Курсовая работа

Толпейкина Наталья Вячеславовна

Курсовая работа "Формирование познавательной активности у школьников через использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya.docx85.34 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

        

Толпейкина Наталья

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа защищена

Специальность: 53.02.01

с оценкой_______________________

Музыкальное образование

«   » _______________ 2020 года

Курс: 3, группа: 30

Руководитель: Кислова  О. Н.,

Музыкальных дисциплин

I квалификационной категории

Челябинск, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

6

  1. Сущность познавательной активности

6

1.2 Психолого - педагогические условия процесса формирования познавательной активности

10

1.3 Понятие и общая характеристика информационно - коммуникационных технологий. Значение информационно -коммуникационных технологий в образовательном процессе

14

Выводы по I главе

18

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

21

2.1. Информационно - коммуникационные технологии как средство формирования познавательной активности школьников

21

2.2. Опыт работы педагогов - практиков по формированию познавательной активности школьников

24

2.3. Методические рекомендации применения информационно - коммуникационных технологий на уроках музыки

29

Выводы по II главе

34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

36

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

38

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Актуальность данной работы определяется формированием информационного общества, напрямую связанного с проникновением компьютерных технологий во все области человеческой деятельности на рубеже XX - XXI вв., в том числе затронувшего и систему общего музыкального образования. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Однако следует заметить, что в настоящее время во многих общеобразовательных школах на уроках музыки сложилась ситуация, при которой познавательная активность школьников снижается не только по причине недостаточно высокой квалификации учителей музыки, но и по причине необходимости применения новых подходов, форм и методов обучения музыке. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательной активности, постоянного стремления углубляться в область познания. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, поскольку, как показывает практика - использование информационно-коммуникационных технологий способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей; В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование информационно-коммуникационных технологий отвечает данным требованиям.

Вопросами использования информационно – коммуникационных технологий на уроке музыки занимались такие педагоги и психологи как: Б.О. Голешевич, В.П. Беспалько, М.В. Кларин, С.А. Маврин, - определениями педагогической технологии; Б.Т. Лихачев, - задачами педагогической технологии; Г.И. Щукина, М.Н. Скаткин, А.К. Маркова, и другие.

Информационно – коммуникационные технологии рассматриваются как одни из современных тенденций методики преподавания школьных предметов. Информационно-коммуникационные технологии оказывают значительное влияние на все компоненты современной образовательной системы: цели, задачи, содержание, методы.

Исходя из актуальности проблемы исследования, нами была сформулирована тема: «Формирование познавательной активности у школьников через использование информационно – коммуникационных технологий на уроках музыки».

Цель исследования: теоретически обосновать возможность формирования познавательной активности через использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Объект исследования: образовательный процесс на уроках музыки

Предмет исследования: процесс использования информационно-коммуникационных технологий

Задачи:

1. На основе изучения психолого-педагогической литературы дать характеристику основным понятиям;

2. Рассмотреть сущность информационно – коммуникационных технологий;

 3. Изучить опыт работы педагогов-практиков по формированию познавательной активности школьников;

4. Рассмотреть методические аспекты формирования познавательной активности через применение информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки.

Методы исследования: теоретические методы – изучение и анализ психолого – педагогической, научно – методической литературы, систематизация, сравнение и сопоставление литературы по теме исследования.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1.1 Сущность познавательной активности

Познавательная активность – это один из важнейших мотивов учения школьников. Под влиянием познавательной активности учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательная активность выступает перед нами как сильное средство обучения [13].

Прежде всего, следует рассмотреть термин «активность», а затем обратиться к выяснению сущности понятия «познавательная активность». Понятие «активность» является очень сложным и неоднозначным в интерпретации многих исследователей. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность [1].

Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося.

По мнению А.Н. Леонтьева активность – понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов – раздражителей [1].

Изучив варианты определения «активность», целесообразно рассмотреть термин «познавательная активность». Переходя к рассмотрению познавательной активности, отметим, что проблема развития познавательной активности в научной литературе не является новой. Еще Я. А. Коменский, великий чешский педагог и мыслитель XVII века, считал данную проблему ведущей при развитии личности субъекта образования: «юношество должно получать образование истинное, руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не только вычитывая из книг и понимая чужие мысли о вещах или даже заучивая и воспроизводя их в цитатах, но развивать в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление их».

В целом, педагоги учёные определяют процесс познавательной активности школьников как целенаправленную деятельность, направленную на личностное развитие школьника и ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе [1].

Сегодня «познавательная активность» интерпретируется в трудах Г.И. Щукиной, В.С. Ильина, Т.И. Зубковой, Т.И. Шамовой [13].

