Возможные приёмы и методы

Гарипова Гульназ Раисовна

Всегда удачным бывает урок, начавшийся с приема «Верные и неверные утверждения». Я предлагаю учащимся ряд утверждений по еще не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают свое мнение.

Например,  на уроке татарского языка  в 8 классе при изучении темы  «Исемфигыль (Имя действия)»  я предлагаю  такие утверждения:

— Имя действия – это форма глагола;

— имя действия обладает признаками глагола и прилагательного;

— имя действия больше употребляются в функции существительных;

— имя действия не имеет отрицательную форму.

После знакомства с текстом учебника спрашиваю, что нового ребята узнали, прочитав правило в учебнике?

Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных мною, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания и опыт и материал урока.

Независимо от того, каким способом учащиеся выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. А сам момент угадывания вносит элемент соревновательности, заинтересованность не покидает учеников до конца урока.

 

 

Комментарии

Гарипова Гульназ Раисовна

Прием «Верите ли вы…» я часто использую при знакомстве с биографией поэта или писателя. Сначала я демонстрирую фотографии или портреты писателя, а затем предлагаю утверждения. Например, при знакомстве с биографией КаюмаНасыйри в 8 классе можно предложить такие утверждения: • КаюмНасыйри – автор первых толковых словарей татарского языка. • КаюмНасыйри был противником изучения русского языка». • Окончил филологический факультет Московского университета. • Кроме составления словарей, К. Насыйри больше ничем не занимался. • По его произведению снят фильм «Авиценна». Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей осмысленностью и заинтересованностью отнестись к лекции, учебной статье.

 

Прием «Кластеры». Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий проста и логична: 1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «Фигыль» («Глагол») 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме. В зависимости от цели я организую индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Хисматуллина Алина Радиковна

яхшы приемнар!!!"Верите ли Вы" приемын дэресемдз кулланып карадым, БИК отышлы!яхшы!!!балалар кызыксынып эшкэ кереште! Рэхмэт!Алга табада яхшы материаллар белэн сайтыгыз тулыланып торсын Иде!