Главные вкладки
Исследование трудностей в обучении у детей с задержкой психического развития.
рПо данным института детства, ежегодно рождается 5 - 8℅ детей с наследственной патологией, 8 – 10 % имеют выраженную врождённую или приобретенную патологию, 4 – 5% составляют дети – инвалиды, значительное число детей имеют нарушение развития.
Большое количество детей испытывающие трудности в обучении составляет группа детей с задержкой психического развития. Уже с первых недель обучения у подавляющего большинства детей с задержкой психического развития можно наблюдать школьную дезадаптацию, которая отражается в трудностях усвоения ребенком школьной программы, а также в эмоционально-личностных сфере школьника. [4]
Для успешного обучения детям с задержкой психического развития необходимы специальные условия обучения, которые могут быть обеспечены в специальных школах, в которых наряду с общими задачами решаются и задачи коррекции недостатков психического развития. Такая необходимость вызвана тем, что у детей с задержкой психического развития наблюдаются нарушения в развитии психических познавательных процессов, в частности памяти и мышления.
Данная категория представляет собой детей, которые при грамотной коррекционно - развивающей работе могут перейти в норму. Важным условием коррекции трудностей в обучении является разработка и применение на раннем этапе обучения системы методов и приемов обучения, обеспечивающей усвоение учащимися школьных знаний, умений и навыков в единстве с компенсаторным развитием их психической деятельности. [4]
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей сопровождения младших школьников с задержкой психического развития для преодоления учебных трудностей, развития и совершенствование психических познавательных процессов.
В рамках теоретического исследования мы выяснили, что задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. [1 c.79] Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. [4]
Как же выявить ребенка с задержкой психического развития в школе? Дети с задержкой психического развития после начала занятий не могут привести себя в рабочее состояние. Они долго устраиваются на парте, роняют вещи. Постепенно они собираются и вот уже готовы работать вместе с классом. Однако умственное напряжение быстро утомляет их, на вопросы учителя они не могут дать быстрый и правильный ответ. Неудачные попытки выполнить задания, замечания учителя,
неодобрение одноклассников вместе с переутомлением приводит к тому, что у этих детей возникает вспышка раздражения либо реакция безразличия.
Уже к концу первого года обучения видно, что дети с ЗПР не усваивают программу: они читают по слогам, при письме допускают много ошибок, не умеют решать простейшие задачи, у них слабы вычислительные навыки в пределах первого десятка.[2]
Для того, чтобы добиться хороших результатов в обучении младшего школьника с ЗПР, необходима система коррекционно-развивающих занятий, позволяющая скорректировать учебные трудности и совершенствовать познавательные процессы.[3]
В нашем исследовании участвовал младший школьник 2 класса с ЗПР, у которого были выделены определенные учебные трудности, трудности в развитии психических познавательных процессов.
Система коррекционно-развивающей работы с данным ребенком предполагает работу специалистов (логопед, психолог); коррекционно-развивающие занятия с учителем, направленные на развитие и совершенствование высших психических функций (памяти, мышления, внимания, речи, восприятия); сопровождающие занятия, направленные на коррекцию учебных трудностей.[1]
По результатам диагностики уровня развития познавательных процессов и учебных трудностей нами были получены следующие результаты. (таблица №1)
Таблица№1. Сводная таблица трудностей в обучении ребенка с задержкой психического развития.
Познавательные процессоры Учебные трудности
Внимание 1.Неустойчивость внимания (если не понравился вид деятельности, то начинает отвлекаться). Математика 1.очень медленно считает, из-за этого возникают проблемы с устным счетом 2.Не понимает как ссумировать десятки, складывает, например 20+20 = 22 3.Не умеет складывать в уме. 4.Нет понимания смысла задач.
Речевое
развитие 1.Из-за проблем с речью, трудно выговаривает слова. 2.Сложно ответить полным ответом. Русский язык 1.Плохо запоминает правила 2.Не может применять правила 3.«Как слышу, так и пишу» 4.Переписывает текст очень долго, потому что смотрит постоянно на слово, чтоб не ошибиться
Память 1.Не запоминает то, о Литературное 1.Неосмысленное чтение
Из сводной таблицы видно, что существуют проблемы с вниманием, памятью, восприятием, речью, математические трудности, грамматические сложности.
