Главные вкладки
Урок чтения в 4 классе "Буква Л и звук Л в слогах,словах и предложениях"
Урок чтения в 4 классе.
Тема: «Буква Л и звук Л в слогах, словах, предложениях».
Цель: Автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях.
Задачи: Коррекционно- образовательная: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука Л в слогах, словах, предложениях, формировать, соотносить фонему с соответствующей графемой.
Коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза; формирование правильного речевого дыхания, голоса, развитие моторики пальцев рук; развитие внимания и памяти, обогащение словарного запаса на материале лексической темы.
Коррекционно-воспитательные: воспитание эмоционального отношения к происходящим событиям.
Оборудование: индивидуальные зеркала, артикуляционный профиль, схема артикуляции, схема характеристикизвука, тетради, мяч, настенная касса букв, схемы для звуко-слогового анализа слов, набор предметных картинок (лыжи, ведро, яблоко, огурец, свёкла, лук, клубника, стакан, молоко).
Ход занятия
I. Организационный момент.
Психологический настрой (на фоне музыки).
– Посмотрите на себя в зеркало, улыбнитесь и скажите сами себе: “У меня хорошее настроение!”
– Покажи картинку, которая соответствует твоему настроению.(дети показывают лица)
2. Вводная беседа учителя
-Ребята, сегодня в гости к нам пришёл сказочный герой, кто это? ( Колобок)
_ Колобок, откуда ты взялся? Да ты ещё и с волшебным мешочком. Давай послушаем, что он нам расскажет?
Колобок начал свой рассказ.
- Я, от бабушки ушёл и от дедушки ушёл, слышите, в небе самолёт гудит. Я на нём прилетел! Как гудит самолёт?
3.Произношение изолированного звука.
– Упражнение “Самолёт гудит”. Гул самолёта был то громче, то тише.
Самолет летит: л-л-л…
– Самолёт приближается л-л-Л-Л…
– Самолёт удаляется: Л-Л-л-л…дети произносят.
– Я пошёл за хорошим настроением . – Сказал колобок.
– Собрал я мешок. А что я положил туда?
Игра “Чудесный мешочек” – (в мешочке пластмассовая буква Л).
-Догадалась, с каким звуком мы сегодня познакомимся? (Со звуком «Л»)
(Дети произносят перед зеркалом звук [Л] и при этом наблюдают за положением органов артикуляционного аппарата)
– Сегодня мы будем учиться правильно и красиво произносить звук [Л] в слогах, в словах, в предложениях.
-Колобок подкрепись перед дорогой.
– Колобок выпил стакан молоко, налил молочка кошке Мурке.
3.Артикуляционная гимнастика.
– Как кошечка лакала молоко? Лошадка, индюк.
4.Анализ артикуляции по плану.
– В каком положении находятся губы при произношении звука [Л]? (Губы растянуты.)
– В каком положении находятся зубы? (Зубы сближены.)
– Где находится кончик язычка? (Кончик языка поднят вверх.)
– Работают ли голосовые связки? (Голосовые связки работают.)
Характеристика звука.
– Звук [Л] гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой? (Согласный твёрдый, звонкий.)
– Почему? (Язык создаёт преграду воздуху.)
Активизация звука в словах.Закрепление звука в словах.
– Что взял с собой в дорогу колобок вмешочке?
Назови предметы и выбери, в которых есть звук л (лыжи, ведро, яблоко, свёкла, стакан, сыр, клубника, огурец, молоко). (Колобок взял лыжи, взял яблоко...)
Игра “Найди лишнее”.
– Определи, что лишнее в этом ряду:
(лыжи, яблоко, свёкла, сыр, клубника, молоко)
Какой предмет лишний? (сыр). Почему? (В слове «сыр» нет звука «л»).
– Вышел Колобок из дома, сильный ветер подул ему в лицо. Как подул ветер?
Работа над развитием дыхания.
– Упражнение: вдох через нос, выдох медленно через рот.
– Начался листопад. Листья падали прямо на ладони.
– Упражнение “Листпад” (материал для поддувания–дадонь, лист).
Закрепление зрительного восприятия буквы.
– Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.
– Какая буква соответствует звуку Л?
– Найдите её в нашем волшебном домике.
Буква «л» играет с нами в прятки. Найди букву «л
в картинках.
– На что похожа буква Л?
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
.Закрепление звука в слогах
– Игра “Поймай звук”.
– Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слог со звуком [Л].
ма ла роло ку лусылы ту .
-Закрепление звука в словах
Идёт колобок дальше, слышит, кто-то шуршит на дереве. Испугался.
Загадка:
Быстрый маленький зверёк,
Он по веткам скок-поскок.
– Вы догадались, кто это? (Белка.)
– Как называется жилище у белки? (Дупло.)
(Дети производят звукослоговой анализ слова белка.
Закрепление звука в предложении.
– Составьте предложение со словом белка.
Белка прыгает по веткам.
Не успела белка отблагодарить колобка, как из-за кустов появился волк.
– Я съем тебя, колобок. И заберу у тебя лыжи, они мне понравились, – сказал волк.
– Не ешь меня, волк, мне за хорошим настроением надо.
– Если выполнишь моё задание, то я отпущу тебя (чистооговорка)
-Ла-ла-ла на дворе коза
Пошёл колобок дальше.А возле ёлки лиса крутится. Говорит она колобку:
– Колобок, я тебя съем!
– Не ешь меня, ответил колобок, я за хорошим настроением для бабушки и деда иду .
– У меня вот тоже настроение не праздничное.
Игра “Доскажи словечко”.
Работа наша шла на лад
Получите … (шоколад).
(Дети получает небольшую шоколадку “Алёнка”.)
Итог урока. Оценка работы учащегося.
– Какую сказку мы сегодня вспомнили?
– Назови сказочных героев.
– Какой звук ты продолжаешь учиться правильно и чётко произносить?
– В каком положении находятся губы, зубы, кончик языка при произнесении звука [л]?
Рефлексия.
Было ли интересно?
Поднялось твоё настроение? Покажи картинку, которая сейчас соответствует твоему настроению.