Исследование трудностей в обучении у детей с задержкой психического развития.

Шныпко Алёна Сергеевна

рПо данным института детства, ежегодно рождается 5 - 8℅ детей с наследственной патологией, 8 – 10 % имеют выраженную врождённую или приобретенную патологию, 4 – 5% составляют дети – инвалиды, значительное число детей имеют нарушение развития.

Большое количество детей испытывающие трудности в обучении составляет группа детей с задержкой психического развития. Уже с первых недель обучения у подавляющего большинства детей с задержкой психического развития можно наблюдать школьную дезадаптацию, которая отражается в трудностях усвоения ребенком школьной программы, а также в эмоционально-личностных сфере школьника. [4]

Для успешного обучения детям с задержкой психического развития необходимы специальные условия обучения, которые могут быть обеспечены в специальных школах, в которых наряду с общими задачами решаются и задачи коррекции недостатков психического развития. Такая необходимость вызвана тем, что у детей с задержкой психического развития наблюдаются нарушения в развитии психических познавательных процессов, в частности памяти и мышления.

Данная категория представляет собой детей, которые при грамотной коррекционно - развивающей работе могут перейти в норму. Важным условием коррекции трудностей в обучении является разработка и применение на раннем этапе обучения системы методов и приемов обучения, обеспечивающей усвоение учащимися школьных знаний, умений и навыков в единстве с компенсаторным развитием их психической деятельности. [4]

Целью нашего исследования являлось изучение особенностей сопровождения младших школьников с задержкой психического развития для преодоления учебных трудностей, развития и совершенствование психических познавательных процессов.

В рамках теоретического исследования мы выяснили, что задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. [1 c.79] Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. [4]

Как же выявить ребенка с задержкой психического развития в школе? Дети с задержкой психического развития после начала занятий не могут привести себя в рабочее состояние. Они долго устраиваются на парте, роняют вещи. Постепенно они собираются и вот уже готовы работать вместе с классом. Однако умственное напряжение быстро утомляет их, на вопросы учителя они не могут дать быстрый и правильный ответ. Неудачные попытки выполнить задания, замечания учителя,

неодобрение одноклассников вместе с переутомлением приводит к тому, что у этих детей возникает вспышка раздражения либо реакция безразличия.

Уже к концу первого года обучения видно, что дети с ЗПР не усваивают программу: они читают по слогам, при письме допускают много ошибок, не умеют решать простейшие задачи, у них слабы вычислительные навыки в пределах первого десятка.[2]

Для того, чтобы добиться хороших результатов в обучении младшего школьника с ЗПР, необходима система коррекционно-развивающих занятий, позволяющая скорректировать учебные трудности и совершенствовать познавательные процессы.[3]

В нашем исследовании участвовал младший школьник 2 класса с ЗПР, у которого были выделены определенные учебные трудности, трудности в развитии психических познавательных процессов.

Система коррекционно-развивающей работы с данным ребенком предполагает работу специалистов (логопед, психолог); коррекционно-развивающие занятия с учителем, направленные на развитие и совершенствование высших психических функций (памяти, мышления, внимания, речи, восприятия); сопровождающие занятия, направленные на коррекцию учебных трудностей.[1]

По результатам диагностики уровня развития познавательных процессов и учебных трудностей нами были получены следующие результаты. (таблица №1)

 

Таблица№1. Сводная таблица трудностей в обучении ребенка с задержкой психического развития.

Познавательные процессоры Учебные трудности

Внимание 1.Неустойчивость внимания (если не понравился вид деятельности, то начинает отвлекаться). Математика 1.очень медленно считает, из-за этого возникают проблемы с устным счетом 2.Не понимает как ссумировать десятки, складывает, например 20+20 = 22 3.Не умеет складывать в уме. 4.Нет понимания смысла задач.

Речевое

развитие 1.Из-за проблем с речью, трудно выговаривает слова. 2.Сложно ответить полным ответом. Русский язык 1.Плохо запоминает правила 2.Не может применять правила 3.«Как слышу, так и пишу» 4.Переписывает текст очень долго, потому что смотрит постоянно на слово, чтоб не ошибиться

Память 1.Не запоминает то, о Литературное 1.Неосмысленное чтение

 

Из сводной таблицы видно, что существуют проблемы с вниманием, памятью, восприятием, речью, математические трудности, грамматические сложности.

