У моего ребенка плохой почерк... Что делать!?
Основные правила красивого письма.
В первую очередь следует разобраться с причинами плохого почерка. Но не нужно забывать о простых, но значимых моментах, которые часто не соблюдаются ребятами.
Причины плохого почерка:
• Почерк ухудшается, если ребенок куда-то спешит. Не делайте уроки на ходу, лучше сделать их попозже, но в спокойной обстановке. Не подгоняйте ребенка, пусть работает в замедленном темпе.
• Тренируйте "мелкую моторику” – умение ловко орудовать пальцами. Если ваш ребенок не умеет хорошо застегивать пуговицы и завязывать шнурки, он никогда не научится красиво писать. Покупайте конструкторы с мелкими деталями – пусть собирает. Правда, дети с плохим почерком не любят ковыряться в мелких деталях, и поэтому придется вам самим немного напрячься.
• На почерк возбудимых неусидчивых детей очень влияет их эмоциональное состояние и самочувствие. Сытый ребенок пишет лучше, чем голодный. Ну, а кричать на ребенка, когда он пишет, нельзя вообще, а то у ребенка может начаться "писчий спазм” – зажим руки, при котором письмо станет вообще невозможным.
• Почерк может свидетельствовать и о некоторых нарушениях психики и головного мозга. Стоит беспокоиться, если:
- буквы очень мелкие, похожи на бисер, а строчки жмутся друг к другу (как правило, это говорит о подавленности и депрессии) ;
- очень сильный наклон вправо или влево, усиливающийся к концу строчки - буквы прямо заваливаются за строчку;
- буквы угловатые, заостренные, все разной величины, а нажим такой сильный, что вот-вот прорвет бумагу (часто такие дети имеют органические нарушения головного мозга) .
Если почерк вашего ребенка "странный” или содержит указанные признаки, обязательно обратитесь к невропатологу.
Упражнения для исправления плохого почерка:
1. Для занятий необходимо выделить хотя бы полчаса, но каждый день. Занятия по исправлению почерка у ребенка должны проводиться в то время, когда уроки сделаны или их сделать предстоит. Совмещать эти занятия ни в коем случае нельзя.
2. Правильная посадка:
• На наклон письма влияет положение тетради. Класть её нужно так, чтобы нижняя часть образовала с краем стола угол равный 30-40 градусов. Проверить правильность положения тетради можно при работе с прописями, имеющими косые линии, которые должны быть перпендикулярны краю стола.
• Правильный захват и удобная ручка. Правильному захвату необходимо учить уже в то время, когда малыш впервые берет карандаш, фломастеры для рисования. Чтобы правильно держать пишущий предмет надо его положить на нижнюю боковую часть среднего пальца, а указательным и большим пальцем зафиксировать это положение, просто опустив их на ручку. Захват не должен быть сильным, иначе рука будет постоянно уставать, письмо будет медленным, а буквы и слова неровными. Пишущий предмет должен быть удобным, оптимальная ширина 7-10 мм.
• Правильная посадка. Необходимо глубоко сесть на стул, пододвинуть к столу настолько, чтобы впереди осталось место шириной с ладонь. Ноги согнуты под углом 90 %, спина прямая, плечи находятся на одной высоте. Корпус тела может быть слегка наклонен вперед, при этом локти лежат на краю стола, голова не опущена.
3. Прежде всего, надо запастись пластилином, глиной для лепки. Лепка замечательно воздействует на мелкую моторику. Полезно развязывание узелков на шнурках, плетение косичек, раскрашивание, аппликационные работы, собирание пазлов, мозаики и др.
4. Рисуйте с ребенком рисунки по клеткам, придумав рисунок сами или взяв за образец узор для вязания. Нарисуйте рисунок без каких-либо элементов и предложите ребенку дорисовать его.
5. В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради в клеточку переписывайте каждый день небольшой абзац текста (начинать нужно с одной строки) из любого художественного произведения. Текст переписывается по клеточкам, по одной букве в клетке, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!
6. Как можно больше штрихуйте. Следите, чтобы линии были параллельными и не выходили за границу рисунка, это приучает ребенка видеть строку и умещать буквы на ней.
7. Все задания должны соответствовать возрасту ребенка, быть ему интересными, веселыми, они должны развивать зрительную координацию и моторную координацию пальцев, ребенок должен с удовольствием этим заниматься.
Выбор ручки.
В выборе ручки тоже есть свои хитрости.
Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Поэтому хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.
Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. Есть трехгранные карандаши и фломастеры.
Покупая ручку, проверьте, как она пишет, не проходят ли чернила на другую сторону страницы.
Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для учеников, имеющих нарушения письма (чувствуется нажим, но в первом классе ими пользоваться не желательно: часто текут, замерзают, портятся.
Дома вы можете со своими детьми окунуться в историю и писать чернилами, перьями. Такое письмо формирует правильное положение руки относительно поверхности бумаги.
Очень важно не закрывать глаза на возникшие у ребенка проблемы. Необходимо запастись терпением и выполнять все рекомендации специалистов.