Статья
Статья "Формирование познавательной активности у школьников через использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 20.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Толпейкина Наталья Вячеславовна
Студентка 3 курса ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Научный руководитель преподаватель музыкальных дисциплин О.Н. Кислова
Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание.
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Однако следует заметить, что в настоящее время во многих общеобразовательных школах на уроках музыки сложилась ситуация, при которой познавательная активность школьников снижается не только по причине недостаточно высокой квалификации учителей музыки, но и по причине необходимости применения новых подходов, форм и методов обучения музыке. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательной активности, постоянного стремления углубляться в область познания. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, поскольку, как показывает практика - использование информационно-коммуникационных технологий способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей; В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование информационно-коммуникационных технологий отвечает данным требованиям. 29
Информационно – коммуникационные технологии рассматриваются как одни из современных тенденций методики преподавания школьных предметов. Информационно-коммуникационные технологии оказывают значительное влияние на все компоненты современной образовательной системы: цели, задачи, содержание, методы.
В настоящее время мало литературы, в которой указано то, как учителям – педагогам можно использовать информационно – коммуникационные технологии, чтобы повышать познавательную активность школьников. В этом случае, можно поставить цель – теоретически обосновать возможность формирования познавательной активности через использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки.
Познавательная активность – это один из важнейших мотивов учения школьников. Под влиянием познавательной активности учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательная активность выступает перед нами как сильное средство обучения. 13
Сегодня «познавательная активность» интерпретируется в трудах Г.И. Щукиной, В.С. Ильина, Т.И. Зубковой, Т.И. Шамовой. 13
Особое внимание уделено классификации Видов познавательной активности. Познавательная активность может носить ситуативный, эпизодический характер, а может подниматься до стойкого личностного качества, т.е. в зависимости от системы отношений следует говорить о ситуативной активности в отдельных видах деятельности, в определенных условиях и интегральной (как преобладающее качество, проявляющееся, несмотря на препятствия, как направленность личности).
Формирование познавательной активности школьников – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики, поскольку в процессе учения решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе. 4
Познавательная активность учащихся, формируемая в процессе развития способностей к развитию художественно-образному, эмоционально- ценностному восприятию произведений музыкального искусства с использованием компьютерных технологий, выражается в творческих работах как активном отношении к окружающему миру, в познавательных интересах мотивах и др. 29
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование – необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. «…. ИКТ – это технологии, использующие вычислительную технику и телекоммуникационные средства для сбора, хранения, обработки и передачи информации с целью оперативной и эффективной работы с информацией».
Включение ИКТ в традиционную систему преподавания обеспечивает целенаправленную работу с разнообразными источниками информации и повышает эффективность занятий и оперативность проведения текущего контроля усвоения учебного материала, а значит, способствует повышению качества обучения. 20
Повышение познавательной активности школьников и качества обучения на уроках возможно за счёт внедрения информационных технологий.
На наш взгляд, формирование условий для стимулирования познавательной активности учащихся через использование современных информационно - коммуникационных технологий является, ключом к решению проблем, связанных с развитием познавательного интереса младшего школьника. 4
Необходимость использования ИКТ в образовательном процессе продиктована и самой жизнью: дети живут в технологическом пространстве и в школе, и дома. 29
Важным является владение педагогом-музыкантом такими видами компетентности, как профессиональная компетенция, психолого-педагогическая, музыкально-теоритическая, исполнительская, общехудожественная, методическая, просветительская, и конечно информационно-коммуникационная, инновационная.
Нашей задачей стало выяснить, что же считают учителя музыки по поводу внедрения информационно – коммуникативных технологий в общеобразовательную систему. И мы рассмотрели опыт педагогов – практиков, таких как: Артыковой Дильбар Саидалиевны, Чередниченко Галины Ивановны, Балахиной О.В. И все из них считают, что «Музыка и компьютер - совершенно совместимые вещи».
Использование компьютера очень удобно не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной активности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.
Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на неизмеримо более высокий уровень активности к предмету Музыка.
А сейчас рассмотрим способы применения информационно – коммуникативных технологий, а именно возможности применения компьютера на уроке музыки:
1. Видеоряд 2. Анимация 3. Синтезированный зрительный 4. Дикторский текст 5. Звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен 6. Литературный ряд 7. Творческие задания для учащихся. 2
Все информационно – коммуникационные технологии привносят в урок музыки интерес учащихся, раскрашивают обыденные уроки яркими красками, повышают авторитет учителя в глазах учеников. 16
Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что исследования по внедрению компьютерных технологий в музыкальное образование школьников происходят довольно активно, вызывают огромный интерес большинства педагогов и склоняют их к пересмотру содержания, выбора методов и форм преподавания.
Мы считаем, что сочетание музыкально – компьютерных технологий с накопленным традиционным опытом преподавания эстетической дисциплины «Музыка» может быть интересным и полезным как для педагогов – исследователей, так и для учителей – практиков, которые делятся опытом и находками с коллегами.
Список литературы:
1. Бергер, Н. Современная концепция и методика обучения музыке. Серия «Модернизация общего образования» [Текст] / Н.Бергер. – СПб, 2004. -358 с.
2. Дьяченко, Е.Ю. Использование информационно – коммуникационных технологий как средство развития познавательной активности учащихся [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/08/03/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tekhnologiy (Дата обращения: 15.12.2019).
3.Лекомцева, Е.Н. Формирование познавательной активности [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshego-shkolnika/viewer (Дата обращения: 01.02.2020).
4. Мочалова, С.И. Информационно – коммуникационные технологии в деятельности учителя музыки [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikatsionnye-tehnologii-v-deyatelnosti-uchitelya-muzyki (Дата обращения: 18.01.2020).
5. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств [Текст] / Г.К. Селевко. – Москва: НИИ школьных технологий, 2005. -224 с.
6. Юланова, Д.М. Формирование познавательной активности школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий [Электронный ресурс] – URL: https://docplayer.ru/44378186-Formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti-shkolnikov-na-urokah-muzyki-sredstvami-kompyuternyh-tehnologiy-d-m-yulanova.html (Дата обращения: 20.01.2020).