Преподаватель медицинского колледжа: О занятиях, программах, студентах, и многом другом, что связано с медицинским образованием

Креславская Елена Ефимовна

О себе. Я – преподаватель естественнонаучных дисциплин. Закончила биофак МГУ, мед. училище №8, затем психфак МГУ. 

До того, как стала вести педагогическую деятельность, успела поработать стажером-исследователем, а затем младшим научным сотрудником в Московском НИИ. Около 19 лет преподавала Дисциплину «Возрастная анатомия и физиология» в вузе, который тогда в названии имел слово «педагогический». Это был МОПИ (Московский Открытый Педагогический Институт). Но пришли другие времена, и наш Вуз стал называться университетом, потом ему присвоили имя М.А. Шолохова. А в конце концов изменили название педагогический на гуманитарный. Это довершило урезание педагогического образование в нашей стране.

Конечно, идея заключалась в возможности для Вуза открывать новые факультеты (журналистики, юридический и т.д.). И действительно, довольно скоро, они были запущены, но параллельно стали официально уменьшаться наборы на педагогические специальности, а потом и вовсе начали закрываться целые направления (физическое, биологическое, географическое и т.д.). С 2013 года была полностью сокращена наша межфакультетская кафедра «Естествознания». 

Сейчас в духе времени на сайте уже бывшего МГГУ им. М.А. Шолохова висит надпись: «Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» 12.10.2015 г. прекратило деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет».

Но я "песни прежние пою" и продолжаю заниматься своим любимым делом - педагогической деятельностью, хотя уже в другом месте (медицинский колледж); меня привлекает процесс познания, а преподавание дает для этого богатейший материал. Мне нравится работать с молодежью, способствовать развитию у них понимания, а не просто заученных знаний. Это немного обо мне. 

А теперь о том, что я буду писать здесь.

Не секрет, что жизнь изменилась, информационный поток сделал резкий скачок; изменилась молодежь, ее цели и ценности; меняться надо и нам, несмотря на то, что преподавание - занятие традиционное и очень консервативное. Педагог - это человек с большим жизненным опытом, он имеет свой взгляд на процессы, происходящие в образовании, об этом нельзя молчать, об этом надо говорить и писать.

Надо менять педагогические технологии, подходы к обучению. Оставаться прежними нельзя; иначе, мы обречены плестись в хвосте и ставить положительные оценки студентам, только потому, что надо выполнять план и не портить статистику.

Здесь я буду писать о когнитивных достижениях и проблемах студентов, об их интересах, жизненных ценностях, дальнейших планах на жизнь. О восприятии ими учебных тем, и, в целом, об их отношении к учебе. И, конечно, я буду писать о собственных проблемах в профессиональной деятельности (они неизбежно возникают), искать их причины и способы решения. 

На дворе 13 сентября. Учебный год еще только в самом начале, но уже набирает обороты.

Каждая учебная группа стала отчетливо узнаваема, появились свои особенности, свое лицо и свой характер. 1 сентября все студенты были радостные, заинтересованные. Сейчас, когда прошли первые практические занятия, более ответственным стал подход к учебе; начали появляться первые проблемы; они кажутся поначалу неподъемными, неразрешимыми. НО постепенно придет понимание, что учеба - это не веселый карнавал с зайчиками и воздушными шариками - это труд. Тогда начнется настоящая работа. Учеба - не всегда интересна и радостна, но всегда этот труд тяжел, позитивен и очень благороден; он устремлен в будущее. Этот труд направлен на понимание сути физических страданий человека и возможности их облегчить.

Именно понимания, так как без этого качества медицина превращается пусть и сложную, но все же в компьютерную программу, где есть только знания и их сочетания; там не может быть места сопереживанию, сочувствию, эмпатии. На мой взгляд, начальный этап становления медика, должен привести к фомированию единого образа человеческого организма. В сознании студента этот образ должен собраться из разрозненных знаний медицинских дисциплин, как складывается  пазл из отдельных картинок, казалось бы совсем между собой не связанных. 

Уже 10 октября

Студенты выполняли мое задание написать эссе на тему "Зачем (и почему) я получаю среднее медицинское образование".

1. Большинство работ начинается с простого жизненного аргумента: не прошла (-л) по баллам в мед. вуз, денег на платное обучение нет, а профессия мед. персонала востребованная, вот и решил(а) время не терять. Потом многие пишут, что мечтали с детства о профессии медика, о белом халате, любили играть в доктора.

2. Некоторые пришли к этой профессии путем долгих размышлений; выбирали из технических, экономических, юридических (указывали даже должность полицейского) профессий. Но таких немного.

3. 15-20 % имеют медиков среди близких родственников. Кстати, потребность лечить свою семью, родных - частый и весьма разумный аргумент.

