Овощи

Наталия Александровна Попова
Растения огорода. Горох. ( внеклассное мероприятие)
 
Цель: расширять знания детей об овощном горохе и о его роли и значении в сельском хозяйстве.
 
Предварительная работа
 
1. Подбор и изучение необходимого материала по теме.
2. Подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок.
3. Чтение русских народных сказок.
4. Разработка и проведение опытов с горохом, зарисовки в дневники наблюдений
5. Разработка элементов костюма для девочки – Горошинки.
6. Мастерская “Умелые руки – не знают скуки” – изготовление поделок с использованием гороха
7. Экскурсия на кухню (в столовую) с целью знакомства блюд с горохом.
8. Приготовить рисунок – плакат по содержанию загадки.
9. Приготовить тарелочки с проросшим горохом и сухим.
10. Разработка конспекта занятия.
Ход занятия
 
Ребята, несколько дней назад мы с вами познакомились с одним из жителей огорода. Кто же это такой? (“Чучело огородное” Мы даже придумали ему имя – …)
 
Во время этой встречи он хвалился, что у него на огороде растут разные овощи, и он обещал нам раскрыть некоторые секреты Огородной страны.
 
Чучело: (заглядывает в дверь) Да, обещал... Да могу рассказать. Но о каком овощном растении пойдет речь, отгадайте загадку.
 
Дом зеленый тесноват: узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят круглые ребятки.
Осенью пришла беда – треснул домик гладкий,
Поскакали кто, куда круглые ребятки.
 
Рассмотреть рисунок-плакат. Почему стручок сравнивают с домиком? Что это за “круглые ребятки”?
 
Чучело: вот и пришел к вам сегодня не один, а со своей соседкой по огороду – Горошиной.
 
Входит девочка – Горошина.
 
Раскололся тесный домик на две половинки,
И посыпались оттуда бусинки – дробинки.
 
Действительно, нас, горошинок, часто сравнивают с бусинками. А как вы думаете, почему? (Одинаковы по размеру, форме). А на что мы еще похожи? (Бисер, круглые конфетки, мозаику, пуговки и т.д.)
 
Ребята, мои братья и сестры – горошины очень любят путешествовать, выпадут из своего домика – стручка и покатились между грядками, по огороду в разные стороны. Попробуй нас догони. Я знаю, что вы сочиняли сказки, писали рассказы о наших путешествиях, кто хочет рассказать свою сказку? (2-3 ребенка читают свои сочинения.)
 
Горошина их хвалит и предлагает послушать всем ребятам информацию о себе (см. материал этой части)
 
Физминутка
Дедушка Рох посеял горох,
– ходьба на месте;
Землю пахал – тяжело вздыхал.
– наклоны вперед;
Когда убирал – пот вытирал,
– имитирующие движения
Когда молотил – по пальцу хватил.
– наклоны вправо-влево
Зато когда ел, язык проглотил –
– поглаживания себя по
До того было вкусно!
животу
Предложить рассмотреть на приготовленных заранее тарелочках проросшие горошины и сухой горох. Сравнить горошины между собой. Чем они отличаются.
 
Чучело: Ребята, что вы интересного узнали о горохе, когда проводили опыты и наблюдения за горохом. (Дети рассказывают, используя дневники наблюдений.)
 
Горошина: А мне моя бабушка Горошина рассказывала, что однажды английский ученый Гелль решил испытать силу прорастающих горошин. Неплотно прикрыв крышкой чугунок, в котором они набухали, Гелль положил сверху груз. Горошины приподняли крышку, и Гелль стал постепенно увеличивать груз. Кончилось тем, что горошины “выжали” пятипудовую гирю.
 
В книге писателя К.Г. Паустовского “Черное море” есть рассказ о судьбе парохода, который вез в трюме горох. Не дойдя до порта, пароход получил пробоину: сел на мель. Пока ожидали вызванный на помощь буксир, вода просочилась в трюм. Семена гороха стали набухать не по дням, а по часам, им уже было тесно в трюме. И затрещали железные балки… Такая великая взрывная сила была в проснувшихся горошинах, что они разорвали пароход пополам. Вот сколько силы у моих родственников!
 
Чучело: Вот сейчас мы с вами превратимся в горошины и я посмотрю, какие вы быстрые и ловкие, сможете ли убежать от моего помощника-ведущего. По считалки выбирается ведущий:
 
Cей, сей горох! Поливай горох!
Уродись горох и крупен и бел, на потеху всем.
И сам тридесят – для всех ребят!
Ахи, ахи, ахи, ох! Маша сеяла горох.
Уродился он густой, мы помчимся – ты постой!
 
Игра “Догони горошину”
Горошина: Мы, горошины, не только ловкие да проворные, но еще и необходимые и полезные для человека и даже животным. Но, чтобы мы были вам в радость, а не в тягость, нужно помнить, что к сбору гороха приступают примерно через месяц после начала массового цветения. Регулярный сбор плодов способствует образованию на растении новых бобов. Первыми созревают бобы в нижней части растения. У сахарного гороха в пищу употребляются и сладкие створки бобов, поэтому собирать их нужно до того, как начнут разбухать находящие внутри горошины. Ребята, для приготовления каких блюд необходим горох (в салаты, в каши, в суп)
 
После уборки растения скашивают. Их корни можно либо заложить в компост, либо перекопать вместе с землей здесь же, на участке. В корнях содержится много азота, поэтому указанная операция будет способствовать повышению плодородия почвы.
 
Примечание: можно с детьми провести дидактические игры и упражнения:
 
• “Найди самую крупную горошину” (из предложенных в чашечке)
• “Моя горошина” Цель: развивать наблюдательность, внимание, умение передать свои отношения, мысли окружающим (предложить детям выбрать из блюдца 1 горошину, рассмотреть ее и рассказать, чем она непохожа на остальные горошины);
• “Кто быстрее найдет 10–20 горошин” Цель: закреплять навыки ориентирования в окружающей обстановке, умение считать. Рассыпать горох в мох, куски ниток и др. и предложить найти горошины.
Чучело: Вот и закончилась наша встреча, мы с Горошиной постарались вам раскрыть некоторые секреты из жизни ее семейства. Узнали вы что-нибудь нового, интересного? Хотели бы вновь встретится со мной и моими соседями по огороду? (Ответы детей.) Тогда, до свидания! До новых встреч!