Эссе на тему «Мои первые шаги в профессии»

Ирина Юрьевна Иванюк

Эссе на тему «Мои первые шаги в профессии»

В жизни каждого человека наступает такой момент, когда необходимо оценить имеющийся жизненный опыт, осознать свои потенциальные способности и возможности и сделать профессиональный выбор. Кто-то делает это по наитию, кто-то прикладывает определенные усилия, а для кого-то выбранная профессия – это призвание.

Я учитель, и это моё призвание!

Когда я была маленькой, мы с подружками часто играли в «школу». И уже тогда я поняла, что в будущем обязательно овладею профессией учителя. Это моё предназначение, близкое мне по духу.

Несмотря на то, что в нашей семье нет педагогов, и все мои родственники работали или работают в сфере экономики и торговли, я стала исключением и выбрала свою дорогу, ориентируясь на способности, желания, приоритеты. Предпочтение отдала специальности учитель начальных классов.

В 2019 году поступила в университет на педагогический факультет. После его окончания пришла работать в родную школу. Поначалу я даже представить себе не могла, с какими трудностями может столкнуться начинающий педагог. Признаюсь, раньше всегда идеализировала детей, особенно учеников младших классов: они же вчерашние детсадовцы, что с них взять? Но стоило самой начать работу с ними, мыслить стала иначе. А главное поняла, что если учитель заранее определит проблемы, которые ему предстоит решать, тогда проще с ними будет справиться. Поэтому в первую очередь наметила для себя программу-минимум, то есть это именно те первоочередные шаги, которые мне предстоит сделать на профессиональном поприще.

Первые шаги в моей профессии были неуверенными и острожными. Поначалу было сложно: составление рабочих программ, подготовка к урокам, различным мероприятиям. Нередко возникала мысль: туда ли я пришла, тем ли занимаюсь?

Первым делом для себя определила, что необходимо решить вопрос с дисциплиной, ведь она основа плодотворного обучения. Стоит наладить её, и в будущем проблем значительно поубавится, а если нет дисциплины, то всё, что говоришь и делаешь в классе будет бессмысленным. Скажу вам, ох и нелегкое это занятие!

Поначалу дети присматривались и оценивали меня, и, казалось, что все они послушные и милые. Затем они стали испытывать меня: что можно, чего нельзя, какие шалости нельзя позволять, а что могу и простить. Стало ясно, если почувствуют слабинку, потом не помогут ни строгость, ни укоризненный взгляд учителя. Пришлось выработать свою стратегию: сразу даю детям понять, кто здесь главный и по каким правилам будем жить. Потом требовала их неуклонного исполнения. Для себя усвоила, что заигрывать с учениками не стоит, но и чрезмерная строгость здесь неуместна. Зато поняла, если что-то пообещала – обязательно выполни, не можешь выполнить – не давай пустых обещаний.

Постепенно приучила маленьких учеников к жизни по школьным правилам, но стала замечать, что баловство появляется тогда, когда детям становится скучно, причём не только на уроке, но и на переменах. И тогда стала выстраивать свою работу так, что ребятам было всегда интересно, и не оставалось ни одной свободной минутки на шалости. Здесь всегда приходят на ум слова моего университетского преподавателя: «Помните! Дисциплина – только ваша ответственность. Не обращайтесь к завучу или директору, чтобы они помогли вам навести порядок в классе, иначе вы навсегда потеряете авторитет в глазах детей». Этот постулат всегда беру во внимание и считаю его одним из самых значимым в педагогике.

Получив образование в вузе, мне даже в голову не могло прийти, сколькому еще мне предстоит учиться, стоит только начать работать с детьми. Многие вопросы вызывали мой интерес: как установить контакт с классом, как правильно планировать и проводить уроки, где он этот баланс между «кнутом и пряником», родители – это соперники или союзники? Здесь на помощь приходит самообразование, и, конечно, опыт наставника. Как губка, старалась впитывать те знания и умения, которые передавали мне опытные коллеги.

Вскоре директор отметила моё старание, учителя всё чаще стали заглядывать ко мне в кабинет – кто с советом и помощью, кто с интересной идеей, а кто-то просто оказывался рядом и поддерживал в трудную минуту.  Всё это вместе даёт ощущение уверенности в правильном выборе профессии.

 

Вместо заключения

С чего начинается мой школьный день? С уроков и улыбок моих учеников. Чем заканчивается день для меня? Уроками и снова улыбками учеников. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Он плотно заполнен разными событиями – приятными и не очень, встречами – интересными и скучными, замечаниями – моими и чужими, советами, нотациями (без этого не обойтись), разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, вкусными обедами в столовой, дежурством, собраниями. У меня насыщенная жизнь благодаря моей любимой профессии.  

 Я считаю профессию педагога самой важной на Земле, и для меня она источник радости, человеческого общения, счастье погружения в мир детства. Я благодарна всем, кто меня окружает, поддерживает, радуется вместе со мной и огорчается, изменяется сам и помогает меняться другим.