4. Около 90% работ содержат красивый слова о любви к людям, желании им помогать, спасать жизни; пишут о собственном столе, белом халате и чистом, теплом кабинете.

5. Некоторые выбрали конкретные мед. профессии: на первом месте по частоте - стоматология, дальше - хирургия в целом, фельдшер на скорой помощи, мед. сестра; на одном из последних по популярности мест - кардиолог, терапевт. Некоторое количество тех, кто уже работает в медицине (в основном - массажисты), им нужен документ об образовании.

6. Почти в каждом эссе говорят о благодарности излеченного пациента (нематериальной).  Вообще о материальной стороне дела не написал никто.

7.  Что удивило: в нескольких работах я встретила, с одной стороны, страх ответственности (как обоснование выбора среднего мед. образования), а, с другой стороны, наоборот, желание  ответственности за жизнь и здоровье пациента. Это настораживает. Первое вызывает страх за пациентов, которые попали в руки неуверенного медика. Второе - тоже страх, но за тех, кто попал в руки слишком самоуверенного медика. Сомнение в абсолютной правильности своих поступков отсутствует только у того, который живет по затверженным раз и навсегда алгоритмам, а выучить все алгоритмы во-первых, невозможно, а во-вторых, это вовсе не значит, принять отвественное решение в критической ситуации, а потом нести за него всю тяжесть ответственности.

8. Замечу, что никто не выделил такие "прелести" в работе медика, как грязь, дурной запах, упреки и недовольство пациентов, апломб и неуважение со стороны администрации и так далее. Такое впечатление, что студенты никогда не слышали о стремительном выгорании молодых медиков, наполненных радужными мечтами осчастливить человечество.  

9. В очень небольшом числе работ звучит: медицина - смысл жизни, огромное желание дарить людям счастье.  

10. Вывод исследования: реального представления о работе медика у первокурсников нет. А есть радужные надежды и вера в то, что у них все будет хорошо.

У нас хорошая молодежь. Она полна желания развиваться, помогать людям и делать их счастливыми. Главное не растерять бы его в профессии.

С чем я всех нас и поздравляю!!!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие понимания в обучении

Креславская Елена Ефимовна

https://zhurnalpedagog.ru/servisy/pedagog_issledovatel/publ?id=185

“Образование – это не то, чему человека учили, а то, что он в этом понял» Брудный А. А.[1].

Введение

Истоки науки о понимании (герменевтика[2]) лежат еще в античности; они связаны с искусством интерпретации мифов и толкования воли богов. Была и практическая необходимость в расширении общения, обмена опытом и товарами между разными людьми и народами. Название герменевтика происходит от герм, статуй-указателей на античных дорогах, которые происходят от имени бога торговли Гермеса.

В настоящее время интерес к пониманию резко возрос. Это связано со стремительным нарастанием информационных потоков и доступностью информации, а также легкой возможностью ею манипулировать. Такая ситуация резко изменили условия и формы учебной деятельности. Если раньше преподаватель был единственным источником знаний, то сейчас каждый, кто имеет определенный набор информационно поисковых умений, может найти факты на любую тему, воспринимая их, без анализа и критики. Для умения грамотно пользоваться информацией необходимы навыки понимающего восприятия, мышления, сознания; иначе человек рискует превратиться в придаток машины.

Термин понимание очень многогранен. 20 век это продемонстрировал в полной мере. Многие научные направления исследуют эту характеристику человеческого сознания; каждое выявляет какие-то его особенности, связанные со своими интересами. Понимание является предметом исследования философов и историков, филологов и юристов, программистов и физиков, медиков и менеджеров, психологов и педагогов [М. Хайдеггер, 1997; П. Рикер, 1995; Г. Г. Гадамер, 1991; Рубинштейн, 1973; А. А. Бодалев, 1982].

По мнению Х.-Г. Гадамера [Х.-Г. Гадамера, 1988] феномен понимания пронизывает все связи человека с миром[3]. В изучении понимания выделяют два разных подхода:

  • экзистенциальный (рассматривает понимание, как способ бытия человека в мире)
  • когнитивный (рассматривает понимание, как компонент человеческого познания).

Нас интересует понимание в познании. Мы разделяем мнение В. В. Розанова, что деятельность разума всегда является пониманием[4]. Мы рассматриваем его, как мыслительный процесс, связанный с усвоением новых знаний о мире.

Достижение высокого уровня понимания в обучении служит показателем его качества, об этом говорят и пишут психологи образования [Бершадский М. Е, 2004, Соболева О. В. 2006].

Несмотря на высокий интерес к этому качеству познания, многие психолого-педагогические аспекты проблемы разработаны слабо; в частности, это относится к особенностям понимания в процессе усвоения учебного материала.