В процессе сопровождения данного ребенка 2 раза в неделю проводятся коррекционно-развивающие занятия на преодоление трудностей в обучении и в познавательной сфере ребенка.
занятиях использовались различенные игры Воскобовича В.В., такие как «Развивающая ромашка», «Льдинки». Вячеслав Вадимович Воскобович признан одним из первых авторов многофункциональных развивающих игр для детей, которые в игровой форме формируют творческих потенциал ребенка, развивают его сенсорику и психические процессы. Дети, которые занимаются по данной методике, начинают рано читать, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания, они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.
В процессе занятий используются задания на развитие мелкой моторики. Для преодоления трудностей в обучении нами разработаны обучающие карточки-помощники, помогающие ребенку быстро запомнить материал, понять алгоритм выполнения задания. Например, домики десятков с 10 единицами внутри в виде конфет. Используются игровые домики, занимательные таблицы с правилами. В каждое занятия включены игры на внимание, память и мышление.
Важным условием реализации сопровождения младшего школьника с ЗПР для преодоления им трудностей в обучении мы считаем непрерывную систему коррекционно-развивающей деятельности. Использование занимательного дидактического материала, разнообразных методов и приемов обучения (игровых и арттерапевтических), обучающих алгоритмов, карточек-помощников, конструирования, аппликации, различных приемов продуктивной деятельности, позволяют развивать и совершенствовать высшие психические функции ребенка, тем самым преодолевать трудности в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shnypko_a.s._statya.docx | 27.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Шныпко Алёна Сергеевна
Учитель начальных классов,
ГБОУ школы-интернат №67, Пушкинского района.
Статья на тему: «Исследование трудностей в обучении у детей с задержкой психического развития.»
По данным института детства, ежегодно рождается 5 - 8℅ детей с наследственной патологией, 8 – 10 % имеют выраженную врождённую или приобретенную патологию, 4 – 5% составляют дети – инвалиды, значительное число детей имеют нарушение развития.
Большое количество детей испытывающие трудности в обучении составляет группа детей с задержкой психического развития. Уже с первых недель обучения у подавляющего большинства детей с задержкой психического развития можно наблюдать школьнуюдезадаптацию, которая отражается в трудностях усвоения ребенком школьной программы, а также в эмоционально-личностных сфере школьника. [4]
Для успешного обучения детям с задержкой психического развития необходимы специальные условия обучения, которые могут быть обеспечены в специальных школах, в которых наряду с общими задачами решаются и задачи коррекции недостатков психического развития. Такая необходимость вызвана тем, что у детей с задержкой психического развития наблюдаются нарушения в развитии психических познавательных процессов, в частности памяти и мышления.
Данная категория представляет собой детей, которые при грамотной коррекционно - развивающей работе могут перейти в норму. Важным условием коррекции трудностей в обучении является разработка и применение на раннем этапе обучения системы методов и приемов обучения, обеспечивающей усвоение учащимися школьных знаний, умений и навыков в единстве с компенсаторным развитием их психической деятельности. [4]
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей сопровождения младших школьников с задержкой психического развития для преодоления учебных трудностей, развития и совершенствование психических познавательных процессов.
В рамках теоретического исследования мы выяснили, что задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. [1 c.79] Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. [4]
Как же выявить ребенка с задержкой психического развития в школе? Дети с задержкой психического развития после начала занятий не могут привести себя в рабочее состояние. Они долго устраиваются на парте, роняют вещи. Постепенно они собираются и вот уже готовы работать вместе с классом. Однако умственное напряжение быстро утомляет их, на вопросы учителя они не могут дать быстрый и правильный ответ. Неудачные попытки выполнить задания, замечания учителя, неодобрение одноклассников вместе с переутомлением приводит к тому, что у этих детей возникает вспышка раздражения либо реакция безразличия.
Уже к концу первого года обучения видно, что дети с ЗПР не усваивают программу: они читают по слогам, при письме допускают много ошибок, не умеют решать простейшие задачи, у них слабы вычислительные навыки в пределах первого десятка.[2]
Для того, чтобы добиться хороших результатов в обучении младшего школьника с ЗПР, необходима система коррекционно-развивающих занятий, позволяющая скорректировать учебные трудности и совершенствовать познавательные процессы.[3]
В нашем исследовании участвовал младший школьник 2 класса с ЗПР, у которого были выделены определенные учебные трудности, трудности в развитии психических познавательных процессов.