Сущность познавательной активности в современной психолого-педагогической литературе рассматривается неоднозначно. Г. М. Муртазин связывает процесс развития познавательной активности с управлением процессом учебного познания через целенаправленное побуждение, стимулирование, ведущим к усилению этого процесса. П. И. Щукина определяет познавательную активность как «свойство личности, которое не обуславливается непосредственными обстоятельствами, а является устойчивой духовной потребностью школьника». Э. А. Красновский даёт познавательной активности совершенно особое определение: «проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания; это и установка на разрешение учебных и жизненных проблем; это и готовность к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе обучения». М. А. Данилов утверждал, что познавательная активность – это «живая, энергичная деятельность, направленная на выполнение полученного задания». Ш. И. Ганелин же, наоборот, утверждает, что познавательная активность – это «черта личности, которая проявляется в инициативности и самостоятельности, приводит к управлению воли и характера, эффективному усвоению знаний, умений, навыков». А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, рассматривая условия формирования познавательной активности школьников, пришли к заключению, что результат учения зависит от характера усвоения знаний [24].

В своём исследовании мы возьмём за основу следующее определение: познавательная активность – это свойство личности школьника, реализуемое в учебной деятельности и характеризующееся отношением ученика к учению, его стремлением овладеть различными способами познания и мобилизацией волевых усилий на достижение цели обучения. Это определение наиболее полно позволяет раскрыть взаимосвязь познавательной активности и учебной деятельности.

Особое внимание уделено классификации Видов познавательной активности. Познавательная активность может носить ситуативный, эпизодический характер, а может подниматься до стойкого личностного качества, т.е. в зависимости от системы отношений следует говорить о ситуативной активности в отдельных видах деятельности, в определенных условиях и интегральной (как преобладающее качество, проявляющееся, несмотря на препятствия, как направленность личности).

Интегральная познавательная активность свидетельствует, о том, что ученик не только усвоил ту или иную тему программы, даже отдельный предмет, но и то, что его от других отличает прочно сформировавшаяся потребность в качественной познавательной деятельности, сильные и устойчивые мотивы. Ученик не только проявляет активность в познании, он просто по-другому не может действовать.

Кроме ситуативной и эпизодической активности различают еще внешнюю и внутреннюю познавательную активность, те активность связывают с различными физическими действиями в процессе работы. Известны исследования, устанавливающие связь познавательной активности с глазодвигательной в процессе решения наглядной задачи. Как активность расценивается внимательное слушание преподавателя, сосредоточенность на своих мыслях, относящихся к теме занятия, пристальное наблюдение за демонстрируемым опытом. Эти факты привели к необходимости различать активность внешнюю (моторную) и внутреннюю (мыслительную).

Еще одна из классификации познавательной активности, это классификация по уровням — в зависимости от отношения к выполняемой деятельности. Следует говорить о репродуктивной (исполнительской) и творческой активности. Д. Б. Богоявленская и И.А. Петухова называют уровни интеллектуальной активности, в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта:

1. Репродуктивный. Нижняя граница его характеризуется пассивностью, инертностью, отсутствием интеллектуальной инициативы, обучающиеся остаются в основном в рамках первоначального способа действия;

2. Эвристический. Характеризуется стремлением усовершенствовать данную деятельность, готовностью искать новые способы решения

3. Креативный (высший уровень интеллектуальной активности). Характеризуется инициативой в постановке задач, в стремлении выяснить причинные связи и зависимость, переходить к теоретическим обобщениям; эмпирические закономерности становятся самостоятельной проблемой, объектом теоретического исследования.

В приведённой ниже схеме представлены уровни познавательной активности.

http://konspekta.net/lektsianew/baza10/104080697728.files/image001.png

Рис. 1.1 Схема уровней познавательной активности

Таким образом, анализ психолого – педагогической литературы показал, что в современной педагогике нет единого взгляда на сущность познавательной активности. Из предложенных вариантов определения познавательной активности за основу нашего мы определили познавательную активность, как интегративное качество личности, проявляющееся в стремлении к познанию. Оно определяет устойчивый интерес к поиску новых знаний, готовность к поисковой деятельности, инициативности и самостоятельности в ней, выражающееся в положительных эмоциях и рефлексивном самоуправлении включающее мотивационно – ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты и имеющее уровни развития: воспроизводящий, интерпретирующий, творческий.

1.2 Психолого-педагогические условия процесса формирования познавательной активности

К моменту поступления в школу ребенок не накопит ярких впечатлений, полезных и интересных сведений, у него не разовьется потребность выяснить непонятное, узнать новое, у него не будет создана прочная основа для усвоения системы научных знаний в школьном обучении. Ребенок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Такой деятельностью является и творческая познавательная деятельность. В ее основе лежат реализация и развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка.

Формирование познавательной активности школьников – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики, поскольку в процессе учения решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе.

Познавательная активность учащихся, формируемая в процессе развития способностей к развитию художественно-образному, эмоционально – ценностному восприятию произведений музыкального искусства с использованием компьютерных технологий, выражается в творческих работах как активном отношении к окружающему миру, в познавательных интересах мотивах и др. Соответственно, понятие «познавательная активность школьников» в рамках исследования характеризуется как особое когнитивно – творческое состояние учащихся, связанное с потребностью в освоении музыкального искусства средствами компьютерных технологий и направленное на эмоционально – ценностное отношение к знаниям о нём, проявляющееся в различных видах музыкальной деятельности [29].