Накопление готовых знаний, то есть работа запоминания, сегодня уже не может считаться целью обучения (фактические знания можно найти на справочных сайтах Интернета).  Обучение перешло на другой уровень развития. Эпоха передачи готовых знаний постепенно уходит в историю, уступая место деятельностной парадигме образования, в создании которой участвовали многие отечественные ученые. Это С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и другие.  

Сегодня выросла роль осмысленной работы с знаниями, их понимания. На первое место выходит формирование интеллектуальных качеств, которые помогут молодому специалисту стать быстро адаптироваться к контекстам будущей профессиональной деятельности в условиях высокого нарастания потоков информации. Эта статья посвящена важности понимания материала естественно-научных дисциплин; оно формирует понимание окружающей природы и природы человека, в том числе мир, является важнейшим механизмом теоретического познания и способствует личностному росту.

Понимание мы трактуем как активный познавательный процесс, позволяющий структурно организовывать полученную информацию в соответствии со смысловыми связями. Итогом полноценного процесса понимания выступает смысл. Большое значение в обучении приобретает категория контекста, то есть образовательная среда, условия и методы обучения, приближенность его к реальной жизни. Контекст выстраивает смыслы и устанавливает связи между ними. Особенно это важно в профессиональном обучении.

Преодолеть противоречие между необходимостью формирования в обучении системы смыслов будущей профессиональной деятельности и слабой разработкой психолого-педагогических механизмов понимания может помочь теория знаково-контекстного обучения (А. А. Вербицкий, 2004). Она является развитием деятельностной парадигмы и рассматривает учение как проявление собственной активности студента, особое значение приобретает познавательная мотивация.

Роль преподавателя меняется: из носителя абсолютных истин она трансформируется в роль координатора-консультанта, управляющего познавательной активностью учащихся. Психологическим механизмом понимания в контекстном обучении является целенаправленное создание личностного, учебного и профессионального контекстов, которые, являясь смыслообразующей категорией, стимулирует развитие понимания.

Одной из важных задач в процессе разрешении указанного противоречия является диагностика процесса понимания в обучении вообще, и в контекстном обучении, в частности. Но этот вопрос оказался очень трудно разрешимым; это является серьезным препятствием в деле разработки и внедрения образовательных технологий, формирующих понимание.

Ситуация с педагогическим подходом к контролю качества обучения основывается на проверке фактических знаний. Тесты учебных достижений ориентируются в основном на выявление объема сохраненной информации, но мы знаем Уверенное изложение темы может оказаться результатом и простого заучивания, то есть усвоения на уровне запоминания. Баллы за правильные ответы на уровне памяти не позволяют оценить понимание учащихся, так как не дифференцируют уровня освоенности знаний (запоминание, понимание). Наличие предметных знаний может оказаться результатом простого заучивания материала.

Психологическая диагностика имеет в своем арсенале большое число тестов для измерения различных познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. Встречаются и тесты на понимание информации. Однако они выявляют не понимание, а запоминание материала. По мнению А. Анастази, эти тесты «предполагают простое умение вспомнить детали услышанного или прочитанного без особого осмысления воспринятого материала» [Анастази, 1982, с. 56].

Исходя из этого, для контроля качества обучения следует измерять не сумму знаний, а уровень их понимания. Мы предложили один из вариантов теста на понимание и провели его верификацию.

Библиография

  1. Анастази, Психологическое тестирование, М. «ПЕДАГОГИКА», 1982, кн. 2., С. 56
  2. Брудный А. А., Психологическая герменевтика, М., «Лабиринт», 1998, С. 241
  3. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М.: ИЦ ПКПС- 2004.
  4. Гадамер Г.Г. О круге понимания // Актуальность прекрасного М.1991 С. 3
  5. Тест на понимание учебного материала по биологии человека: результаты верификации [Текст] / Е. Е. Креславская, А. В. Вартанов // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2009. - N 2. - С. 72-80.
  6. Розанов В. В. О понимании, опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания, М., «Танаис», 1996, С.14-15


    [1]
  1. Брудный А. А., Психологическая герменевтика, М., «Лабиринт», 1998, С. 241
    [2]
  1. Термин hermeneutike употребляет еще Платон, например, в Тимее.
[3]
  1. Гадамер Г.Г. О круге понимания // Актуальность прекрасного М.1991 С. 3
  2. Розанов В. В. О понимании, опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания, М., «Танаис», 1996


 

Комментарии

Азаренкова Елена Михайловна

Елена Ефимовна - вы молодец!
"One equal temper of heroic hearts,
Made weak by time and fate, but strong in will
To strive, to seek, to find, and not to yield."
Alfred Lord Tennyson.
"Бороться и искать,найти и не сдаваться!" - ваш девиз. Полностью вас поддерживаю. Удачи!!!