Здоровьесберегающие технологии

Никишина Ольга Николаевна

ГБОУ Белебеевская коррекционная школа  для слабовидящих обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Тема: « Здоровьесберегающие технологии ».

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            

 

 

 

 

                                                           

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                           Выполнила:

                                                     учитель начальных классов

                                                         Никишина  Ольга Николаевна

                                                                                       

                                                               

 

 

 

 

 

г.  Белебей, 2016 год

 

 

      Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

 

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

    Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

строгая дозировка учебной нагрузки;

построение урока с учетом работоспособности учащихся;

соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

благоприятный эмоциональный настрой;

проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

 

Как подобрать здоровьесберегающие средства?

     Для включения всех учащихся в учебную деятельность по освоению изучаемого материала необходимо помнить: один и тот же учебный материал может быть представлен несколькими средствами обучения (печатные издания, аудио – видео и др.), каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Поэтому здоровьесберегающие средства обучения математике необходимо подбирать так, чтобы дети смогли включиться в работу в соответствии с индивидуальными возможностями, при этом «визуалы» смогли  увидеть, «кинестеты» – ощутить, «аудиалы» – услышать. Средства обучения должны снимать физическое напряжение и усталость; включать учащихся в деятельность по освоению предметного содержания своей внешней привлекательностью, преодолевать отчуждение научного знания от ученика, обеспечивать личностно-значимый смысл изучаемых математических понятий и способов действий.

  

 

 

 Важна правильная здоровьесберегающая организация учебного процесса, а именно:

1) Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании.

2) Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушнотеплового режимов и др. Необходимо контролировать проветривание класса (кабинета): частичного — на переменах, сквозного — до и после занятий.

3) Построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;

4) Обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности (сочетание новизны и привычного, интриги урока и традиционных его элементов, изложение правил игры и др.).

5) Учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся при их врабатывании в учебный процесс.

6) Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся.

7) Обеспечение на уроке оптимального темпо-ритма, правильного соотношения между темпом и информационной плотностью, с обязательным учетом физического состояния и настроя учащихся.

9) Проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия.

10) Постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учетом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения (моторно-координаторньих тренажей) и др.

11) Соблюдение норм объема домашних заданий, предусмотренных СанПиНами.

12) Благоприятный эмоциональный настрой.

13)  Разнообразие форм учебной деятельности.

 

       В заключение хочется ещё раз сказать: “Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих учащихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером”.

 

 

 

 

 

 

Литература

1.      Волина В. Праздник числа, Учимся играя. — М., Новая шко­ла, 1994.

2.      Сапожникова Р. Г. Гигиена обучения в школе. — Педагогика, 1989.

3.      Физическая культура шестилеток // Под ред. профессора Н. Т. Лебедевой. — Минск, Народная АСВЕТА, 1987.

4.      Афонин И., Травинка В. Как прекрасен этот мир, посмотри! — Санкт-Петербург, Изд. ПИТЕР, 1996.

5.      Кальченко Е. И., Петров Н. М., Георгиев В. Г. Гигиеническое обучение и воспитание в школе. — Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1989.

6.      Крипкова А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. — М., Просвещение, 1996 г.

7.      Фомин Н. А. Возрастные основы физического воспитания.— М., Физкультура и спорт, 1972.