Эссе « Моя педагогическая философия»
Эссе « Моя педагогическая философия»
Много лет назад я сделала свой выбор – стала учителем. И вот уже 14 лет со всей ответственностью несу это звание. Профессия эта для меня неслучайная. К ней я стремилась с детства. Школа – моя стихия! Вдохновителем и наставником была моя первая учительница Боглаёнкова Виктория Евгеньевна учитель начальных классов высшей квалификационной категорииМБОУ Селиховская средняя общеобразовательная школа им. В.Н.Хитрово. Любовь к детям, жажду знаний, веру в себя и преклонение перед школой как началом всех начал я переняла именно у ней и все годы стремлюсь передать это своим ученикам.
В выборе своём я не сомневалась никогда. И сейчас по-прежнему считаю, что выбранная мною профессия – одна из самых важных в таком многообразном мире человеческих дел. Но она не всем по плечу, ведь каждый день приходится решать новые задачи в ежеминутно изменяющейся ситуации. Каждый ученик – это личность, неповторимая индивидуальность и в то же время хрупкий росточек в таком непростом нашем взрослом мире. И моя задача – взрастить его, не повредив ни единого листочка, наполнить жизненными силами, вдохнуть энергию творчества и созидания. День бежит за днём, лето сменяет осень, зиму – весна. Всякий раз, встречая новый день, думаю: что интересного он принесёт мне? Подарит ли счастливые мгновения общения с моими учениками? О чемони спросят? Смогу ли я ответить ни их вопросы? Размышляю о том, как сделать так, чтобы урок заинтересовал моих учеников, вовлек детей в совместное творчество? Вот такие философские размышления перед уроком. Хотя, наверное, каждый человек в душе философ, ведь философия – в дословном переводе с греческого – это любовь к мудрости.
Урок я начинаю с улыбки. Улыбка – это моё приветствие, мое первое обращение к детям, пришедшим ко мне за знаниями. Она, как говорил Экзюпери, объединяет. Она вдохновляет моих учеников.
А какой же урок без вдохновения?
Учитель должен нести в себе вдохновение, артистизм, эмоциональность. Учитель должен быть немного волшебником. Вы скажите, почему волшебником? Наверно, нет ни одного ребенка, который бы в детстве не мечтал, не фантазировал.
Юные души жаждут сказки, чуда, открытий. Они широко открытыми глазами смотрят на мир в поисках нового и ждут чудес.
В памяти всплывают слова Януша Корчака: «И пусть ребенок ищет, только бы не заблудился, пусть карабкается, только бы не упал, пусть корчует, только бы не поранил рук, пусть борется, толькоосторожно…»
Детская душа желает приобщиться к чуду. Значит моя задача – помогать ученикам обнаружить чудеса на каждом уроке. Мы их находим в стихах на уроке чтения, в тончайших оттенках слова на уроках русского языка, в играх, занимательных упражнениях, в богатстве природы на уроках окружающего мира.
Не один раз я замечала, что на детей иногда сильнее действует не смысл сказанных слов, а чувство, с которым они произнесены. Бывает, что и слов никаких не надо, достаточно воздействовать взглядом и жестом. Одобрительный взгляд, довольная усмешка, признательность в выражении лица учителя – все это безошибочно и точно воспринимается учеником.
Артистичность, яркость и эмоциональность в подаче материала, выразительность, вдохновенность речи, мимики и пластики – вот наши верные помощники в построении урока. Урока – который поможет обнаружить чудо. А чудо – это детство. Порой мы забываем свое детство и поэтому не понимаем детей. А они перестают понимать нас. Нашим детям не стала нужна опека, сколько чувственная, духовная поддержка. А чтобы мы могли оказать духовную поддержку нам самим надо быть интересными для учеников. И пусть наша помощь детям не будет крикливой, советы не будут навязчивы, и тогда наши дети поймут, учитель – это добрый, верный друг.
И очень трогательно бывает, когда на моем столе появится то конфета, то яблоко, украдкой положенные. Или когда на столе находишь записку: «Я вас так лублю наталия Мехаиловна». Разве все это может оставить кого-то равнодушным? Забываешь о всех трудностях и неприятностях. И именно такие поступки вдохновляют меня на дальнейший путь. И вдруг понимаешь, что создана неразрывная цепочка: я несу вдохновение своим ученикам, которые они дают мне.
Конечно, никуда не уйти от забот и вопросов. Какими завтра войдут в класс мои ученики? Увижу ли вновь пытливость в их глазах? Не пропадет ли желание удивляться?
В одном я уверена, что моя любовь к детям, к профессии не иссякнет. На ум приходят слова любимого мною учителя – В. А. Сухомлинского «Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души».Сколько таких кусочков души уже отдано? И сколько еще предстоит отдать?