Занятия по сенсорному развитию

Юлия Владимировна Чинкова
Сенсорное развитие школьника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Группа школьников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с различными нарушениями в развитии. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостатками общей и мелкой моторики, трудностями во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности –вербализации, искажения познания окружающего мира, изменениям в становлении личности. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход, дальнейшего развития ребенка
 
Приоритетное место среди проблем развития детей с ОВЗ занимает сенсомоторная сфера, поскольку она влияет на дальнейшее обучение ребенка.
На первый взгляд может показаться, что сенсомоторное развитие
ребенка   –  это естественный процесс, который осваивается на определенных этапах жизни самостоятельно. Обычно так и происходит у детей без нарушений в развитии. Но, у детей с ОВЗ все происходит иначе, поскольку общая инертность психики, нарушения движения и речи, препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей среды. Установлено, что у детей с ОВЗ сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно.
2. Значение сенсорного развития состоит в том что:
Является основой для интеллектуального развития
Готовности к реальной жизни
Развивает наблюдательность
Развивает внимание влияет на развитие памяти
Влияет на расширение словарного запаса ребенка
Является основой для развития воображения
Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности
Способствует усвоению сенсорных эталонов
3  Задачи сенсорного развития детей с ОВЗ
Развивать умение различать цвет, форму, величину предметов, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
формировать умение слушать и понимать инструкции педагога.
развивать познавательные процессы;
развивать мелкую моторику.
4. У детей с ОВЗ наблюдается. 
низкий уровень развития восприятия.; 
 недостаточная сформированность пространственных представлений; 
неустойчивость внимания; 
ограниченный объём памяти; 
снижение познавательной активности; 
наглядно-действенное мышление
    развито в большей степени, чем наглядно
    образное и словесно-логическое; 
несформированность игровой деятельности 
 речевые нарушения; 
 низкая работоспособность; 
 несформированность произвольного поведения.
5 Одним из наиболее эффективных методов сенсорного развития дошкольников с ОВЗ выступает игровая деятельность.
 «В игре, как в фокусе собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни» 
                                                                                      С. А. Рубинштейн
Игра – это жизнь. Она добровольна, спонтанна и естественна. Она связана с исследованием, общением, с творчеством. «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма восприятия окружающего мира и воспитания». Играя, ребенок изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные и числовые отношения. В результате своей практической деятельности я выяснила, что недостаточное развитие у детей сенсорных способностей ( дети не знают основные цвета, не соотносят их, плохо различают предметы по форме, не ориентируются в контрастных величинах), что не каждого ребенка легко побудить к активной деятельности на занятии или в игре. Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более эффективных средств и методов сенсорного развития.
6. Очень важно помнить, что дидактические игры должны создавать
Хорошее настроение
Вызывать радость
Ребенок радуется тому:
Что узнал что-то новое;
Радуется своему достижению;
Что-то сделал;
Радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям
 
Детки с удовольствием посещают занятия по сенсорному развитию, которые проводит Черныш Н.В.