Педагогические риски в работе учителя

Лукьянова Светлана Ивановна

Риски в работе учителя

Под педагогическим риском  понимаю возможную неудачу в деятельности учителя по выбору и применению способов достижения педагогической цели.

Учитель отвечает за выбор педагогического замысла, за принятие ситуативных педагогических решений, за регулирование взаимоотношений участников педагогического процесса. Величина педагогического риска зависит от методов, которые использует учитель в своей деятельности. В целом, увеличение числа ситуаций выбора, усиливает риск

Уже сами нетрадиционные методы обучения несут в себе психологические опасности. Одна часть учащихся не готова воспринимать активные формы учебной деятельности – на таких уроках они теряются, ничего не успевают и не понимают, у них появляется комплекс неполноценности или реакция отторжения на новшества в организации обучения. Другая часть -  испытывают дискомфорт от конкуренции, от недостатка внимания учителя к их личному вкладу в урок, от неадекватности оценки этого вклада.

Все это особенно актуально для предметов, где само предметное содержание хранит многочисленные опасности для учителя – сопоставляются различные точки зрения по вопросам, на которые часто не существует однозначного ответа. Ученик теряется в этой противоречивой информации. Часто дети не могут обосновать свою точку зрения или просто не имеют таковой, боятся вызвать неадекватную реакцию одноклассников и учителя на свое мнение.

Если педагоги стремятся научиться управлять процессом обучения, достичь заданного уровня обученности в установленные сроки, то они должны в полном объеме овладеть знаниями всех тех причин, от которых зависят конечные результаты.