Формирование познавательной активности учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся [4].

С целью развития у детей познавательной активности учителю необходимо:

-создавать на уроке атмосферу доброжелательности,

-использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;

-концентрировать внимание на главном в учебном материале;

-направлять учебно – познавательный процесс на достижение конечного результата;

-осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;

-избегать перегрузки учащихся;

-принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;

-дифференцировать объем домашних заданий;

-контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;

-создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.

В наше время на учителя возлагается большая ответственность за развитие социально активной, креативной, умеющей рационально перерабатывать информацию и находить нестандартные способы решения проблем личности. Обеспечить новое качество образования может только учитель, творческий, инициативный, не равнодушный к результатам своей педагогической деятельности, обладающий современным мышлением, остро чувствующий особенности нового времени, ищущий новые способы повышения качества знаний учащихся. Однако, не смотря на личность учителя и её заинтересованность в качественном обучении детей, нередко можно наблюдать картину, когда учащийся «отсиживает» положенное время и может при этом оставаться абсолютно пассивным и равнодушным к происходящему на уроке [14].

Как следствие этого, в психолого-педагогической литературе, был поднят вопрос о необходимости формировать у учащихся активную, самостоятельную позицию, в процессе познавательной деятельности. А в последние десятилетия работа педагогов – практиков (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Лысенковой, Е.Н. Ильина и др.) блестяще доказала, что это возможно.

Активность учащегося есть целостность, которая связана с его внутренними (отношение к миру, становление мотивов, целей), и внешними (поведение) характеристиками, оказывающимися решающим фактором интенсификации учебного процесса. Понять поведение – значит мысленно восстановить картину внутренней динамики человека (помыслов, чувств, побуждений, представлений о мире, подходов и т. Д.) наряду с динамикой его окружения. Познавательная активность – это состояние, предшествующее деятельности и порождающее ее; от форсированности таковой зависит качество и результат обучения, развития и воспитания школьников. В течение многих столетий психологи и педагоги размышляют над тем, как помочь ребенку повысить уровень познавательной активности. До недавних пор исследователи были заняты главным образом проблемой изучения уровня активности, поэтому многие работы посвящены отдельным ее категориям, таким как потребности, мотивы, интерес, активность, познавательная деятельность. Ю.К. Бабанский, В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, А.З. Рахимов, А. Я. Чебыкин, Г. И. Щукина указывают на большую значимость интереса в жизни человека как одного из стимуляторов деятельности личности и активизаторов психических процессов, как важного условия повышения продуктивности учебного процесса и источника развития активности учащихся [29].

Наиболее полное освещение, имеющиеся подходы к проблеме формирования познавательной активности получили в трудах Г.И.Щукиной, где проблема исследовалась в общедидактическом масштабе, и Шамовой Т.И.

Психологической основой для развития, теории познавательной активности послужили положения теории деятельности, разработанные в трудах психологов А.Н.Леонтьева, Л.С.Рубинштейна, М.В.Демина, Л.И.Божович и другие. Все авторы подчеркивают важность постановки проблем, связанных с формированием и развитием познавательной активности, т.к. они вплотную примыкают к проблемам формирования самостоятельности и творчества в познавательной деятельности, решение которых приблизит нас к цели.

В современном образовательном пространстве активность обучающегося является обязательным элементом соблюдения требований ФГОС. Активность определяется как субъективная позиция учащегося. С психологической точки зрения, на активность ученика влияют внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, которые он переживает в различных жизненных обстоятельствах, что побуждает его к деятельности и к работе над собой [15].

Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

1.3 Понятие и общая характеристика информационно-коммуникационных технологий. Значение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

Глобальная информатизация является одной из ключевых проблем современного мира. Это связано с повышением роли информации, превращением ее в одну из важнейших движущих сил во всех сферах человеческой жизни. Поэтому внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в образование – необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. «…. ИКТ – это технологии, использующие вычислительную технику и телекоммуникационные средства для сбора, хранения, обработки и передачи информации с целью оперативной и эффективной работы с информацией». Большой вклад в разработку компьютерной технологии обучения внесли такие ученые, как О. И. Агапова, Г. Р. Громов, В. Ф. Шолохович, О. А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, В. И. Гриценко, Б. Сендов, Б. Хантер и др.

«Появление различных компьютерных технологий в школах и вузах внесло значительные изменения в педагогический процесс. Интеллектуальная подготовка учителей впоследствии будет заменена компьютерными программами, и, таким образом, учитель, который обучал науке и знаниям, предстанет в качестве руководителя и консультанта» [29].

Применение средств ИКТ при создании учебно-методического обеспечения позволяет повысить эффективность учебного процесса.

Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:

1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия: максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся; широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий; раскрытия творческого потенциала обучающихся; освоения студентами современных информационных технологий.

2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы: при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины; для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;

3. Учебно – методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.

4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения: при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана; при фронтальной либо подгрупповой формах работы.

5. Контрольно – оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки обучения в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый [29].

Использование интернет ресурсов значительно расширяет познавательные возможности ученика, позволяет свободно реализовать проектные и модульные технологии. Интернет ресурсы активно используются для организации дистанционного обучения.

Применение средств ИКТ в системе гуманитарного образования направлено на совершенствование существующих технологий обучения за счет усиления исследовательских, информационно – поисковых и аналитических методов работы с информацией.

Включение ИКТ в традиционную систему преподавания обеспечивает целенаправленную работу с разнообразными источниками информации и повышает эффективность занятий и оперативность проведения текущего контроля усвоения учебного материала, а значит, способствует повышению качества обучения.

В настоящее время в сфере образования существует ряд понятий, связанных с интенсивным процессом информатизации. Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте. Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией. Компьютерные технологии – это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации – это не передача знаний [20].

Информационные и коммуникационные технологии (далее ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимают программные, программно – аппаратные и технические средства, а так же устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных).

Выводы по I главе

В первой главе нами были рассмотрены теоретические основы формирования познавательной активности у школьника средствами информационно-коммуникационных технологий.

Познавательная активность – это один из важнейших мотивов учения школьников. В педагогике познавательная активность определяется как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели».

Особое внимание нами было уделено классификации видов познавательной активности. Познавательная активность может носить ситуативный, эпизодический характер, а может подниматься до стойкого личностного качества, т.е. в зависимости от системы отношений следует говорить о ситуативной активности в отдельных видах деятельности, в определенных условиях и интегральной (как преобладающее качество, проявляющееся, несмотря на препятствия, как направленность личности.

При правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитии. В целом, педагоги учёные определяют процесс познавательной активности школьников как целенаправленную деятельность, направленную на личностное развитие школьника и ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе.

В современном образовательном пространстве активность обучающегося является обязательным элементом соблюдения требований ФГОС.

Глобальная информатизация является одной из ключевых проблем современного мира. Это связано с повышением роли информации, превращением ее в одну из важнейших движущих сил во всех сферах человеческой жизни. Поэтому внедрение информационно – коммуникационных технологий (далее ИКТ) в образование – необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.

Появление различных компьютерных технологий в школах и ВУЗах внесло значительные изменения в педагогический процесс. Интеллектуальная подготовка учителей впоследствии будет заменена компьютерными программами, и, таким образом, учитель, который обучал науке и знаниям, предстанет в качестве руководителя и консультанта [29].

Применение средств ИКТ в системе гуманитарного образования направлено на совершенствование существующих технологий обучения за счет усиления исследовательских, информационно – поисковых и аналитических методов работы с информацией. Включение ИКТ в традиционную систему преподавания обеспечивает целенаправленную работу с разнообразными источниками информации и повышает эффективность занятий и оперативность проведения текущего контроля усвоения учебного материала, а значит, способствует повышению качества обучения. Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе: мотивационный аспект, содержательный аспект, учебно-методический аспект, организационный аспект, контрольно-оценочный аспект.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование ИКТ технологий значительно расширяет познавательные возможности ученика, позволяет свободно реализовать проектные и модульные технологии.

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

2.1 Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования познавательной активности школьников

Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание.

Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационных технологий. Сегодня появились технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности.

Использование информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Повышение познавательной активности школьников и качества обучения на уроках возможно за счёт внедрения информационных технологий.

Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении детей. Смена ярких кадров, изображающих картины природы, красочные рисунки, фотографии, исторические события, места, залы музеев, картинные галереи, даёт простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания. Тогда дети обращаются к книге!

Создание презентаций позволяет повысить интерес к изучению предмета, так как дает возможность учителю и ученику посредством презентации выразить свои чувства, переживания, особенности восприятия того или иного музыкального произведения. Создание презентаций позволяет проявить творчество, индивидуальность, обогатить содержание урока. Презентация позволяет учителю или ученику иллюстрировать раскрытие темы красочными картинами, фотографиями, видеофрагментами, звуковыми фрагментами и т.д. [3].

Говоря о применении современных ИКТ в организации учебного процесса, нельзя не упомянуть об использовании интерактивной доски, применение которой позволяет по-новому использовать информацию (графическую, текстовую, звуковую, видеоинформацию), обогащать методические возможности учебного процесса, условия для самовыражения обучающихся, поддерживать интерес школьников к предмету, придать уроку современный уровень, помогает активизировать творческий потенциал ребенка. На интерактивной доске можно печатать, редактировать, сохранять текст, показывать презентации, видеофильмы, выходить в интернет. Интерактивная доска позволяет использовать огромное количество наглядности.

