Проблемы речевого развития
Проблемы речевого развития школьников отнюдь не новы. Все мы видим тот факт, что в последние десятилетия снизилась орфографическая и стилистическая грамотность учащихся. Оставляет желать лучшего и устная речевая культура учащихся. По данным известного педагога – новатора В.Ф.Шаталова, за один урок учитель может для устной речи «выделить каждому ученику не более… 30 секунд! Не более…». Стоит ли после этого удивляться, если дети, страдающие небольшими дефектами речи, застенчивые от природы или отставшие по каким – либо причинам от своих одноклассников, случается, неделями не произносят на уроках ни одного слова. А потом это совсем незаметно становится привычкой и нормой отношения ко всему происходящему вокруг. В школах не хватает педагогов-логопедов начального звена.Как вы решаете данную проблему? Поделитесь, пожалуйста,опытом!
- Мне нравится (4)
Комментарии
Наши дети, как индикатор всех
Наши дети, как индикатор всех процессов, происходящих в обществе, в первую очередь страдают от избытка информации, которая с ранних лет обрушивается на них градом не связанных между собой зрительных образов рекламных роликов, потоком коротких фраз из новостных сюжетов, водоворотом отрывочных мыслей из многочисленных интервью и телевизионных дебатов. В результате мозаичности поступающей информации и разбросанности освещенных ею событий во времени и пространстве мозг ребенка перестает осознавать и понимать связи между фактами. Вследствие этих объективных процессов подросток начинает воспринимать окружающий мир через краткие, яркие сюжеты или отдельные, отрывочные образы, чередующиеся без какой-либо логики. Все это неизбежно сказывается на развитии интеллекта и речевых характеристиках современных школьников. Я в своей работе на уроках русского языка и литературы использую различные упражнения, помогающие обучающимся развивать свою речь, высказывать своё мнение. Чем больше ребенок говорит, тем лучше его речь становиться. В дальнейшем ребенок преодолевает страх неправильного высказывания своих мыслей и речь становится грамотнее.
Например: 1. Упражнения для развития грамматических навыков: - «Кто? Что?» (Составление предложений по разным моделям) «Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том: Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко.) Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой.) - «Закончи предложение» Задание: «Попробуй угадать конец фразы». Дети ели ка… . На столе лежат бумага и кра… . В лесу растут гри… . - «Добавь слова». (Распространение предложений) Задание: «Сейчас я скажу предложение. Например: «Мама шьет платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» - «Пропавшие слова» «Я прочитаю рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Догадайся какие». 2. Упражнения для развития словарного запаса: - «Игра в слова» (Назвать как можно больше слов, обозначающих фрукты, цветы и т.д. Учитель называет предмет, а дети рассказывают, что этот предмет может делать. Необходимо назвать как можно больше слов, обозначающих действие. Затем можно повторить ту же игру наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди?» и т.д.) - «Признаки» («Если предмет сделан из железа, то какой он?» (из бумаги, из дерева и др.) или «Назови другой предмет, такой же белый, как снег». (Такой же узкий, как лента; такой же круглый, как мяч; такой же жёлтый, как лимон). - «Угадайка»(Отгадывание загадок. Придумывание своих загадок). - «Слова – приятели»(Работа с синонимами)«Как по-другому можно сказать о печальном человеке? Ценный – это какой?». «Каким словом можно заменить слово «конь», «врач», «пища» и т.д.?». «Какое слово лишнее? Почему?» - «Закончи слово» «Отгадай, какое слово я хочу сказать: по…..?» (поле, порт, пост, поезд и т.д.) - «Объяснялки» «Объясни, что такое велосипед?» (Ребёнок должен выделить существенные признаки, назначение предмета) -«Скажи наоборот» (Работа с антонимами) -«Один и много» (Изменение слов по числам) -«Уменьшение», «Скажи ласково» (Словообразование) 3. Упражнения для развития фонематического слуха: - «Назови слова» (Для развития слуховой дифференцировки)- «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» и т.д. «Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П» и т.д. - «Хлоп-хлоп» «Я буду называть слова, а ты, как услышишь слово, которое начинается со звука [С ]и т.д., сразу хлопнешь в ладоши». Вариант: ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова. 2. «Я буду называть слова, а ты, как услышишь слово, в котором есть звук [К], хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук[Г] - хлопни 2 раза. - «Придумай новое слово» Задание: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом- дым». - «Кружок». Задание: «Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнести слово «мак». Сколько кружков надо нарисовать? -«Длиннее - короче»Задание: «Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо, сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают». -Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея- змейка, червяк - червячок.
Мария Андреевна,спасибо
Мария Андреевна,спасибо!Действительно,современным школьникам сложно долго задерживать внимание на одном и том же тексте, им сложно, а иногда и невозможно отследить все логические связи внутри текста. И это вполне закономерно, ведь текст как средство передачи информации, к сожалению, продолжает выходить из употребления — дети всё меньше читают.Обязательно использую в работе Ваши рекомендации.
Отличные упражнения, Мария
Отличные упражнения, Мария Андреевна!
Полностью согласна с автором,
Полностью согласна с автором, оооочень не хватает логопедов. Детей, с дефектами речи с каждым годом становится всё больше и больше, диктанты и самостоятельные работы по русскому языку ,как произносят слово(вместо "З" говорят "Ж" например),так и пишут. Необходимо , чтобы в каждой школе в начальном звене был педагог-логопед.