участие в Межрегиональной научно-практической конференции для студентов и преподавателей «АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА»
Педагогическая деятельность многогранна, сложна, трудоемка. В труде преподавателя нет неизменных элементов: постоянно меняются программы, требования времени, технологии, меняется контингент студентов, обогащается педагогическая наука. Все это требует постоянного поиска наиболее важного содержания, целесообразных форм, методов и средств обучения, эффективных путей сотрудничества в процессе обучения. Составной частью совершенствования педагогического мастерства преподавателя является его научно-исследовательская деятельность, которая предполагает анализ, систематизацию и обобщение накопленного опыта.
Научно-исследовательская деятельность преподавателя планируется и развивается в соответствии с конкретными методологическими установками, основу которых составляют системный, синергетический и гуманно ориентированный подходы к ее организации.
Основные направления научно-исследовательской деятельности преподавателей: - умение пользоваться и ориентироваться в потоке цифровой информации;
- совершенствование форм и методов обучения, обеспечивающих развитие мыслительной активности обучающихся;
- развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
-овладение учебными и профессиональными практическими умениями и навыками, компетенциями;
- сопровождение экспериментальной, инновационной деятельности студентов;
-организация, проведение и научное руководство исследовательской деятельностью обучающихся;
- разработка и реализация основных профессиональных образовательных программ, учебно-методических комплексов;
- участие в научных и научно-практических конференциях различного уровня;
- публикация статей, тезисов и выступлений на страницах прессы, Internet сайтов, порталов по обмену опытом, работа в обучающих порталах, таких как SKYSMART,
MOODLE, WEBTUTOR, WEBINAR, ZOOM и т.д.;
- участие в работе научно-практических конференций, семинаров, педсоветов, и др.;
- подготовка и издание учебных пособий, методических рекомендаций указаний, рабочих тетрадей и т. п.;
- использование результатов научно-исследовательской работы в учебном процессе;
- публикация статей и тезисов выступлений на страницах печати, Internet и др.
В связи с этим имею опыт участия в научно-исследовательском семинаре кафедры иностранных языков в ГАУ ДПО РБ «БРИОП» «Научно-исследовательская деятельность и ее влияние на развитие потенциала педагога», онлайн конференциях республиканского методического объединения преподавателей иностранных языков.
Мои публикации и выпуски сборников, а также статей на НПК, сайтах и семинарах преподавателей следующие: методическое пособие по выполнению контрольных работ по английскому языку для студентов по квалификации «техник»; методические рекомендации по написанию рефератов для студентов СПО; пособие по выполнению контрольных работ студентами технических специальностей «ЭАСХ» и «МСХ»; статья «Толерантное воспитание на уроке иностранного языка» на НПК в БГУ; статья «Педагогические условия формирования толерантности у студентов техникума» на МО «Иностранных языков»; методические рекомендации для выполнения практических работ по английскому языку для студентов IV курса очного и заочного отделений 35.02.08 «ЭАСХ» nsportal.ru; пособие по формированию страноведческих компетенций и учебное пособие «Бурятия и Иволгинский район» для специальности «Туризм» nsportal.ru; доклад «ИКТ в обучении языкам» на заседании ЦК «ООД»; доклад «Использование интерактивной доски в образовательном процессе педагога» на семинаре в ГОУ СПО БРПК; доклад ИКТ в обучении языкам на курсах по повышению квалификации ГАУ ДПО РБ «БРИОП»; доклад «Из опыта научно- исследовательской работы преподавателя Иностранных языков Савельевой С.Д.» на открытом педагогическом совете ГАПОУ РБ «БРТАТ»; доклад на НПК «Актуальные вопросы современного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов» город Кяхта по теме “Инновационные технологии в преподавании и оценке образовательных достижений студентов на уроках иностранного языка в неязыковом учебном заведении СПО".
Проводимая научно-исследовательская деятельность преподавателей направлена на подготовку конкурентоспособного специалиста.
Научно-исследовательская деятельность преподавателя способствует последовательной реализации этапов подготовки специалиста, а непрерывность всей деятельности его
позволяет формировать личность студента в соответствии с политическими, экономическими условиями, с условиями цифровизации общества и образования, развитием науки и производственной сферы. Результатом вовлечения студентов в исследовательскую деятельность становится формирование в будущих специалистах различных профессиональных качеств. Они становятся более самоорганизованными, ответственными, учатся отстаивать и формировать свою позицию, мыслить творчески и неординарно.
Формы научно-исследовательской работы студентов во внеучебное время: творческие работы, работа в секциях, на обучающих порталах и сайтах; научно - студенческие конференции; публикации продукта и результатов НИР. Проведение студенческих научно-практических конференций – итоговая форма исследовательской работы студентов, позволяющая использовать все виды самостоятельной деятельности студентов с широким охватом межпредметных и внутрипредметных связей; способствующая более глубокому изучению научной литературы, систематизации, логическому изложению и обобщению изученного материала.
Формы и виды выступлений студентов со своими проектами, докладами и выступлениями в техникуме: на неделе внеклассных мероприятий ЦК ООД, в Мегапроекте по темам ВОВ, посвященным 76-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945гг; во внеклассном интегрированном мероприятии (по дисциплинам русский язык, литература и иностранный язык) по теме «Театры мира»; в интеллектуальном конкурсе «Брейн-ринг» (в содержание вопросов, докладов викторины вошли темы по истории, ОБЖ, физкультуре, физике, но уже на английском языке).
