Сформированность компетенций студентов через предметное портфолио
Сформированность компетенций студентов через предметное портфолио
ПМ 01 Преподавание по программам начального общего образования
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО
050146 Преподавание в начальных классах
Требования к портфолио:
Тип портфолио: портфолио смешанного типа
Проверяемые результаты обучения:
Профессиональные компетенции |
ПК 1. Определять цели и задачи, планировать уроки |
ПК 3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. |
ПК 5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования. |
Общие компетенции |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
Основные требования
Требования к структуре и оформлению портфолио: портфолио представляет собой индивидуальную папку-накопитель, демонстрирующую умение студентов предоставлять на основе сбалансированных формализованных показателей структурированную и систематизированную информацию о собственном профессиональном развитии, личных достижениях в образовательной деятельности. Цель портфолио – анализ и презентация значимых профессиональных достижений студента, свидетельствующих о его вкладе в развитие системы образования края, методологической культуре, умении решать проблемные задачи профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения. Структура портфолио включает:
– титульный лист ;
– содержание портфолио: перечень основных разделов с указанием страниц начала разделов
Раздел 1. «Общие сведения»
Данный раздел включает материалы, отражающие достижения студента в различных
областях:
- Фамилия, имя, отчество, год рождения;
- наиболее значимые грамоты, благодарственные письма;
- дипломы различных конкурсов;
- другие документы по усмотрению студента.
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития студента.
Раздел 2 «Научно-методическая деятельность студента».
- материалы, в которых обосновывается выбор студентом образовательной программы и комплекта учебно- методической литературы;
- материалы, в которых обосновывается выбор студентом используемых образовательных технологий;
- материалы, содержащие обоснование применения студентом в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных технологий;
- работа в методическом объединении в ходе педагогической практики, сотрудничество с другими учреждениями;
- участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
- участие в проведении семинаров, круглых столов, мастер- классов,
- подготовка творческого отчёта, реферата, доклада, статьи, других документов.
Раздел 3. «Внеурочная деятельность по предмету»
Раздел содержит документы:;
- сценарии внеклассных мероприятий, видеокассеты с записью проведённых мероприятий;
- другие документы.
Студент имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т. п., отражающие его индивидуальность. В портфолио могут быть помещены презентации (не более 2-3), ил-
люстрирующие деятельность, фотоматериалы (не более 10-12 фотографий). Портфолио оформляется на электронном и бумажном носителях.
Требования к электронным носителям:
– диски направляются в slim case box (тонких коробочках для дисков) с указанием на них полного имени студента, наименования образовательного учреждения, муниципального района (города);
– объём презентаций не должен превышать 20 слайдов. Презентации сохранять в формате Power Point 2003 (.ppt). Фотоизображения на презентациях должны быть адаптированные (для электронной почты и Интернета – 96 пикс. на дюйм);
– размер фото не более 100 кб, расширение не менее 800 х 600, видео – не более 200 мб;
– текстовые документы представляются в формате Word 2003 (doc.) или в формате .pdf.;
– параметры текстового редактора: поля – верхнее, нижнее – 2.0 см, левое – 3.0 см, правое – 1.5 см, шрифт Times New Roman, высота 14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, красная строка 1.25;
– документы, содержащие подписи и печати, сканируются в формате JPG или PDF. Отсканированный текст, подписи и печати должны читаться без затруднений в масштабе 1:1;
– в текстах не допускается сокращение названий и наименований;
– все страницы нумеруются (нумерация начинается с титульного листа, номер на первой странице не ставится), в колонтитуле на каждой странице указываются фамилия, имя и отчество студента.
Портфолио на бумажном носителе формируется в одной папке-накопителе с файлами.
Требования к презентации и защите портфолио: Защита портфолио проводится в несколько этапов:
1. Презентация портфолио.
2. Ответы на вопросы по существу представленных документов.
3. Ознакомление студента с рецензиями па работу.
4. Пояснения студента по замечаниям рецензентов.
5. Обсуждение результатов защиты членами экспертной группы.
6. Доведение до студента выводов и рекомендаций экспертной группы.
Презентация портфолио – форма аттестационного испытания, в ходе которого студент представляет экспертной комиссии свидетельства своего профессионализма и результатов педагогической деятельности в форме структурированного портфолио. Для презентации методического портфолио студенту отводится 20-25 минут. В ходе презентации он должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетенции. Презентация - это не сокращённое изложение разделов портфолио. Основная цель презентации – в короткое время представить основные результаты проделанной работы за определённый период времени. Качество презентации при защите портфолио оценивается по следующим показателям:
- соответствие содержания презентации содержанию портфолио;
- выделение основных результатов деятельности студента;
- качество изложения материала.
