Дополнительное образование детей

Луговая Татьяна Павловна

Дополнительное образование детей

 

 На сегодняшний день дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

Практика показала — чем выше качественный уровень школьного образования, тем шире спектр интересов подрастающей личности, который нынешняя школа не в состоянии удовлетворить в одиночку.Образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Система дополнительного образования детей прошла полный курс развития от случайного набора кружков, секций через создание блоков разных направленностей, через создание материальной базы к системе, которая естественным образом вплетается в образовательный и воспитательный процессы  и является естественным продолжением основного образования.  Дети выбирают то, что близко им по природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом — смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.

Ценность дополнительного образования детей состоит еще и в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Дополнительное образование детей — это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития.В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

ка показала — чем выше качественный уровень школьного образования, тем шире спектр интересов подрастающей личности, который нынешняя школа не в состоянии удовлетворить в одиночку.

Секции и кружки помогают ребёнку лучше усвоить учебную программу в школе и развивают заложенные в нём черты одарённости в интеллектуальной, эмоционально-художественной и физической сферах. Информатизация позволяет создать единое образовательное пространство для научно-исследовательской и самостоятельной работы учащихся

 Развитие логического мышления ребёнка, его способность к последовательному аргументированному рассуждению, а также способность к созданию логических схем и выявлению закономерностей помогают выйти за границы школьной программы и прививают интерес к интеллектуальным упражнениям и играм. Всё это сопровождается качественным эстетическим развитием.

Учитывая тенденции развития образовательной среды, можно выделить три приоритета дополнительного образования детей:

  • развитие созидательной активности детей;
  • интеграция детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества;
  • развитие одаренных детей.

Для снижения напряженности, нетерпимости, агрессивности среди детей  и подростков нужно повысить их занятость социально полезным делом. В этом плане дополнительное образование детей     противостоит натиску всевозможных “контркультур”, дестабилизирующих молодое поколение.

Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором дети и подростки  могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга — тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе.

 

Комментарии

Людмила Васильевна Бажутина

Очень хорошо написано о дополнительном образовании детей! Вот бы так понимало наше правительство! Тогда бы и не закрывали школы искусств и не сокращали финансирование на нужды школ!
Луговая Татьяна Павловна

Спасибо Людмила Васильевна, за отзыв о моих размышлениях. Хотелось бы прочитать ваше мнение по дополнительному образованию. Возможно, наши и другие совместные действия и дойдут до правительства, которое не хочет замечать в реальности существование дополнительного образования. Вот еще некоторые размышления. Существуют основополагающие предпосылки правильного воспитания. Совместная работа школы, семьи, других учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Через систему мероприятий (дел, акций) учащиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка. Существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество учащихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других. Сегодня система дополнительного образования выступает как:  педагогическая структура, максимально приспосабливающаяся к запросам и потребностям учащихся;  обеспечивающая психологический комфорт для всех учащихся;  обеспечивающая личностную значимость учащихся;  дающая шанс каждому открыть себя как личность;  предоставляющая ученику возможности творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе;  налаживающая взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма. Педагоги ДО в партнерстве с родителями создают условия для гармоничного и разностороннего развития детей, становления успешной личности.
Людмила Васильевна Бажутина

Татьяна Павловна, согласна с каждым Вашим словом, но добавлю одно - так называемое "дополнительное образование" детей является как раз основным, причём с самого раннего возраста. А дальше став взрослым, человек развивает себя сам по уже заложенному культурой пути духовности и развития. Вот эту мысль нужно смело применять в своей работе.
Луговая Татьяна Павловна

Совершенно с вами согласна. Мы в своей работе закладываем основу, даем возможность себя попробовать в разных видах деятельности, что в дальнейшем становится тем основным, чему посвящена трудовая деятельность. Но иногда бывает, что увлечение становится просто хобби и тоже помогает в жизни. Все взаимосвязанно.

Я вполне согласна с вами, коллеги, что на данном этапе образования зачастую дополнительное образование выступает наряду с основным, иногда даже доминируя и выводя ребёнка на выбор дальнейшего пути в жизни. Поэтому очень внимательно мы, педагоги дополнительного образования должны наблюдать и следить за интересом к деятельности внутри объединения - не будет это лишь хобби, или это вырастает на профессиональную почву.