В процессе сопровождения данного ребенка 2 раза в неделю проводятся коррекционно-развивающие занятия на преодоление трудностей в обучении и в познавательной сфере ребенка.

занятиях использовались различенные игры Воскобовича В.В., такие как «Развивающая ромашка», «Льдинки». Вячеслав Вадимович Воскобович признан одним из первых авторов многофункциональных развивающих игр для детей, которые в игровой форме формируют творческих потенциал ребенка, развивают его сенсорику и психические процессы. Дети, которые занимаются по данной методике, начинают рано читать, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания, они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.

В процессе занятий используются задания на развитие мелкой моторики. Для преодоления трудностей в обучении нами разработаны обучающие карточки-помощники, помогающие ребенку быстро запомнить материал, понять алгоритм выполнения задания. Например, домики десятков с 10 единицами внутри в виде конфет. Используются игровые домики, занимательные таблицы с правилами. В каждое занятия включены игры на внимание, память и мышление.

Важным условием реализации сопровождения младшего школьника с ЗПР для преодоления им трудностей в обучении мы считаем непрерывную систему коррекционно-развивающей деятельности. Использование занимательного дидактического материала, разнообразных методов и приемов обучения (игровых и арттерапевтических), обучающих алгоритмов, карточек-помощников, конструирования, аппликации, различных приемов продуктивной деятельности, позволяют развивать и совершенствовать высшие психические функции ребенка, тем самым преодолевать трудности в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shnypko_a.s._statya.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Шныпко Алёна Сергеевна

Учитель начальных классов,

ГБОУ школы-интернат №67, Пушкинского района.

Статья на тему: «Исследование трудностей в обучении у детей с задержкой психического развития

По данным института детства, ежегодно рождается 5 - 8℅ детей с наследственной патологией, 8 – 10 % имеют выраженную врождённую или приобретенную патологию, 4 – 5% составляют дети – инвалиды, значительное число детей имеют нарушение развития.

Большое количество детей испытывающие трудности в обучении составляет группа детей с задержкой психического развития. Уже с первых недель обучения у подавляющего большинства детей с задержкой психического развития можно наблюдать школьнуюдезадаптацию, которая отражается в трудностях усвоения ребенком школьной программы, а также в эмоционально-личностных сфере школьника. [4]

Для успешного обучения детям с задержкой психического развития необходимы специальные условия обучения, которые могут быть обеспечены в специальных школах, в которых наряду с общими задачами решаются и задачи коррекции недостатков психического развития. Такая необходимость вызвана тем, что у детей с задержкой психического развития наблюдаются нарушения в развитии психических познавательных процессов, в частности памяти и мышления.

Данная категория представляет собой детей, которые при грамотной коррекционно - развивающей работе могут перейти в норму. Важным условием коррекции трудностей в обучении является разработка и применение на раннем этапе обучения системы методов и приемов обучения, обеспечивающей усвоение учащимися школьных знаний, умений и навыков в единстве с компенсаторным развитием их психической деятельности. [4]

Целью нашего исследования являлось изучение особенностей сопровождения младших школьников с задержкой психического развития для преодоления учебных трудностей, развития и совершенствование психических познавательных процессов.

                В рамках теоретического исследования мы выяснили, что задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. [1 c.79]  Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. [4]

Как же выявить ребенка с задержкой психического развития в школе? Дети с задержкой психического развития после начала занятий не могут привести себя в рабочее состояние. Они долго устраиваются на парте, роняют вещи. Постепенно они собираются и вот уже готовы работать вместе с классом. Однако умственное напряжение быстро утомляет их, на вопросы учителя они не могут дать быстрый и правильный ответ. Неудачные попытки выполнить задания, замечания учителя, неодобрение одноклассников вместе с переутомлением приводит к тому, что у этих детей возникает вспышка раздражения либо реакция безразличия.