Студенты занимаются элементами НИР на уроках иностранного языка. Урок иностранного языка представляет собой благодатное поле формирования и развития личности ребенка: развивается интеллект, воображение, речемыслительные и творческие способности, новые технологии помогают активно воздействовать на формирование и развитие языковой, социокультурной и других компетенций обучающихся, воспитание творческой, социально-активной личности.
Именно исследование на иностранном языке открывает огромные преимущества. В первую очередь, это: возможность ближе познакомиться с особенностями культуры, традициями и обычаями, историей страны изучаемого языка; возможность максимально использовать имеющие теоретические знания, умения, и навыки иностранного языка в реальной практической ситуации; возможность познакомиться с художественной и специальной литературой на иностранном языке; возможность совершенствовать языковую, речевую и социокультурную компетенции; возможность улучшить свои знания по иностранному языку, развить свой словарный запас; повысить собственную значимость в глазах своих сверстников, педагогов, семьи.
Существует три формы НИР по долгосрочности организации исследовательской
деятельности: экспресс-исследования, долговременные исследования, коллективные исследования.
Экспресс-исследования - эта форма организации, которая предполагает массовое участие студентов. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Возможны не только эмпирические исследования, построенные на наблюдениях и экспериментах, но и теоретические и, конечно же, фантастические экспресс-исследования. - эмпирические - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
Долговременные исследования - эта работа проводится в рамках внеучебной деятельности. Ее методическая сторона может быть условно поделена на несколько относительно самостоятельных этапов:
1. Постановка проблемы, цели и задачи
2. Правила выбора темы исследования:
3. Поиск вариантов решения и сбор материала
4. Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов
5. Защита результатов исследования
Коллективное или групповое исследования
В условиях модернизации современного образования элементы исследовательской деятельности могут использоваться на уроках, что способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным дисциплинам. Неоспоримый довод - организация исследования требует больших временных затрат. Согласна, но это мелочь в сравнении с тем положительным эффект прочности знания, который дает использование исследовательского метода обучения.
Пример 1. эмпирического экспресс-исследования: Тема WORDbuilding – раздаю распечатки специально подобранных текстов или это предложения, вырванные из контекста, где можно найти случаи СЛОВООБРАЗОВАНИЯ путем словосложения и словопроизводство, конверсии или прибавлении суффиксов и префиксов. Выделить типичные суффиксы и преффиксы сущ., глаголов и прилагательных, т.е. классифицировать случаи наиболее характерные для той или иной части речи суффиксы и префиксы. Мы программируем не просто изучение слов, а исследование данных случаев, анализ. Сформулируйте общее, подчеркиваю общее (всегда бывают исключения) правило WORDbuilding – рефлексия.
Исследовательская деятельность подразумевает, в первую очередь, ознакомление учащихся с различными способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а также направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать выводы.
В качестве примера 2 исследовательской работы, часто используемых на уроках иностранного языка, можно привести следующие задания и темы исследовательской работы. Расспроси одноклассников, узнай и расскажи, что они думают, вырази согласие и или несогласие, обоснуй и отстаивай свою точку зрения; добудь информацию и материал для работы; проведи анализ и синтез полученных данных; напиши услышанное, прочитанное, увиденное.
Главная педагогическая цель любого исследования (в том числе и компьютерного) – формирование различных ключевых компетенций.
Основная цель работы преподавателя иностранного языка – формирование коммуникативной компетенции, а все остальные цели реализуются в процессе осуществления главной. Коммуникативная компетенция в современном ее понимании предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. Кроме этого, она теснейшим образом связана с лингвистической, страноведческой, а также социокультурной компетенциями. Следовательно, система обучения иностранному языку должна быть построена таким образом, чтобы студентам была предоставлена возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка. Все компетенции невозможно сформировать одинаково равно на уроках.
Исследовательская деятельность служит средством формирования компетенций на уроках и во внеурочной деятельности.
Преподаватель же оказывает им языковую и организаторскую поддержку, а также анализ практики позволяет говорить о том, что осуществление замыслов зависит от сочетания следующих факторов и мотивации студентов.
Преимуществами использования исследовательских технологий на уроках иностранного языка являются: повышение мотивации учащихся; индивидуальный подход к обучению; интерактивность обучения; умение работать с большими объемами информации.
В рабочих программах предусмотрена СРС, самостоятельная исследовательская деятельность является продолжением индивидуальной или же совместной работой малых групп студентов.
На начальном этапе преподавателю необходимо научить студентов простейшим методам современных исследований, развить способность получать новые знания самому.
Очень важна роль преподавателя, который помогает, консультирует студентов по определению с направлением и темой работы, по отбору подходящих методов и приемов работы, умению строить гипотезы и ставить конкретные задачи, формулировать выводы.
Результатом кропотливой работы по сбору, анализу и систематизации информации является доклад, презентация, выступление и публикация статьи в сборниках, в научных, студенческих, профессиональных журналах. Неоспоримо преимущество владения преподавателем исследовательской компетенцией, т.е. способностью осваивать и применять на практике метод научного познания (в частности в педагогике, в психологии, в методике преподавания и т.д.) умения добывать, получать, обрабатывать информацию, владеть современными возможностями.
Средством активизации познавательной мотивации обучающегося, формирования личности студента, конкурентоспособного специалиста является исследовательская
деятельность студента.
Исследовательская деятельность - это деятельность студентов, связанная с решением творческих, исследовательских задач и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в данной сфере: определение темы или проблемы, актуализация, постановку целей, подбор методик исследования и практическое овладение ими, изучение теории, выдвижение гипотез, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий и собственные выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skan_statya_iz_sbornika_mezhreg_npk_2021.pdf | 594.93 КБ |