Стоит сентябрь уж у ворот
Давно не возвращалась к своим записям. Пора!
Никак слов не могу найти. В прошлом учебном году я попросила группу 3-курстников написать короткое эссе, в котором ответить на три вопроса: что привело меня в медицину, где я буду работать после окончания, какая у меня цель в жизни.
Ответы меня потрясли. Большинство написало, что с детства мечтали о профессии медика, хотели помогать людям, были счастливы от того, что поступили в мед. колледж. Однако эти радостные ощущения скоро прошли, особенно после того, как побывали на практике в больнице; большинство приобрели устойчивое понимание, что их выбор неправильный. Кто-то выяснил, что больные вызывают брезгливость, кому-то не понравилось отношение администрации, а кого-то возмутили слова врачей в свой адрес. Практически все студенты не хотят работать по выбранной специальности; все хотят уважения, чистоты и благодарности.
Когда я спросила, зачем тогда они продолжают учится, на что получила ответ: не бросать же дело на пол-пути, хоть какой-то документ надо получить. Студенты получают образование из-за диплома; чтобы потом уйти в коммерцию, в массажные или косметические салоны. Из всей группы от силы 3-4 из 20 человек настроены идти работать по специальности. Вывод: молодежь была не готова к условиям всоей будущей работы (грязь, вонь, отношение как к обслуге, ненормативная лексака).
Но медицина так быстро не изменится, значит надо заранее настраивать людей на трудности, а не только благодарность и подарки от излеченных больных. Надо готовить людей стрессоустойчивых, высокоморальных и небрезгливых. А в первую очередь нужна психологическая выдержка.
Профориентационная работа должна быть направлена не на красивые слова о клятве Гиппократа и благородности профессии медика, а на реальные условия работы.
Школьники из медико-биологических классов должны увидеть условия будущей профессии: ходить в больницы, видеть страдания пациентов, оказывать посильную помощь в хосписах. Хотя бы один раз они должны увидеть мир не через розовые очки, а в грязи, крови, мучениях и стонах.