Уже к концу первого года обучения видно, что дети с ЗПР не усваивают программу: они читают по слогам, при письме допускают много ошибок, не умеют решать простейшие задачи, у них слабы вычислительные навыки в пределах первого десятка.[2]

                 Для того, чтобы добиться хороших результатов в обучении младшего школьника с ЗПР, необходима система коррекционно-развивающих занятий, позволяющая скорректировать учебные трудности и совершенствовать познавательные процессы.[3]

В нашем исследовании участвовал младший школьник 2 класса с ЗПР, у которого были выделены определенные учебные трудности, трудности в развитии психических познавательных процессов.

Система коррекционно-развивающей работы с данным ребенком предполагает работу специалистов (логопед, психолог); коррекционно-развивающие занятия с учителем, направленные на развитие и совершенствование высших психических функций (памяти, мышления, внимания, речи, восприятия); сопровождающие занятия, направленные на коррекцию учебных трудностей.[1]

По результатам диагностики уровня развития познавательных процессов и учебных трудностей нами были получены следующие результаты. (таблица №1)

Таблица№1. Сводная таблица трудностей в обучении ребенка с задержкой психического развития.

Познавательные процессоры

Учебные трудности

Внимание

1.Неустойчивость внимания(если не понравился вид деятельности, то  начинает  отвлекаться).

Математика

1.очень медленно считает, из-за этого возникают проблемы с устным счетом

2.Не понимает как ссумироватьдесятки, складывает, например 20+20 = 22

3.Не умеет складывать в уме.

4.Нет понимания смысла задач.

Речевое развитие

1.Из-за проблем с речью, трудно выговаривает слова.

2.Сложно ответить полным ответом.

Русский язык

1.Плохо запоминает правила

2.Не может применять правила

3.«Как слышу, так и пишу»

4.Переписывает  текст очень долго, потому что смотрит постоянно на слово, чтоб не ошибиться

Память

1.Не запоминает то, о чем только что прочитал.

2.Если не повторять регулярно правила, то забудет

Литературное чтение

1.Неосмысленное чтение

Мышление

1.Не умеет составлять алгоритм выполнения задания

Восприятие

1.На слух не может классифицировать предметы, только зрительно.

Из сводной таблицы видно, что существуют проблемы с вниманием, памятью, восприятием, речью, математические трудности, грамматические сложности.

В процессе сопровождения данного ребенка 2 раза в неделю проводятся коррекционно-развивающие занятия на преодоление трудностей в обучении и в познавательной сфере ребенка.

занятияхиспользовались различенные игры ВоскобовичаВ.В.,  такие как «Развивающая ромашка», «Льдинки». Вячеслав Вадимович Воскобович признан одним из первых авторов многофункциональных развивающих игр для детей, которые в игровой форме формируют творческих потенциал ребенка, развивают его сенсорику и психические процессы. Дети, которые занимаются по данной методике, начинают рано читать, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания, они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.

В процессе занятий используются задания на развитие мелкой моторики. Для преодоления трудностей в обучении нами разработаны обучающие карточки-помощники, помогающие ребенку быстро запомнить материал, понять алгоритм выполнения задания. Например, домики десятков с 10 единицами внутри в виде конфет. Используются игровые домики, занимательные таблицы с правилами. В каждое занятия включены игры на внимание, память и мышление.

Важным условием реализации сопровождения младшего школьника с ЗПР для преодоления им трудностей в обучении мы считаем непрерывную систему коррекционно-развивающей деятельности. Использование занимательного дидактического материала, разнообразных методов и приемов обучения (игровых и арттерапевтических), обучающих алгоритмов, карточек-помощников, конструирования, аппликации, различных приемов продуктивной деятельности, позволяют развивать и совершенствовать высшие психические функции ребенка, тем самым преодолевать трудности в обучении.

Список рекомендуемой литературы:

  1. ГоловинС.Ю. , Харвест. «Словарь практического психолога.»  —М.: АСТ, 2009. с.79-91.
  2. МусийТ.В «Трудности в обучении детей с задержкой психического развития.»/https://videouroki.net/razrabotki/trudnosti-v-obuchienii-dietiei-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia.html
  3. Нарзулаев С.Б., Шуклова Л.А. «Проблемы обучения детей с зпр в условиях общеобразовательного учреждения.» /https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-obucheniya-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-v-usloviyah-obscheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya
  4. «Особенности детей с задержкой психического развития.» / https://rebenkoved.ru/otkloneniya-v-razvitii/zpr/osobennosti-detej-s-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya.html