На дворе весна
Апрель! Весна, как всегда, пришла неожиданно! Повысился уровень беспричинной радости (особенно у студентов). Одна из причин повернутости педагогов на профессии: переживания и радость идут рука об руку - эмоции бурлят.
Однако приближается конец учебного года; учебные материалы все насыщенней, сложнее, требуют все больше труда и знаний для понимания.
Многие, кто начинал нехорошо (не об оценках, а об интересе к организму), почувствовали вкус к профессии, интерес к биологии человека. Стали задавать вопросы о смысле явлений, а не только о фактах. Студенческие вопросы перешли на иной уровень; он не дает успокоится, толкает, подгоняет искать информацию в разных источниках (преподаватель - не всезнайка, требовать от него абсолютного знания - бессмысленно). Абсолютного знания вообще не существует; его накопление - процесс творческий, сопровождается их переосмыслением и приростом, пониманием.
Об источниках информации. Сейчас их много (даже слишком), далеко не все надежные. Я давно собираюсь составить рекомендации для студентов и для себя: отношение к источникам профессиональной информации.
На вскидку они бывает четырех видов (предлагайте еще, если этот вопрос Вас цепляет):
- абсолютно достоверной, но старой (только на момент ее публикации),
- свежей достоверной (это не значит, что не устареет через некоторое время),
- намеренной дезинформацией (ЗНАЧИТ ЭТО КОМУ-ТО НАДО),
- ненамеренной дезинформацией (кому-то так услышалось, привидилось, почудилось).
Студенты, только начинающие проникаться медицинскими проблемами, пока еще не имеют достаточной медицинской интуиции, чтобы отличить зерна от плевел (этой интуиции не хватает и нам). По мере продвижения в мед. знаниях, она будет расти. Но всегда надо отчетливо понимать, что абсолютно все знать человек не сможет никогда, хотя бы просто из-за ограниченных возможностей его познания.
Это вовсе не означает, что расширять свои знания не стоит. Просто надо осознанно относится к ограничениям, данным нашей природой (они тоже имеют смысл - какой?).