Психологические методы исследования
В психологии принято использовать следующие методы:
Бланковые методики – составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов.
Опросные методики –в них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.
Рисуночные психодиагностические методики – используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется приём интерпретации испытуемым готовых изображений.
Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются чаще всего, т.к. методики этой группы наиболее валидны и информативные.
Объективно-манипуляционные методики – в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т.п. Более развёрнутую классификацию психодиагностических методик можно представить, выделив другие критерии.
Наблюдение – научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психологического явления; это целенаправленный сбор психологических фактов поведения и деятельности личности с целью последующего их анализа.
Виды наблюдения: - неструктурализованное (когда отсутствует детальный план наблюдения, определены лишь общие черты ситуации); - структурализованное (имеется детальный план наблюдения, инструкция, имеется достаточная информация об объекте); - системное, несистемное. Интересные результаты можно получить при включенном наблюдении, когда исследователь работает или живет вместе с изучаемой группой. Это полевая работа, где исследование проводится в естественных условиях в отличие от лабораторного (с созданием определенных условий). Различают следующие, дополняющие друг друга, виды наблюдения: • кратковременное (срез) и продолжительное / лонгитюдное (продолжающееся на протяжении длительного времени, например, наблюдение за психическим развитием ребенка с момента его рождения); • непосредственное и опосредованное (предполагающее применение вспомогательных средств, например, видеоаппаратуры); • выборочное (направленное на отслеживание отдельных параметров наблюдаемого) и сплошное (фиксирующее любые проявления и изменения объекта наблюдения в определенных ситуациях). Особую разновидность составляет включенное наблюдение, при котором наблюдатель становится членом исследуемой группы, наблюдая за происходящими в ней процессами «изнутри» (например, при исследовании малых групп в социальной психологии). В зависимости выбранного объекта, внешнего (поведенческие акты, действия, физиологические изменения) или внутреннего (переживания, мысли, психические состояния и процессы) различаются две основные вариации метода наблюдения: объективное наблюдение и самонаблюдение. Метод объективного наблюдения — это стратегия исследования с регистрацией внешних (поведенческих, психофизиологических и др.) характеристик или изменений наблюдаемого объекта. Как правило, эта разновидность наблюдения выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением эксперимента. Метод самонаблюдения — это стратегия получения эмпирических данных посредством наблюдения за самим собой, собственными психическими состояниями и процессами. Элементы этого метода лежат в основе практически любого психологического исследования. Посредством сопоставления результатов самонаблюдения, представленных в самоотчете (вербализированном протоколе о текущей индивидуальной жизни), с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, устанавливается их принципиальное родство, а затем производится сравнение данных внутреннего опыта с внешними проявлениями психики. Интроспекция (от лат. Introspecto — смотрю внутрь) — методам самонаблюдения, метод психологического самоанализа, который заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких-либо вспомогательных средств, инструментов или эталонов.
При организации наблюдения следует придерживаться следующего плана: 1. Выбор объекта, определение цели наблюдения. 2. Составление плана наблюдения, подготовка документов, в том числе бланков протоколов наблюдения, инструкций наблюдателю и оборудования для наблюдений (аппаратура) 3. Сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы и т.д.) 4. Обработка и оформление результатов наблюдения. 5. Анализ результатов и выводы из наблюдения. Требования к проведению наблюдения: • сохранение естественности психических проявлений; • должен быть целенаправленным; • фиксация результатов. Процессы общей процедуры наблюдения (программа наблюдения): • определение задачи и цели (для чего? с какой целью?); • определение объект, предмет и ситуации (что наблюдать?); • выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?); установка временных рамок наблюдения и составление его графика (как долго наблюдение должно вестись?); • выборка способа регистрации наблюдаемого и разработка бланков регистрации наблюдаемого по необходимости (как вести записи?); • определение способа обработки и интерпретации полученной информации (каков результат?).
Эксперимент — это исследовательская стратегия, при которой осуществляется целенаправленное отслеживание какого-либо процесса в ситуации регламентированного изменения его отдельных характеристик и условий протекания. Таким способом производится проверка гипотезы исследования. Эксперимент, наряду с наблюдением, — один из основных методов научного познания вообще и психологического исследования, в частности. Эксперимент отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследованиям активное вмешательство в нее исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего сопутствующие изменения в «поведении» изучаемого объекта. Проводить эксперимент, экспериментировать — значит изучать влияние независимой переменной на одну или несколько зависимых переменных. основные виды эксперимента: 1) лабораторный эксперимент, обычно проводимый в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать о его истинном назначении; 2) естественный эксперимент, участники которого не знают о том, что выступают в роли испытуемых. В зависимости от позиции экспериментатора (наблюдательной или активной), различают эксперимент констатирующий и эксперимент формирующий.
Тестирование – методика диагностики предполагающая ответы на вопросы. Все тестовые методики могут быть подразделены на вербальные (опосредованные речевой активностью испытуемого) и невербальные, предполагающие использование перцептивных, моторных и др. невербальных способностей. В другой классификации выделяются следующие разновидности тестовых (психометрических) процедур: объективные тесты — методики, предполагающие правильный ответ, верное решение задачи, нормативное выполнение задания; стандартизированные самоотчеты, методики, ориентированные на использование вербальных способностей, мышления, памяти и воображения испытуемого; проективные техники, в которых недостаточно структурированный и неоднозначный по содержанию материал, выступающий в качестве стимула, активизирует процессы воображения и служит своеобразным экраном для проецирования эмоционально значимых тем и переживаний испытуемого.
Методы опроса Опросы могут различаться: •по способу контакта с респондентом: лично, по телефону, по почте (в том числе по электронной) и через Интернет; •типу респондентов: опрос физических лиц, опрос юридических лиц, опрос экспертов; •месту проведения опроса: дома, в офисе, в местах продаж, в виртуальных пространствах; •типу выборки: опрос репрезентативной либо целевой выборки.