Организация воспитательной работы мастера производственного обучения с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Важнейшим условием профессионального воспитания детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей является диалектическое единство процесса обучения и воспитания. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин проблемы адаптации их к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. Главное в деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения, в котором обучаются дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, социальная защита ребенка.
Дети, воспитывающиеся в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки детства, характеризуются определенными особенностями: резко выраженной дезадаптацией, которая усиливается такими психотравмирующими факторами, как изъятие ребенка из семьи и помещение его в разного рода учреждения. Психолог, воспитатель, социальный педагог, мастер производственного обучения работающий с детьми в таких учреждениях, должен отдавать себе отчет в том, что все это — лишь часть общей картины, ее внешнее проявление. Другая часть, намного большая, — это внутренний мир ребенка, который трудно поддается диагнозу, коррекции, но очень сильно влияет на дальнейшую его жизнь, психическое развитие и становление личности.
Жизненный путь ребёнка, попавшего в сиротское учреждение, в значительной мере предопределён на всём протяжении и проходит под знаком пагубного в целом воздействия социального окружения. В результате такого неблагоприятного стечения обстоятельств у ребёнка формируется чувство собственной неполноценности, ущербности, обделённости. Искажённое самовосприятие снижает интеллектуальный потенциал подростка, подрывает его веру в свои возможности.
Все эти факторы создают объективные трудности их воспитания. Трудности состоят в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы развития личности ребенка на каждом этапе обучения.
Таким образом, систему воспитательной работы нужно организовать так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из неповторимости его индивидуальности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в учащихся проявлялись их лучшие черты и качества.
Можно выделить основные направления воспитательной работы:
- Изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей; интересов; склонностей; способностей).
- Изучение особенностей развития (память, внимание, восприятие).
- Изучение и анализ направленности интересов учащихся.
- Взаимодействие с психологом, социальным педагогом, учителями-предметниками.
- Взаимодействие с семьями учащихся; индивидуальная работа с лицами их заменяющими (патронатными воспитателями).
- Социально-психологическая реабилитация детей.
- Создание благоприятных условий для круглосуточного пребывания детей, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности.
- Обеспечение социальной защиты.
- Сохранение и укрепление здоровья детей.
- Развитие творческих способностей детей.
- Формирование и активизация мотивов и цели образовательной деятельности.
Следующим этапом воспитательной работы является составление плана-программы. Основная задача планирования – так организовать жизнь группы, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах группы и лицея, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Мы вместе планируем и проводим воспитательные мероприятия: классные часы, выпуски стенгазет, уборку территории, общие мероприятия. Эти мероприятия оставляли яркий эмоциональный след в душах и памяти детей. Ни один ребёнок в группе не остался в стороне.
Для мастера производственного обучения очень важно объективно оценить результаты своей работы, сделать это профессионально грамотно, сформулировав цель и подобрав нужную исследовательскую методику. При оценке качества своей профессиональной воспитательной деятельности ориентироваться на следующий ряд критериев:
- Успеваемость и посещаемость группы.
- Сплоченность группы, её взаимопомощь и взаимовыручка.
- Преодоление психологических барьеров адаптации учащихся.
- Устойчивый эмоционально-положительный психологический климат в группе.
- Социальная защищенность каждого учащегося и его комфортность.
- Повышение уровня воспитанности и общей культуры учащихся.
- Активное участие группы в воспитательных мероприятиях.
- Осознанный выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.
- Социально – психологическое и педагогическое сопровождение.
- Социально - правовое воспитание.
В группах коррекции, где обучаются дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сильным инструментом воспитательного воздействия является личный пример. Постоянное проявляемое гуманное, доброжелательное, ровное отношение ко всем участникам группы залог успешной, авторитетной работы. Как правило, итогом воспитательной работы становится дружный, сплочённый коллектив, способный самостоятельно решать важные жизненные вопросы.
Неотъемлемой частью работы мастера производственного обучения является систематическое общение с педагогами, работающими в группе, с целью выяснения успеваемости и дисциплинированности учащихся. Большую помощь в воспитании детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей из коррекционных групп оказывает совместная работа мастера производственного обучения и социальных педагогов, психологов и воспитателей.