Интерактивная доска позволяет управлять процессом презентации, сохранять материалы урока для дальнейшего использования, потому что в ней объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством.

Трудно представить себе современный урок без использования информационных компьютерных технологий. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательной активности не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательную активность учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества [4].

На наш взгляд, формирование условий для стимулирования познавательной активности учащихся через использование современных информационно - коммуникационных технологий является, ключом к решению проблем, связанных с развитием познавательного интереса младшего школьника. Ключом, который является соблюдением баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения.

За время работы выстроилась система использования информационных ресурсов

1. непосредственное применение ИКТ при изучения новых тем на уроках

2. применение ИКТ для контроля знаний обучающихся на уроках

3. применение ИКТ для организации самостоятельной работы обучающихся;

Необходимость использования ИКТ в образовательном процессе продиктована и самой жизнью: дети живут в технологическом пространстве и в школе, и дома. Современный урок не может быть эффективен и интересен без использования ИКТ, и авторитет учителя резко падает, если он не следит за современными педагогическими технологиями. [29].

Таким образом, применение ИКТ - компонента в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование ИКТ - компонента на уроках приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства учащихся к этим занятиям.

2.2 Опыт работы педагогов-практиков по формированию познавательной активности школьников

Развитие современного общества требует от современного учителя расширения профессиональных компетентностей в определённой области образования, в том числе музыки. Введение новых требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом базовой категории «фундаментальное ядро содержания образования» определило системно - деятельные и компетентностные подходы к структуре образовательной программы, к условиям её реализации, к результатам освоения. Важным является владение педагогом – музыкантом такими видами компетентности, как профессиональная компетенция, психолого-педагогическая, музыкально - теоритическая, исполнительская, общехудожественная, методическая, просветительская, и конечно информационно-коммуникационная, инновационная.

Нашей задачей стало выяснить, что же считают учителя музыки по поводу внедрения информационно – коммуникационных технологий в общеобразовательную систему.

Рассмотрим подробно работу Артыковой Дильбар Саидалиевны, учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 4 г. Нарьян-Мара», где в основном обучаются дети, проживающие в Центральном микрорайоне города Нарьян - Мара.

Дильбар Саидалиевна считает, что использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе необходимо, так как в процессе их применения происходит развитие обучающегося, активизация познавательной активности, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе.

- развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, творческого видов мышления;

- развитие коммуникативных способностей;

- формирование умений принимать оптимальное решение;

- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

По мнению Д.С. Артыковой, преподаватель, создающий или использующий информационно - коммуникационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

В своей работе Дильбар Саидалиевна использует мультимедиа технологии, электронные образовательные ресурсы, компьютерные технологии.

Педагог отмечает, что для определения эффективности использования мультимедиа технологии в учебно-воспитательном процессе был проведён опрос среди учащихся. Учащиеся положительно отнеслись к внедрению в учебный процесс компьютера.

Так же в нашей работе мы изучили опыт работы Чередниченко Галины Ивановны, учителя начальных классов, МБОУ СОШ Ташлинского района.

По мнению Г.И. Чередниченко, в условиях использования информационных технологий меняются требования к профессиональной компетенции учителя. Галина Ивановна ставит для себя цель: повысить уровень подготовки учащихся, повысить познавательную активность учащихся.

Как наиболее важные условия правильного использования ИКТ, педагог определяет, прежде всего, знание сущности компьютерных технологий, умение планировать результаты обучения, владение методами, формами, средствами, которые используются в новых технологиях.

Следует отметить, что познавательная активность является особо важным компонентом учебной деятельности. Познавательная активность направлена не только на процесс познания, но и на его результат, а это всегда связано со стремлением к цели.

Галина Ивановна использует следующие методы в работе с информационно-коммуникационными технологиями:

Индивидуализация обучения. Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Пространство компьютерной поддержки процесса индивидуализации обучения неограниченно.

Групповые формы работы. Помимо развития индивидуальных форм обучения появляются и новые формы совместного компьютерного обучения. В перспективе создание компьютерных сетей позволит ученикам различных школ, и даже регионов, работать совместно, не выходя из своего дома, класса.

Представление информации. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации, что значительно повышает интерес учащихся к изучаемому материалу.

Компьютерное моделирование (экспериментирование) весьма эффективно с точки зрения понимания природы взаимосвязей и формирования естественно - научной картины мира. Компьютерная программа может задавать параметры какой-либо системы, а ученик, моделируя различные воздействия, будет наблюдать сложную динамику системы, в том числе последствия своего вмешательства.

Мультимедиа. Современные программные средства обучения являются мультимедийными. Мультимедиа – область компьютерной технологии, позволяющая объединить в компьютере некоторые возможности других технических устройств. Галина Ивановна отмечает, что мгновенная готовность мультимедиа текста к трансформации дает большие возможности для развития особого «визуального мышления».

