Актуальность экологического воспитания детей

Наталия Александровна Попова

Актуальность работы очевидна, так как наблюдается интенсивное развитие системы непрерывного экологического образования. Начальным звеном системы является сфера дошкольного воспитания, так как именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение – он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры. Осваивая экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой, ведет приспособленность к определенным элементам сферы обитания. Через познание живого происходит одухотворения бытия, эстетического восприятия природы, формируется этика взаимодействия с миром. Экологические знания становятся основой экологического воспитания. У ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния. Важно также воспитывать понимание необходимости разумного потребления. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира. Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. Прививать с раннего возраста любовь и бережное отношение к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к природе, животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Чтобы оберегать и любить по- настоящему природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему миру. Иногда ребенок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Воспитание у детей активной любви и бережного отношения к природе педагог начала с первой младшей группы. Очень хотелось, чтобы наши дети берегли растения у себя на участке, в парке, в лесу и заботились о животных, не обижали их.