Личностно - ориентированные педагогические технологии в работе учителя-логопеда.

Левандовская Надежда Евгеньевна

Личностно - ориентированные педагогические технологии в работе учителя-логопеда.

 

В настоящее время специальное образование трансформируется, осваивая лучшие достижения общеобразовательной школы и коррекционной теории и практики. Единство законов развития детей с особенностями психофизического развития и обычных детей обусловливает использование общих образовательных технологий, особенности развития – применение особых, специальных технологий обучения и коррекции недостатков развития.

Я в своей индивидуальной работе с детьми стараюсь также использовать современные технологии обучения, учитывая особенности психофизического развития каждого ребенка, и подбирая для каждого особые методы для обучения и коррекции речи.

Обязательным является освоение каждым педагогом, который работает с детьми с особенностями психофизического развития, « помогающего поведения», в основе которого – уважение достоинства ребенка, поддержание в классе хорошего самочувствия и настроения, стремление к организации адекватной педагогической помощи и поддержки.

Одна из важнейших функций моей деятельности как учителя-логопеда – обеспечить формирование социализированной личности, скорригировать развитие речи и создать благоприятные условия для обучения соответственно неповторимой сущности ученика. Решение этой задачи применительно к слабому или более успешному учащемуся облегчается использованием педагогических технологий, которые позволяют положительно влиять не только на учебную деятельность, но и на психосоматическое здоровье воспитанника. Важно создание в учебно-воспитательном процессе атмосферы, наполненной радостью, любовью, добротой, вниманием к каждому ребенку.

Личностно-ориентированные педагогические технологии характеризуются антропоцентричностью (в центре - личность ребенка, он приоритетный субъект в процессе обучения),   гуманистической и психотерапевтической направленностью. Их основная задача – оказание содействия обучаемому в определении и коррекции отношения к самому себе, окружающему миру, другим людям и к учебной деятельности. Это является также и основной задачей в моей работе учителя-логопеда.

Личность ее одностороннее свободное и творческое развитие выступает как цель образовательной системы. При организации индивидуальной работы учитываются следующие позиции:

-личность возникает в раннем детстве;    

-личность – как субъект учения;

-каждый ребенок талантлив;

-приоритетные качества личности – доброта, любовь, совесть, трудолюбие, достоинство.

Личностно-ориентированная технология предусматривает установление личностно- равноправных позиций субъектов : учитель не столько учит, сколько стимулирует ученика к развитию, создает условия для его самодвижения.

Главный принцип личностно-ориентированной технологии – гуманистическая направленность, которая проявляется, прежде всего, в гуманном отношении к детям. Этим принципом стараюсь пользоваться и я в своей индивидуальной работе с детьми. Содержательно оно представлено, как любовь к детям, заинтересованность в их судье; оптимальная вера в ребенка, сотрудничество, приоритет положительного стимулирования, терпимость к детским недостаткам.

Гуманное отношение я стараюсь сочетать с демократизацией, что выражается в уравнивании учителя и ученика в правах; признание права ребенка на свободу выбора, права на ошибку, права на собственную точку зрения.

Личностно-ориентированные технологии создают самые благоприятные условия для формирования и коррекции личности.

Особенно важно в индивидуальной работе с детьми всегда стараться:

-видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить;  

-создавать личности обстановку успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнь приносила радость пусть небольшой, но ежедневной победы;

-исключить принуждение, всякое выделение отстаивания и других недостатков ребенка, стараться понять причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству. Чтобы ребенок знал, что не он плох, а его поступки;

-предоставить возможность и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности.

К каждому ребенку необходим индивидуальный подход, учитывая его психофизические особенности. Для этого провожу прогнозирование развития речи на основании психолого-педагогической логопедической диагностики. Обследование проводим совместно с психологом, дефектологом. Выявляются особенности мыслительных процессов, способности, качества характера, интересы. Поверочные работы показывают пробелы в знаниях. На основании обследования конструируется индивидуальная программа развития. Перспективно- тематические и планы коррекционной работы учитывают все особенности развития ученика и направлены на коррекцию недостатков. Каждый план индивидуален и соответствует данному ученику. Много времени в моей работе занимает ежедневная подготовка к каждому занятию. Она включает анализ предыдущего занятия и подбор необходимого учебного,

Наглядного и игрового материала. Это позволяет постоянно учитывать все изменения ребенка – улучшения или ухудшения в отдельных моментах учебной деятельности и производить коррекцию и необходимую помощь при ухудшении, а при улучшении усложнять материал для дальнейшего развития и роста ребенка.

Важное место отвожу оценке деятельности ученика. Стараюсь никогда не сравнивать детей друг с другом, только с самим собой, анализируя, как ребенок изменился за определенный отрезок времени.

Индивидуальный характер обучения позволяет мне при необходимости перевести ребенка с низкого на более высокий уровень развития, оказать индивидуальную помощь, улучшить психологическое здоровье, скорригировать недостатки развития речи.

Практика работы с детьми показывает, что нет необучаемых учеников, имеются только ограничения, специфические требования к отбору учебного материла и особая технология учебного процесса, соответствующая возможностям каждого ученика.