 Вариативность использования средств ИКТ. Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:

- полная замена деятельности учителя компьютерным программным средством, электронным учебным пособием по предмету;

- компьютер позволяет внести изменения в содержание обучения, качественно иначе строя учебные предметы;

- компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объемом информации, путем активного диалога с компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование учебника;

- компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. На компьютере ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, опираясь на необходимую помощь;

- компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя возможность испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задавать любые вопросы и предлагать любые решения без риска получить за это низкий балл, - все это способствует формированию положительного отношения к учебе.

- дружественность - особое достоинство компьютера, неоценимое в процессе обучения – компьютер всегда выдержан, спокоен и дружественен по отношению к пользователю.

Так же, рассмотрели опыт работы учителя музыки Ольги Витальевны Балахиной.

«Применение информационно - коммуникационных технологий на уроках музыки делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное - современным. Изменилась роль ученика на уроке: из пассивного слушателя он становится активным участником процесса обучения; формируется положительное отношение к предмету.

Данные технологии совершенствуют навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников. Итогом информационного музыкального обучения должно стать представление учащихся о деятельности музыканта-композитора, исполнителя, слушателя в их триединстве – как о высоком проявлении человеческого творческого потенциала, о высшей потребности в преобразовании человека.

Использование ИКТ также способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства. Все это способствует оптимизации учебного процесса на основе информатизации.

На уроках музыки я использовала такие виды ИКТ как:

  • Использование мультимедиа технологий;
  • Готовые программные продукты;
  • Использование сети Интернет;
  • Синтезаторы, MIDI-клавиатуры, цифровые фортепиано;
  • Использование ИКТ во внеурочной деятельности.

Многие считают, что использование компьютера возможно на «технических» предметах, например, на физике, математике, химии и т. д. На мой взгляд, использование компьютера возможно на любом уроке, а особенно на музыке. Музыка и компьютер - совершенно совместимые вещи. Хотите, чтобы учащиеся ходили к вам на уроки без пропусков, ловили каждое ваше слово? Используйте современные технологии, и результат не заставит вас ждать.

И в своей работе я имею возможность ввести в изучение тем компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы» [10].

Именно так высказалась учитель музыки О. В. Балахина об использовании ИКТ на уроках музыки.

Таким образом, из изученного нами опыта учителей музыки мы можем сделать вывод, что использование компьютера очень удобно не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной активности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира. Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не «подменить» его общением с компьютером, не «засушить» урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Увлеченный новой методикой, учитель должен использовать только те ее открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребенка.

2.3 Методические рекомендации применения информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Информационно – коммуникационные технологии сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на неизмеримо более высокий уровень активности к предмету Музыка.

Информационно-коммуникационные технологии способны: вовлекать учащихся в процесс обучения, делать из пассивных слушателей активных деятелей, стимулировать познавательную активность на уроке, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, и развивать самостоятельную деятельность школьников. Повышается интенсивность учебного процесса, уровень развития психологических механизмов (воображения, памяти, внимания), активизируются мыслительные процессы.

А сейчас рассмотрим способы применения информационно – коммуникативных технологий, а именно возможности применения компьютера на уроке музыки:

1. Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов. Презентация музыки на уроках в видеоформате – это гарантированный эмоциональный тонус на занятиях, увлеченность, погруженность в материал;

2. Анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;

3. Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др.); материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии, видовые художественные фотографии;

4. Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности учащихся, направленные на усвоение основных понятий программы того или иного класса;

5. Звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;

6. Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически - нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей;

7. Творческие задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации [2].

- прослушивание и анализ музыкальных произведений;

- создание музыки;

- изучение истории и теории музыкального материала, который одновременно подается в виде текста, аудиозвучания, видеоизображение;

- создание собственных музыкальных программ;

- получение разной музыкальной информации с использованием сети ИНТЕРНЕТ.

Кроме того, можно использовать интересные формы уроков: урок – виртуальная экскурсия (по залам известных музеев в сопровождении музыки), урок-концерт (виртуально дети оказываются в залах известных оперных театров и имеют возможность познакомиться с видеозаписями известных мастеров оперной сцены), урок-презентация (посвященный творчеству определенного композитора или изучению музыкальных инструментов и т.д.), урок-мастерская композитора (в рамках которого дети могут ощутить себя начинающими композиторами) и другие [17].

Задания с применением ИКТ носят на уроках музыки конкретный характер. Цель такой работы: привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объеме информации, выделяя наиболее важное. Например, дети учатся находить в справочнике термины, исторические справки о происхождении музыкальных инструментов, биографические данные композиторов, исполнителей, учатся работать с каталогом. Все энциклопедические статьи сопровождаются видеозвукорядом. Таким образом, дети получают подтверждение полученной информации. Так мы получаем результат – самостоятельное выведение знаний. Ребенок совершает открытие: он сам узнал, сам понял, сам дал объяснение. Далее пытаемся вывести детей на иной путь реализации практических навыков – творческий.

