Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяются. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения этих слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеют работы над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты. Такие виды упражнений применяются очень часто, но однообразие форм работы со словами с непроверяемым написанием, как правило, не дают нужных результатов.
Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приёмов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.
Приведу примеры упражнений для формирования фонетических понятий:
- Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные ;
- Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – слова с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова;
- Запишите слова. Начинающиеся на букву «Р» ( «Т», «М», «О» и т. д.)
- Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударение;
- Запишите слова с мягким знаком в середине слова, в конце слова;
- Приведите примеры слов, имеющие ударение на первом, втором, третьем слоге;
- Игра «Какие гласные выпали из слов»
д…р…вн… п…ртф…ль
м…л…т…к т…л…ф…н
к…ньк… г…р…д
- Игра «Догадайся, что за слово»
…о…о… … (ворона)
…о…о… … (сорока)
…о…о… … (молоко)
…о…о… … (корова)
… о…о… … (солома)
- Игра «Угадай слово»
Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова.
ГО (горох, город, горизонт, гореть)
Можно дать конец слова, а учащиеся придумывают начало.
Слова спокойно жили в книжке.
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
От слов начало откусили
Из книжки в норку утащили.
… … суда, … …рёза, … …сква.
- Игра: «Собери слово»
пус, ка, та; роз, мо; же, ин. нер; тор, трак.
- Выпиши из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные» и т.д.
- Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите по памяти в тетрадь.
- Игра «Кто больше придумает слов». Дано несколько букв. Нужно составить с этими буквами как можно больше слов.
С Г Л И О Т Ь А Р Е Я
- Игра «Расшифруй слово».
Замени цифры буквами алфавита и прочитайте слово
2 10 13 6 20 26 16 22 7 18 33 2 13 16 22 7 18
(билет) (шофёр) (яблоко)
- Игра «Ступеньки».
В столбик записывают слова так. Чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.
Берег
Гореть
Агроном и т.д.
- Выборочный диктант.
Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной.
«По шоссе едет автомобиль.
Ребята развели у реки костёр.
Дежурный следит за порядком в классе».
Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчёркиванию «опасных мест» в слове, то есть орфограмм, используют такой вид упражнений, как письмо с «дырками», то есть пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой. Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматические ошибки. Умение находить чужие ошибки в предложенном задании приводит к тому, что ребёнок учится обнаруживать и устранять собственные ошибки, а затем и не допускать их появления.
Хорошему усвоению правильного написания слова способствуют мнемонические приёмы. К мнемотехнике можно отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребусы, кроссворды, группировки слов, игры, которые вызывают определённые ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Эти приёмы особенно полезны в тех случаях, когда не может помочь этимологическая справка. Учитель может предложить игры типа «Кто больше?», «Кто лучше?», «Кто быстрее?», «Кто правильнее?», и др.
«Кто больше?»
- Кто больше подберёт к слову подходящие по смыслу прилагательные, (глаголы).
- Вспомни загадки, отгадками к которым являются слова из словаря, загадайте их товарищу.
Вспомните пословицы, в которых встречаются слова из словаря. Проговорите их вслух.
Вспомните стихи, в содержании которых есть словарные слова. Прочитайте их товарищу.
«Кто быстрее?»
Кто быстрее подберёт к словам противоположное по значению (близкое по значению) слово из словаря:
Белый - ……, юг - ……, запад - ……, грустно - …….., медленно - ……., прощай - …….., плохо - …….., друг - ……… .
«Кто правильнее?»
Кого так называют:
Тракторист, шофёр, агроном, инженер, директор?
Можно взять все слова, изучаемые в учебном году, разделить их на группы слов близких по смыслу. Например: земляника, малина, яблоко, урожай. С каждой группой слов я работаю целую неделю по следующей методике:
понедельник – списывание с доски в тетради;
вторник – чтение по слогам;
среда – письмо под диктовку, но зрительный ориентир остаётся;
четверг – словарный диктант;
пятница – работа по карточкам.
Карточки надо сделать в форме предмета соответствующего теме. Для приведённой как пример группы, можно сделать карточки в форме яблока. На карточке слова с пропущенными «опасными» буквами.
Игра продолжает занимать важное место в жизни младшего школьника. Игру можно построить так чтобы ведущим началом была наглядность, столь необходимая для формирования орфографического навыка. Такие игры можно сделать самим, вместе с детьми на уроках технологии или во время внеурочной деятельности.
Одним из возможных вариантов является лото. В комплект лото входит несколько больших листов, расчерченных на клетки, в каждой из которых крупным шрифтом написаны словарные слова. На маленьких карточках, совпадающих по размеру с клетками большого листа, записываются загадки, соответствующие словам-отгадкам, занесённым в клетки. Количество маленьких карточек должно соответствовать количеству клеток на больших листах.
Участники получают одинаковое количество больших листов. Ведущий берёт себе маленькие карточки и зачитывает загадки. Игроки ищут на своих листах слова отгадки. Игрок, правильно отгадавший свою загадку, берёт у ведущего карточку и закрывает ею соответствующую клетку на листе. Выигрывает тот, кто первым закроет карточками все слова своего листа. Цель такого лото – зрительное восприятие и запоминание словарных слов.
С большим интересом относятся дети к рисункам и схемам. Работу по запоминанию слова ягода можно начать с рассматривания картинок с изображением различных ягод. Детям задаётся вопрос:
- Как можно назвать все эти предметы одним словом?
Учащиеся записывают слово. Для запоминания орфографии предлагается рисунок.
Можно предложить стихотворные загадки, где отгадками являются словарные слова.
«Плачет кукла Алёна:
Почти три недели,
Как шпионка
Сидит она в тесном…(портфеле)»
«В спорте я не выступаю,
Но в воде мне равных нет,
Потому что я ныряю
В глубину на… (километр)»
«Сладок он друзья на вкус,
А зовут его…(арбуз)».
В начальных классах уместны различные мини-кроссворды, требующие отгадывания словарных слов.
Ребусы. При отгадывании ребусов важно не просто обнаружить искомое слово, но и произнести его в соответствии с правописанием.
Таким образом, для совершенствования обучения нужно:
- включить работу со словарными словами в общую систему формирования орфографических умений. Лёгкость и прочность усвоения учащимися этих слов зависит от степени развития определённых умений:
умения слышать звучащее слово (то есть от степени развития фонематического слуха),
умения находить орфограммы до написания,
умения определять вид орфограммы,
умения обнаруживать орфограммы (то есть от орфографической зоркости);
- следует разнообразить работу путём использования различных средств и способов обучения.
Результатом такой разнообразной систематической работы является безошибочное написание изученных словарных слов в работах учащихся.
Используемая литература:
- Лободина Н.В. «Система словарно-орфографической работы в начальной школе при изучении словарных слов».
ademicon.ru
- Зеликова Н.В., Чувилова С.В. «Работа со словарями в начальной школе».
festival.1september.ru
- Махонина Н. Н. «Формирование навыка правописания слов с непроверяемыми написаниями». Ж. «Начальная школа»,№6, 2006.
- Гафитулин М.,Попова Т. «Слово о словарных словах». Ж. «Начальная школа», №1, 1997.
- Копылова Л. П. «Учить словарные слова легко и интересно». Ж. «Начальная школа», №12, 2000.
- Бельдина Е. В. « Работа над словами с непроверяемыми написаниями». Ж. «Начальная школа», №1, 2002.