Как выстроить индивидуальный образовательный маршрут в массовой школе

Галеева Гульназ Равиловна

КАК ВЫСТРОИТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ?

 

Проблема раннего выявления одаренных и талантливых детей в России постепенно принимает масштабный характер и рассматривается на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном и т.д. Это способствует тому, что проблема одаренности приобретает особую актуальность. Разрабатываются программы раннего выявления детей с признаками одаренности, проектируются программы поддержки одаренной молодежи, осуществляется поиск наиболее оптимальных условий для развития их потенциала. Вместе с тем, анализ практики показывает, что различные направления и формы работы с одаренными детьми часто плохо стыкуются между собой и в работе не хватает системности.  А также присутствуют проблемы, связанные с теоретическим обоснованием и программно-методическим обеспечением образовательного процесса:

- наличие множества противоречивых теоретических подходов к проблеме детской одаренности и, как следствие, трудности в разработке концепции;

- недостаточность образовательных программ и возможность их реализации, в основном, в рамках вариативной части учебных планов;

- практическая невозможность организовать индивидуальное обучение одаренного ребенка и отсутствие методик индивидуализации обучения одаренных детей в традиционно сложившемся образовательном процессе.

И встаёт вопрос: что делать рядовому учителю из среднестатистической российской школы у которого на уроке сидит ребенок с признаками одаренности? А в школе нет педагога-психолога, социального педагога; нет возможности вести внеурочную деятельность, и материально-техническая база образовательного учреждения оставляет желать лучшего? И это всё на фоне:

- слабой психологической подготовки, отсутствии знаний и компетенций в области детской одаренности;

- недостаточности владения методами и методиками диагностики и обучения одаренных детей;

- слабом умении разрабатывать специальные образовательные траектории и программы по развитию одаренной личности;

- отсутствия навыков организации совместной исследовательской деятельности с одаренными детьми и навыков работы с родителями одаренных детей.

Так или иначе, в большинстве своём, работа с одаренными детьми ложится на плечи одного учителя. Просто здорово, если в школе сохранены группы продленного дня или школа функционирует в режиме школы полного дня или работает в тандеме с центрами дополнительного образования. Хотя большинство школ пережили «оптимизацию» и похвастаться всем этим не могут. А что делать сельским малокомплектным школам?

 

В помощь учителям хотелось бы предложить Модель работы образовательной организации с детьми с признаками одаренности, а также Модель предметного обучения одаренных детей, которые можно взять за основу. Модели удобны тем, что их можно дополнять и совершенствовать, их легко адаптировать под конкретное образовательное учреждение и класс.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com