Наиболее часто используемым инструментом внедрения ИКТ является программа MS Power Point, которую также продуктивно и творчески используем на своих уроках.

Кроме уроков, эффективно использование информационных технологий в проектной, исследовательской деятельности учителя и обучающихся. Новые информационные технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки, но и внеклассную работу [16].

В зависимости от того, какие средства ИКТ используются, выделяется несколько типов уроков, такие как: урок с компьютерной поддержкой, урок с выходом в Интернет, урок с мультимедийной поддержкой.

Разработка урока с использованием ИКТ состоит из следующих этапов:

1. Концептуальный. На данном этапе определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение результатов, аргументируется необходимость использования ИКТ или ресурсов Интернет в образовательном процессе, исходя из педагогических задач урока.

2. Технологический. На основе сформулированных требований к образовательным электронным ресурсам по дидактическим целям и методическому назначению проводится анализ и отбор образовательных электронных ресурсов. Выбирается форма урока, выделяются основные структурные элементы урока, прогнозируется эффективность использования данного ресурса, определяется методика проведения урока и проектируются основные виды деятельности с ресурсами в учебном процессе.

3. Операциональный. На данном этапе проводится детализация функций, которые можно возложить на средства ИКТ, и способов их реализации, выбор способов взаимодействия обучаемого с электронным ресурсом, осуществляется поэтапное планирование урока.

 Для каждого из этапов определяется цель, длительность этапа, форма организации деятельности учащихся, функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе, форма промежуточного контроля и т.п.

Таким образом, исходя из вышеперечисленной информации, мы можем сделать вывод о том, что все информационно – коммуникационные технологии привносят в урок музыки интерес учащихся, раскрашивают обыденные уроки яркими красками, повышают авторитет учителя в глазах учеников. И наши рекомендации помогут вам разнообразить уроки музыки.

Выводы по II главе

Во второй главе нами были рассмотрены педагогические условия формирования познавательной активности школьников средствами информационно – коммуникационных технологий.

Включение ИКТ в традиционную систему преподавания обеспечивает целенаправленную работу с разнообразными источниками информации и повышает эффективность занятий и оперативность проведения текущего контроля усвоения учебного материала, а значит, способствует повышению качества обучения.

Мы акцентировали внимание на применении ИКТ на уроках и пришли к выводу, что повышение познавательной активности школьников и качества обучения на уроках возможно за счёт внедрения информационных технологий. Использование информационно – коммуникационных технологий на уроке музыки позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, а так же, это более активно по сравнению с обычными занятиями. Так же, использование информационно – коммуникационных технологий на уроках музыки приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства учащихся к этим занятиям.

Опыт работы педагогов – практиков по формированию познавательной активности школьников показал, что использование информационно – коммуникационных технологий очень удобно не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной активности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.

Для разнообразия не только уроков, но и внеурочной деятельности мы разработали методические рекомендации применения информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки, которые рассказывают учителю о новых способах проведения урока.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведённого исследования можно сделать заключение, что наша тема актуальна и современна. Обращение к ней позволило узнать, что использование информационно – коммуникационных технологий на уроке музыки отлично формирует познавательную активность учеников.

Быстрый количественный и качественный рост информационно – технологического пространства затронул все сферы человеческой деятельности и коренным образом изменил представление о ресурсном обеспечении общеобразовательной школы, проявляющемся в сопровождении и внедрении в учебный процесс инновационных технологий. Это коснулось всех уроков и занятий средней общеобразовательной школы, в том числе и музыкальных. Они потребовали разработки новой образования с использованием компьютерных технологий, которые, в свою очередь, стали повышать познавательную активность учащихся.

Анализ проблемы показал, что исследования по внедрению компьютерных технологий в музыкальное образование школьников происходят довольно активно, вызывают огромный интерес большинства педагогов и склоняют их к пересмотру содержания, выбора методов и форм преподавания. Однако литературы по поводу применения компьютерных технологий в системе музыкального образования недостаточно, а ответ на вопрос о том, почему учителя музыки не используют широкие возможности компьютерных технологий в своей работе, когда для их внедрения имеются все объективные предпосылки, остается открытым.

Мы считаем, что сочетание музыкально – компьютерных технологий с накопленным традиционным опытом преподавания эстетической дисциплины «Музыка» может быть интересным и полезным, как для педагогов – исследователей, так и для учителей – практиков, которые делятся опытом и находками с коллегами. Они видят предпосылки возрастания роли компьютерных технологий в системе музыкального образования, в художественной практике и в возможности их использования не только в высших и средних специальных, но и в дошкольных и музыкальных образовательных учреждениях.

Цель, поставленная нами, достигнута, задачи выполнены.

В дальнейшем в дипломной работе мы планируем составить методическое пособие для учителя музыки по применению на уроке информационно – коммуникационных технологий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Балабаева, Н.В. Профессиональное педагогическое образование [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshih-shkolnikov/viewer (Дата обращения: 25.01.2020).