Совместная работа дает возможность более тщательно спланировать воспитательную работу в группе. Охватить множество аспектов связанных с привлечением детей в кружки и секции, организовать интересные и познавательные по тематике классные часы, позволяющие детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей более полно узнать о правовых, социальных, экономических и бытовых моментах в жизни общества.
Психолог при работе с учащимися и предоставляет аналитический отчет о психологическом климате в группе, что позволяет лучше узнать детей, их наклонности, задатки и мотивации, проводит различные диагностики, мониторинги, исследования. Это помогает правильно строить воспитательную работу в группе.
Форма проведения воспитательной работы индивидуальная и групповая. Сеть отношений в группе строиться по типу: сотрудничество, сотворчество, самоуправление. На становление жизненных позиций детей - сирот особое влияние оказывает детское самоуправление. Это совместная деятельность учащихся, их равноправные отношения и управление своим поведением и собственной деятельностью. Главной задачей самоуправления я считаю привлечение каждого учащегося к жизнедеятельности группы, поэтому за основу самоуправления берем Совет группы. Дети активно включаются в работу Совета. Они самостоятельно выбирают актив группы, стараются помочь друг другу в зависимости от их интересов и увлечений.
Для решения многих значимых вопросов проводится общее групповое собрание. Также избирается глава самоуправления – староста и творческие группы, отвечающие за разные направления деятельности группы.
Распределение функций в структуре самоуправления происходит следующим образом:
Групповое собрание
- планирует работу в группе;
- подводит итоги работы;
- распределяет поручения между творческими группами.
- участвуют в обсуждении поощрений и наказаний отдельных учащихся.
творческие группы:
- организуют дежурство по училищу, в классе, обеспечивают порядок в группе; участвуют в общих мероприятий лицея.
Одна из важнейших аспектов в воспитательной работе с детьми – сиротами является индивидуальная профилактическая работа мастера в группе. Многие из учащихся прошли через опыт физического и психологического насилия, неоднократно сталкиваясь с различного рода оскорблениями, грубым обращением, сексуальной или иной эксплуатацией. В наших группах постоянно всплывают вопросы по безнадзорности и бродяжничеству, поэтому всему педагогическому коллективу и частности мастеру необходимо приложить серьёзные и длительные усилия, чтобы вырвать подростка из негативной среды общения. Вот почему мастера производственного обучения, которые неизбежно вынуждены сталкиваться с подобной ситуацией, должны быть осведомлены о правовой стороне этих вопросов и об особенностях системы взаимодействия учебного заведения с правоохранительными органами и комиссиями по делам несовершеннолетних.
Опыт работы показывает, что подобная деятельность достигает эффекта только при её систематичности и создания системы совместных усилий мастера производственного обучения, социальных педагогов, Зам. директора по учебно - воспитательной работе и комиссии по профилактике правонарушений.
Описывая систему воспитательной работы в группе, нельзя умолчать о внедрении новых образовательных технологий, имеющие комплексный результат в обучении и воспитании детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (технология сотрудничества, системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, инновационные технологии, передовой педагогический опыт, методика коллективной творческой деятельности).
Огромное значение для улучшения работы мастера имеют правильно поставленные перед ним задачи, конкретные предложения. Нужно собрав все фактические данные, комплексно анализировать эффективность оказываемых на ребенка воспитательных воздействий и, как следствие, координировать учебную деятельность каждого воспитанника, группы, оценивать сплоченность, достигнутый уровень развития творческих способностей воспитанников, сложившиеся взаимоотношения с другими участниками целостного воспитательного процесса. Глубокий и всесторонний анализ позволяет мастеру как бы со стороны взглянуть на свою работу, продумать и оценить ее с точки зрения педагогики и психологии, стимулирует творческий поиск в воспитательной работе.
Комментарии
Организация воспитательной работы мастера производственного обуч
Спасибо за статью, поднятую проблему работы с детьми-сиротами, это очень актуально, я думаю в каждом учреждении, успехов в работе!