Показатели оценки портфолио
Коды и наименования проверяемых компетенций или их сочетаний | Показатели оценки результата | Оценка (да / нет |
ПК 5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
Наличие подтверждающей документации о проведении профориентационнной работы с абитуриентами или студентами младших курсов, участии в тематических профессионально-ориентированных мероприятиях Наличие наиболее значимых грамот, благодарственных писем; дипломов различных конкурсов; Наличие подтверждающей документации о работе в методическом объединении в ходе педагогической практики, сотрудничестве с другими учреждениями; об участии в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; семинарах, круглых столах, мастер- классах, Наличие в портфолио творческого отчёта, реферата, доклада, статьи, других документов. Выполнение рекомендаций педагогического коллектива в ходе обучения
|
|
ПК 1. Определять цели и задачи, планировать уроки ПК 3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. | Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области преподавания по программам начального общего образования Наличие материалов, в которых обосновывается выбор студентом используемых образовательных технологий; материалов, содержащих обоснование применения студентом в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных технологий; Наличие разработанных планов — конспектов уроков, проведённых студентом в ходе практики Наличие сценариев внеклассных мероприятий, видеокассет с записью проведённых мероприятий; |
|
Показатели оценки презентации и защиты портфолио
Коды и наименования проверяемых компетенций или их сочетаний | Показатели оценки результата | Оценка (да / нет) |
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
| Использование информационно-коммуникационных технологий для презентации содержанию портфолио, соответствие содержания презентации содержанию портфолио; выделение основных результатов деятельности студента достоверность, обоснованность, полнота, системность, структурность состава представленных материалов и документов; оформление, общее эстетическое целостное восприятие; грамотность, культура устной и письменной речи, владение профессиональной лексикой, проявленные в процессе защиты портфолио; соблюдение требований к компьютерной презентации: оптимальность количества слайдов, выбранных эффектов анимации, соотношения текста и иллюстративного материала; ясность и логичность изложения.
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sformirovannost_kompetenciy_cherez_predmetnoe_portfolio.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сформированность компетенций студентов через предметное портфолио
Высокое качество обучения, прочность и систематичность знаний, развитие профессиональных умений и навыков, воспитание необходимых свойств и качеств характера – все это вмещает в себя понятие «развитие профессиональной компетентности будущего специалиста». Выпускники нашего колледжа должны отличаться широким кругозором, высоким уровнем профессиональной грамотности, способностью к самообучению и самоанализу. Но существующая система оценивания не позволяет показать весь диапазон и глубину развития студента.
В условиях современной, интенсивно развивающейся и меняющейся системы
образования преподаватели ведут активный поиск новых альтернативных форм контроля и оценки учебных достижений. Одной из них может стать учебное, предметное портфолио.
Портфолио – это и коллекция работ студента, и выставка учебных достижений студента по определенному предмету за конкретный период обучения (семестр, год); и форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов студента; и антология работ студента, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку.
Таким образом, портфолио позволяет студенту показать то, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, а также дает прекрасную возможность не столько для оценки его достижений, сколько для самооценки. Портфолио также позволяет взглянуть на студента с разных сторон и способствует активной внеклассной деятельности.
На наш взгляд, основная цель введения портфолио - это формирование ключевых компетенций личности через рефлексию и анализ своей деятельности.
Являясь эффективной формой оценивания, система портфолио позволяет также решать важные педагогические задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию студентов;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности студентов;
формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
содействовать индивидуализации образования;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации;
прослеживать индивидуальный прогресс студента, достигнутый им в процессе получения профессионального образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других студентов;
оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля.
Портфолио предоставляет реальную возможность студенту самому решать следующие задачи:
оценивать свои реальные достижения;
анализировать свои возможности;
проводить самоконтроль;
осознавать личностный рост;
отчетливо представлять свои достижения в освоении программы по данному предмету.
Безусловно, на преподавателя возлагается большая ответственность за организацию формирования портфолио. Контроль за ведением и своевременностью пополнения портфолио, систематическая проверка и оценка, помощь студентам в оформлении – это сложная, требующая времени работа.
Рассмотрим некоторые преимущества и недостатки портфолио как формы оценки и контроля достижений будущего специалиста.
В отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения.
Кроме того, портфолио позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей студента посредством анализа разнообразных продуктов учебно - познавательной деятельности. Ведь поощряется не только оценка, но и самооценка, и взаимооценка студентов, а также самоанализ и самоконтроль студента.
Портфолио также направлено на сотрудничество преподавателя и студента с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.
Портфолио – это форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной. Оно легко интегрируется в профессиональные и служебные системы оценки, что дает возможность раннего формирования профессионально - значимых умений студентов.
Среди недостатков портфолио можно отметить следующее:
внедрение данной формы требует большой систематической работы преподавателей и студентов, формированию их готовности одобрить и принять эту инновацию. То есть, внедрение портфолио требует как от преподавателя, так и от студентов новых организационных и познавательных умений;
проблема учебного времени: портфолио требуют больше времени для реализации, чем традиционная система оценки;
отсутствие четкой ориентации в оценке;
высокий уровень субъективности оценки;
размытость критериев оценки элементов состава портфолио и трудоемкость процесса их проверки и оценки.
Но вместе с тем портфолио дает новый толчок развитию проблемы оценки,
показывают возможные направления обновления традиционной системы и, в
конечном счете, формируют новое понимание самого процесса обучения. Мы убеждены, что портфолио со временем действительно станет формой целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки результатов деятельности студентов.
Шукова Е.С. председатель предметной (цикловой) комиссии математических дисциплин