"Новый ФГОС третьего поколения"
1 сентября 2022 года обучающиеся 1 и 5 классов российских школ перешли на обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО), и уже в 2024/2025 учебном году обучающиеся 1-9 классов будут учиться по обновленным стандартам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1 сентября 2022 года обучающиеся 1 и 5 классов российских школ перешли на обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО), и уже в 2024/2025 учебном году обучающиеся 1-9 классов будут учиться по обновленным стандартам.
Почему надо было обновлять ФГОС?
За основу новой версии ФГОС НОО и ООО были взяты ФГОС 2009-2012 гг.. Как видим, прошло довольно много времени и изменилось многое: структура управления образованием на федеральном уровне, нормативная правовая база, приняты концепции преподавания ряда учебных предметов, внесены существенные поправки в ФЗ «Об образовании в РФ» и др. Кроме того ФГОС 2009-2012 годов были рамочные, не обеспечивали достаточный уровень функциональной грамотности.
Как отмечается в Методических рекомендациях Минпросвещения РФ, обновление ФГОС НОО и ООО потребовалось в целях возрождения единого образовательного пространства России, преемственности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования, возможности формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Что изменилось в обновленных ФГОС?
— изменились формулировки требований к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам, они конкретизированы по годам обучения и направлениям формирования функциональной грамотности обучающихся; по предметным результатам они прописаны в двух вариантах: что должен знать ученик, изучающий предмет на базовом уровне, и что — на углубленном. Акцент делается на применение знаний на практике;
— изменился общий объем аудиторной работы обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ — приведен в соответствие с СанПиН 1.2.3685-21: максимально допустимая аудиторная нагрузка обучающихся начальных классов за 4 учебных года не может быть более 3345 академических часов (увеличение составило 155 часов);
в основной школе за 5 учебных лет она не может быть более 5848 академических часов (увеличение составило 299 часов);
Как разъяснило Минпросвещение, дополнительные часы могут быть использованы на углубленное изучение отдельных учебных предметов, в том числе родного языка и учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
— скорректирован набор учебных предметов в предметных областях, в том числе учебных предметов, изучаемых на углубленном уровне;
-при обучении лиц с ОВЗ в начальной школе применяются ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
— в обновленных ФГОС НОО и ООО учебные предметы «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке» и «Родная литература», «Второй иностранный язык» включены в список обязательных, но теперь каждая образовательная организация принимает решение об их изучении с учетом своих возможностей: кадровых, финансовых, материально-технических и с согласия родителей (законных представителей) обучающихся;
— в основной школе с 5-го по 9-й класс поэтапно с 2023/24 учебного года вводится учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в соответствии с представленными модулями;
— даются разъяснения понятия «современная информационно-образовательная среда»; определено, что доступ к информационно-образовательной среде школы должен быть у каждого ученика и родителя (законного представителя) обучающегося в течение всего периода обучения; при обучении с использованием дистанционных технологий школа должна обеспечить школьников индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам как на территории школы, так и за ее пределами;
— определены условия деления обучающихся на две и более групп: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, пола, общественных и профессиональных целей, в том числе на изучение родного языка в образовательных организациях, в которых наряду с русским языком изучается родной язык, государственный язык республик РФ, иностранный язык, а также углубленное изучение отдельных предметных областей или учебных предметов;
— установлено, что кабинеты по всем предметным областям должны быть оснащены наглядными пособиями, картами, учебными макетами и специальным оборудованием для развития компетенций учеников; в кабинетах естественно-научного цикла, в том числе физики, химии и биологии, должно быть специальное лабораторное оборудование для проведения опытов и экспериментальной работы; допускается создание специально оборудованных кабинетов, которые интегрируют средства обучения и воспитания по нескольким учебным предметам;
— изменен порядок обеспечения школьников учебниками и учебными пособиями: школа обязана выдавать ученикам не менее одного печатного учебника по предметам: в начальной школе -русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, иностранные языки; в основной школе — русский язык, математика, физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки, информатика, и также выдавать каждому обучающемуся не менее одного учебника и (или) учебного пособия в печатной или электронной форме по иным предметам и курсам из обязательной и формируемой участниками образовательных отношений частей учебного плана;
— детализирован воспитательный компонент в деятельности учителя и школы; определены связи воспитательного и собственно учебного процесса; обозначены виды воспитательной деятельности как способа достижения личностных образовательных результатов;
— предусмотрена возможность для инновационных площадок самостоятельно выбирать траекторию изучения предметных областей и учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, обеспечивая при этом соответствие результатов освоения выпускниками программы основного общего образования требованиям, предъявляемым к уровню основного общего образования. Это же может распространяться на авторские рабочие программы углубленного уровня по предметам «Математика», «Информатика», «Физика», «Химия» и «Биология», разрабатываемые на основе примерной основной образовательной программы;
согласно обновленным ФГОС НОО и ООО, если образовательная организация, разрабатывая основную образовательную программу, предусматривает использовать при её реализации примерный учебный план и (или) примерный календарный учебный график, и (или) примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу, то в этом случае такая учебно-методическая документация не разрабатывается.
Справочно
Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её развивают предметные, метапредметные и универсальные способы деятельности, которые формирует школа. Функциональная грамотность помогает человеку справляться с жизненными проблемами и делать верные умозаключения.
Источник:
Письмо Министерства просвещения РФ от 23 августа 2022 г. № 03-1221 “О направлении информации” (garant.ru)
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Методрекомендации Минпросвещения РФ по введению ФГОС_15.02.2022.pdf (eduportal44.ru)
Приказ Минпросвещения РФ от 18.07.2022 N 569 — Редакция от 18.07.2022 — Контур.Норматив (kontur.ru)
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405058543/?ysclid=l814a3gdui407947071#100