Формирование нравственных ценностей у учащихся младшего школьного возраста средствами русского фольклора
В последние годы, наряду с интенсификацией учебного процесса, с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогике. Фольклор таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребёнка, для развития речевых навыков, обогащает чувства детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование нравственных ценностей у учащихся младшего школьного возраста средствами русского фольклора.
Чаликова Любовь Ивановна
МОУ лицей №9
Дзержинский район
Волгоград
Работая в современной начальной школе, учитель ставит перед собой множество задач, среди которых воспитание полноценной личности, формирование системы ценностей младших школьников, вооружение ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу.
В последние годы, наряду с интенсификацией учебного процесса, с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств её. Он таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребёнка, для развития речевых навыков, обогащает чувства детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. М.Горький утверждал: «… не один Пушкин учился русскому языку по песенкам и сказкам своей няньки… и Лесков, и К. Ушинский, и многие дети, впоследствии творцы русского литературного языка, постигали красоту, силу, ясность и точность его именно на забавных прибаутках, поговорках, загадках у нянек, солдаток, кучеров, пастухов».
«Русский народ создал огромную изустную литературу - песенки, потешки, мудрые пословицы, поговорки, сказочки, игры… Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».
Связь поколений в народной педагогике начинается с родного порога, с почитания родителей. Самый близкий, родной человек – мать. С чего начинается любое воспитание? Конечно же, с матери! И народ стремится выработать у детей гуманное отношение к матери, женщине – хранительнице семейного благополучия, человеческой нравственности. В народном творчестве мать всегда нежна, сильна и прекрасна. В своей воспитательной деятельности народ убедился, что трудно воспитать нравственного человека, если в нем нет чувства любви и уважения к матери. И первое, что слышит и ощущает ребёнок, только что появившись на свет, это ласковый голос мамы, и её тёплые руки. А когда приходит пора спать, мама баюкает и напевает колыбельные. Любовь матери к детям, нежность и чистоту их отношений сравнивают с лучами солнца, сиянием луны, прозрачностью родниковой воды, ласковостью и теплотой весеннего легкого ветра.
Первой встретить ребенка в этом мире призвана колыбельная песня - удивительный дар прошлого. Созданная в далеких веках, передаваясь из поколение в поколение, она дошла и до нашего времени… Давно, очень давно родилась колыбельная песня. Она выбирает нас самая первая. Это ниточка из взрослого мира в... мир ребёнка. Древние говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен. Ребенок еще не родился, но уже живет. Наука доказала что уже в утробе матери ребенок слышит музыку, речь, интонации голоса. В колыбельных песнях утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому что для полноценного психического развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире - самое хорошее, его мама - самая лучшая, а дом - самый родной. Кроме осознания собственного «Я» колыбельная песня знакомит ребенка с пространством окружающего мира.
В наши дни не так часто встретишь маму, которая поёт колыбельные. У современных мам все расписано по часам, и ребенок живет строго по расписанию. Сейчас если мамы и поют своему ребенку колыбельные песни, то только для того, чтобы уложить его спать. А иногда вместо колыбельной песни просто ставят тихую музыку, или ребенок засыпает под звуки телевизора. Сегодня мало кто из мам понимает важность колыбельной песни как средства развития ребенка и общения с ним. Тексты песен просты и незамысловаты, однако содержат большую воспитательную и развивающую ценность. Недаром на Востоке о недостойном человеке говорят: «Видно, мать не пела песен над его колыбелью». От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития. Слушая колыбельные песни, малыш защищает свою психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствует плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения. Ребенок быстрее забывает свои беды, его укладывают спать лаской, именно ласка передается колыбельной песней, пусть ребенок еще не слышит и не понимает слова, но чувствует любовь и нежность мамы. Дети, которым поют в детстве колыбельные, вырастают более нежными и добрыми. Исследователи считают, что хорошая колыбельная песня сродни активной медитации. Мать сначала создает у себя в голове светлый образ прекрасного, а затем уже на этой волне передает ощущения ребенку. Мудрецы говорили, что судьба человека определяется в раннем детстве. Счастлив тот, чье детство было безоблачным. Очень важно сформировать у крохи уверенность, что жизнь светла и радостна. Сегодня психологи называют это базовым доверием к миру. На этом чувстве основывается жизненный оптимизм взрослого, его желание преодолевать любые невзгоды.
С колыбельными песнями ребята знакомятся на уроках литературного чтения. Узнают историю появления этого жанра, особенности колыбельных песен.
Ребят очень заинтересовала эта тема. Но в учебниках мало информации о колыбельных песнях. Захотелось больше узнать о том, какие колыбельные пели и поют мамы своим детям, кто сочиняет эти песни, зачем их поют. Это стало целью детского исследовательского проекта. Решили обратиться за помощью к мамам, к бабушкам, к библиотекарям.
.
С проектом «Колыбельная песня – главная песня матери» ребята выступили на Областном Фестивале детских ученических проектов.
Заканчивая разговор о колыбельных песнях, хочется сказать, чтобы колыбельные песни не переставали звучать в нашей жизни. И, когда вырастут наши дети, станут взрослыми, может быть в трудную минуту, вспомнят, как мама в детстве пела колыбельную песню, им станет легче. Пусть колыбельная поэзия всегда возвращает вас к порогу родного дома, к той земле, которая не только хлебом, но и песней питала и питает человека.
Литература
1. М. Н. Мельников. Русский детский фольклор. М.: Просвещение. 1987.
2. В. Александров. Мамина песня. М.: Детская литература.1989.
3. Баюшки-баю. АСТ пресс.2000.