Изменение содержания деятельности педагога-психолога в рамках введения ФГОС
Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требуют при реализации обновленной роли психолога в школе.
По мнению Рубцова В.В. «занимая одну из ключевых позиций в образовательном учреждении, психолог получает новые обязанности. Он будет отвечать за измерение результатов обучения, то есть, в частности, за определение уровня формирования компетенций учащихся. Но это лишь одна сторона вопроса, ведь «Новая школа» — школа для всех, в том числе и для детей с особенностями развития, поэтому функционал психолога будет кардинально меняться. У него возникает другая зона ответственности: психолог отвечает за учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям» [3].
Модернизация образования подразумевает обновление содержания образования в целом и переориентацию деятельности педагога-психолога в частности. В связи с этим, первое с чего должно начинаться введение ФГОС в деятельность школьного психолога это внесение изменений в его должностную инструкцию. Компетентности педагога-психолога должны включать представление о планируемых результатах образования, знание Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), умение проектировать зону ближайшего развития, умение психологически обеспечивать учебную деятельность учащихся, профессиональную деятельность учителей, создавать психологически безопасную, комфортную образовательную среду.
Основным приоритетом работы школьного психолога становится создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации ФГОС НОО. Таким образом, перед психологом появляется ряд новых задач.
1. Участие в разработке основной образовательной программы (ООП), планировании и реализации ее составляющих, а также в формировании индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
2. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения.
3. Разработка и реализация мониторинга возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Итак, попытаемся конкретизировать данные задачи и раскрыть суть их содержания более подробно.
1. Педагог-психолог в целях обеспечения условий реализации ООП принимает участие в планировании и реализации ее составляющих:
· программы формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
· программы отдельных учебных предметов (в части описания личностных, метапредметных результатов освоения конкретного учебного предмета);
· программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
· программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
· программы внеурочной деятельности;
· программы коррекционной работы.
Кроме того, педагог-психолог принимает участие в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов.
2. Основой системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в процессе образования будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном.
Цель психологического сопровождения: содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения.
Задачи психологического сопровождения:
- повышение компетентности участников образовательного процесса в вопросах организации психологического сопровождения в условиях введения ФГОС;
- качественная реализация программ психологического сопровождения личности в образовании, соответствующих требованиям ФГОС;
- обновление характера и форм профессионального общения и деятельности педагога-психолога в рамках системно-деятельностного подхода;
- создание специальных социально-психологических условий для успешного развития и формирования УУД учащихся;
- организация психологического сопровождения внеурочной деятельности обучающихся, в том числе их духовно-нравственного развития и воспитания.
Содержание деятельности психологической службы в условиях реализации ФГОС НОО можно разделить на 4 группы.
1. Взаимодействие с администрацией. Повышение психологической компетентности управленческого звена (администрации ОУ) по вопросам введения ФГОС:
- взаимодействие психолога с администрацией по вопросам планирования и анализа деятельности (в т.ч. психологический анализ эффективности педагогической модели при реализации ФГОС НОО);
- участие в экспертных и творческих группах по разработке ООП;
- участие в разработке ООП;
- рекомендации по расстановке кадров в процессе реализации ООП;
- разработка методических рекомендаций по реализации ФГОС;
- выработка рекомендаций по организации предметно – развивающей среды в ОУ.
2. Взаимодействие с педагогическим коллективом. Формирование психологической культуры педагогов ОУ в условиях реализации ФГОС:
- формирование потребности у педагогов в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании по вопросам ФГОС;
- создание предпосылок к овладению педагогами системно-деятельностным методом;
- разработка методического инструментария для изучения готовности педагогов к переходу на новые ФГОС;
- разработка игр, тренингов, семинаров по развитию деятельностных способностей и творческого потенциала педагогов;
- осуществление общей координации по взаимодействию всех участников воспитательно – образовательного процесса для обеспечения эффективной реализации ООП.
3. Взаимодействие с обучающимися. Психологическое сопровождение детей ОУ в условиях реализации ФГОС НОО:
- развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных;
- разработка, апробация и внедрение мониторинга УУД;
- предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становление личности ребенка в процессе введения ФГОС;
- составление индивидуальных образовательных маршрутов и коррекционных программ;
- элиминирование неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, в семье;
- обеспечение преемственности ООП.
4. Взаимодействие с родителями. Организация совместной деятельности с семьей в условиях реализации ФГОС:
- психологическое просвещение родителей по теме ФГОС: проведение тематических вечеров, бесед, собраний, лекций консультаций, семинаров и практикумов, тренингов;
- проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями по проблемам развития детей, особенностям их обучения в условиях реализации ООП;
- формирование потребности в психологических знаниях и их практическом применении, а также желания родителей использовать приобретенные знания в общении с ребенком, в развитии у него деятельностных способностей;
- развитие рефлексивного общения родителей с ребенком;
- диагностика, опрос, анкетирование родителей с целью выявления запроса родителей к психологу по вопросам введения ФГОС.
3. В рамках данной задачи педагогом-психологом может быть осуществлена следующая деятельность:
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося;
- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
- оценка сформированности УУД обучающихся;
- выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
- определение особых образовательных потребностей одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Результативность деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС определяется по следующим критериям:
· достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
· психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса;
· обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития обучающихся при реализации образовательной программы;
· достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
· обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения инклюзивного образования;
· функционирование системы мониторингов возможностей и способностей обучающихся, выявления и поддержки одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
· сформированность коммуникативных навыков обучающихся;
Список литературы:
1. Зиновьева М.В., Никифорова Г.В. Специфика деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС // Справочник педагога-психолога. Школа. - №4. – 2012 г.
2. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения / авт.-сост.: Г.А. Шешерина. – Тамбов, 2011. – 65 с.
3. Рубцов В.В. Ключевая роль в обновленной системе образования // Школьный психолог. - № 1. – 2010 г.
Комментарии
Изменение содержания деятельности педагога-психолога в рамках вв
Скажите вы при работе в школе руководствуетесь инструктивным письмом об использовании рабочего времени педагога-психолога или находитесь в школе все 36 часов и организационно-методической деятельности теперь у психолога нет?