2. Бергер, Н. Современная концепция и методика обучения музыке. Серия «Модернизация общего образования» [Текст] / Н.Бергер.  – СПб, 2004. -358 с.

3. Дашавская, О.Н. Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках музыки и во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2016/08/31/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-na-urokah (Дата обращения: 22.01.2020).

4. Дьяченко, Е.Ю. Использование информационно – коммуникационных технологий как средство развития познавательной активности учащихся [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/08/03/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tekhnologiy (Дата обращения: 15.12.2019).

 5. Зубкова, Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов [Текст] / Т.И. Зубкова. – Екатеринбург, 1993. -24с.

6. Ильин, В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс [Текст] / В.С. Ильин. – Москва: Педагогика,1984. - 144 с.

7. Калинина, С.В. Педагогические условия активизации познавательной деятельности подростков с девиантным поведением: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / С.В. Калинина. – Москва, 1996. -21 с.

8. Каптерев, П.Ф. Педагогический процесс [Текст] / П.Ф. Каптерев. – Москва: Педагогика, 1974. – 295 с.

9. Кирилина, М.А. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе реализации технологии проблемного обучения [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-realizatsii-tehnologii-problemnogo-obucheniya (Дата обращения: 08.12.2019).

10. Красновский, Э.А. Активизация учебного познания // Советская педагогика №5. -1989, - с.9-15

11. Крюкова, В.В. Музыкальная педагогика [Текст] / В.В. Крюкова. –Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. -288 с.

12. Кузьмина, А.М. Обобщение педагогического опыта «Использование ИКТ на уроках музыки» [Электронный ресурс]  - URL: https://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/obobshchieniie-piedaghoghichieskogho-opyta-ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-muzyki (Дата обращения: 05.01.2020).

13.Лекомцева, Е.Н. Формирование познавательной активности [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshego-shkolnika/viewer (Дата обращения: 01.02.2020).

14. Лисовая, И.А. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения [Электронный ресурс] – URL:https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/08/30/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshikh (Дата обращения: 10.01.2020).

15. Лоренц, В.В. Проблемы и способы формирования познавательной активности школьников [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-sposoby-formirovaniya-poznavatelnoy-aktivnosti-shkolnikov/viewer (Дата обращения: 23.12.2019).

16. Мочалова, С.И. Информационно – коммуникационные технологии в деятельности учителя музыки [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikatsionnye-tehnologii-v-deyatelnosti-uchitelya-muzyki (Дата обращения: 18.01.2020).

17. Овсянникова, О.А. Методические особенности применения информационных и телекоммуникационных технологий в музыкальном образовании школьников [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-osobennosti-primeneniya-informatsionnyh-i-telekommunikatsionnyh-tehnologiy-v-muzykalnom-obrazovanii-shkolnikov (Дата обращения: 11.12.2019).

18. Раздобаров, Н.Д. Развитие познавательной активности учащихся профессиональных лицеев: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01[Текст] / Н.Д. Раздобаров. - Москва, 2002. - 20 с.

19. Редина, Н.В. Психолого-педагогические аспекты формирования познавательной деятельности младшего школьника [Электронный ресурс] -URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/06/19/psikhologo-pedagogicheskie-aspekty (Дата обращения: 20.10.2019).

20. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств [Текст] / Г.К. Селевко. – Москва: НИИ школьных технологий, 2005. -224 с.

21. Скаткин, М.Н. Активность познавательной деятельности учащихся в обучении [Текст] / М.Н. Скаткин. – Москва: Просвещение, 1985. - 198 с.
22.
Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Н.Ф.Талызина. –Москва: Просвещение, 1988. -175 с.

23. Федосеева, А.П. Развитие познавательной активности младших школьников с помощью информационно – коммуникационных технологий [Электронный ресурс] – URL: https://pedsovet.su/load/140-1-0-54490 (Дата обращения: 10.12.2019).

24. Цуканов, М.В. Проблема развития познавательной активности подростков в учебном процессе [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti-podrostkov-v-uchebnom-protsesse/viewer (Дата обращения: 20.12.2019).

25. Чернышев, И.А. Проблема развития познавательной активности подростков в учебном процессе [Электронный ресурс] -URL:https://cyberleninka.ru/article/n/problema-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti-podrostkov-v-uchebnom-protsesse/viewer (Дата обращения: 05.01.2020).

26. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников [Текст]  / Т.И. Шамова. – Москва: Педагогика, 1982. -209 с.

27. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности [Текст] / Г.И. Щукина. –Москва: Просвещение, 1971. -160 с.

28. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. – Москва: Педагогика, 1988. - 208с.

29. Юланова, Д.М. Формирование познавательной активности школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий [Электронный ресурс] – URL: https://docplayer.ru/44378186-Formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti-shkolnikov-na-urokah-muzyki-sredstvami-kompyuternyh-tehnologiy-d-m-yulanova.html (Дата обращения: 20.01.2020).