Система коррекционно-развивающей работы с данным ребенком предполагает работу специалистов (логопед, психолог); коррекционно-развивающие занятия с учителем, направленные на развитие и совершенствование высших психических функций (памяти, мышления, внимания, речи, восприятия); сопровождающие занятия, направленные на коррекцию учебных трудностей.[1]
По результатам диагностики уровня развития познавательных процессов и учебных трудностей нами были получены следующие результаты. (таблица №1)
Таблица№1. Сводная таблица трудностей в обучении ребенка с задержкой психического развития.
Познавательные процессоры | Учебные трудности | ||
Внимание | 1.Неустойчивость внимания(если не понравился вид деятельности, то начинает отвлекаться). | Математика | 1.очень медленно считает, из-за этого возникают проблемы с устным счетом 2.Не понимает как ссумироватьдесятки, складывает, например 20+20 = 22 3.Не умеет складывать в уме. 4.Нет понимания смысла задач. |
Речевое развитие | 1.Из-за проблем с речью, трудно выговаривает слова. 2.Сложно ответить полным ответом. | Русский язык | 1.Плохо запоминает правила 2.Не может применять правила 3.«Как слышу, так и пишу» 4.Переписывает текст очень долго, потому что смотрит постоянно на слово, чтоб не ошибиться |
Память | 1.Не запоминает то, о чем только что прочитал. 2.Если не повторять регулярно правила, то забудет | Литературное чтение | 1.Неосмысленное чтение |
Мышление | 1.Не умеет составлять алгоритм выполнения задания | ||
Восприятие | 1.На слух не может классифицировать предметы, только зрительно. |
Из сводной таблицы видно, что существуют проблемы с вниманием, памятью, восприятием, речью, математические трудности, грамматические сложности.
В процессе сопровождения данного ребенка 2 раза в неделю проводятся коррекционно-развивающие занятия на преодоление трудностей в обучении и в познавательной сфере ребенка.
занятияхиспользовались различенные игры ВоскобовичаВ.В., такие как «Развивающая ромашка», «Льдинки». Вячеслав Вадимович Воскобович признан одним из первых авторов многофункциональных развивающих игр для детей, которые в игровой форме формируют творческих потенциал ребенка, развивают его сенсорику и психические процессы. Дети, которые занимаются по данной методике, начинают рано читать, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания, они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.
В процессе занятий используются задания на развитие мелкой моторики. Для преодоления трудностей в обучении нами разработаны обучающие карточки-помощники, помогающие ребенку быстро запомнить материал, понять алгоритм выполнения задания. Например, домики десятков с 10 единицами внутри в виде конфет. Используются игровые домики, занимательные таблицы с правилами. В каждое занятия включены игры на внимание, память и мышление.
Важным условием реализации сопровождения младшего школьника с ЗПР для преодоления им трудностей в обучении мы считаем непрерывную систему коррекционно-развивающей деятельности. Использование занимательного дидактического материала, разнообразных методов и приемов обучения (игровых и арттерапевтических), обучающих алгоритмов, карточек-помощников, конструирования, аппликации, различных приемов продуктивной деятельности, позволяют развивать и совершенствовать высшие психические функции ребенка, тем самым преодолевать трудности в обучении.
Список рекомендуемой литературы:
- ГоловинС.Ю. , Харвест. «Словарь практического психолога.» —М.: АСТ, 2009. с.79-91.
- МусийТ.В «Трудности в обучении детей с задержкой психического развития.»/https://videouroki.net/razrabotki/trudnosti-v-obuchienii-dietiei-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia.html
- Нарзулаев С.Б., Шуклова Л.А. «Проблемы обучения детей с зпр в условиях общеобразовательного учреждения.» /https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-obucheniya-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-v-usloviyah-obscheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya
- «Особенности детей с задержкой психического развития.» / https://rebenkoved.ru/otkloneniya-v-razvitii/zpr/osobennosti-detej-s-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya.html