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, 1990, с. 343)
Речь в структуре общения
Вербальное общение – последовательность включения обеспечивающих его механизмов.
Первый этап – программирование речи – построение смыслового костяка речевого высказывания, того, что человек хочет сказать. Для этого отбирается информация, которую он считает важной и отсеивается ненужная, второстепенная.
Второй этап – построение синтаксической структуры предложения. Определяется общая конструкция фразы, ее грамматическая форма, включаются механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова, выбор звуков, наиболее точно его воспроизводящих.
Третий этап – проговаривание, реальное звучание речи (А.В. Петровский, 1995, с. 286-287).