Моя педагогическя философия
Предварительный просмотр:
Эссе на тему: « Моя педагогическая философия»
учителя начальных классов
МБОУ СОШ №60 г.Тулы
Умаровой Татьяны Васильевны.
Человек проходит в течение жизни стадии взросления. Так же в педагогической профессии можно проследить этапы взросления: время проб и ошибок, период взросления, закаливания, время сомнений и неуверенности и вдруг короткие мгновения понимания, что получилось. Для меня с детства была известна одна профессия-учитель, даже вариантов не было. Я стала учителем благодаря тому, что сама имела умных, грамотных наставников.
Для меня главное в воспитании и обучении - личность ребенка. Особый груз ответственности лежит на учителе начальных классов, именно мы встречаем ребенка на пороге школьной жизни. Для меня до сих пор школа-это страна чудес, ярких и фантастических, такой я показываю школу и детям. Невозможно маленького ребенка заставить учить, его можно только увлечь знаниями, показать, как надо добывать эти знания. Задача учителя – научить детей учиться, поддерживать и развивать стремление к познанию нового.
Дети приходят в первый класс с багажом мудрых жизненных наблюдений, их нельзя обмануть, поэтому учитель должен сам всегда быть готов к новому. Большое влияние на меня оказали слова учителя-практика Веры Илюхиной (будучи студенткой я посетила ее мастер- класс «Письмо с секретом»), которая сказала: «Пусть дети сначала полюбят учителя, а потом он их научит всему». Учитель начальных классов не может просто преподавать предмет, он должен знать обо всем, что случилось с ребенком в школе и за ее пределами. Работать учитель начальных классов должен так, чтобы ребенок, приходя в школу, знал, что ему здесь помогут. Это не значит, что учитель старается исключить трудности из школьной жизни ученика. Суть развития ребенка – это умение преодолеть трудности и успех в этом зависит от того, каков учитель, который ведет ребенка за руку по стране Знаний.
«Учитель - консерватор», - говорили мне в Педагогическом училище №1 города Тулы. Учитель присматривается, делает выводы, если принимает нововведение, то передает детям. Современный мир – это бешеные скорости, где надо овладеть многим и быстро. Введение в школьное обучение электронных ресурсов происходит быстро и ярко. Я как учитель приветствую все, что сделает процесс обучения эффективным, а работу учителя - творческой. В наш прогрессивный век информацию можно получить из разных источников, поэтому на современном этапе я вижу задачу учителя – прививать интерес к познанию, умело направлять неисчерпаемую энергию ребенка, создавать ситуации успеха для каждого ребенка: способного в математике или в спорте.
В школе я веду театральный кружок, который позволяет проявить творческую инициативу детей. В эту работу активно включаются родители, они рисуют декорации, придумывают костюмы для своих детей. Все участники образовательного процесса объединены общей целью: создание театрального проекта. И пусть кто-то на сцене забывает слова, а кто-то с легкостью рассказывает пять листов печатного текста, их объединяет одно – ситуация успеха - аплодисменты в конце проекта.
Благодаря сегодняшним инновациям мы можем рассказывать о своих проектах в Сетях интернета: на Дневнике.ру, на школьном сайте, на моем сайте учителя, и понимать, что мы являемся частью большой системы Российского образования, мы идем в ногу со временем.
Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован, поэтому каждый ученик моего класса ведет порфолио. Цель создания портфолио - это создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный"). Ведется портфолио с 1 класса, обязательно на начальном этапе сбора информации помощь родителей. Некоторые дети имеют два варианта порфолио: бумажный и электронный.
Но ничто детям не заменит человеческого общения. С моей точки зрения, учитель-это мастер своего дела, знающий на «отлично» предмет, владеющий методикой, применяющий на практике ИКТ, владеющий электронными ресурсами, но прежде всего он должен быть Человеком с большой буквы. Я всегда в поиске, дети каждый день ставят передо мной новые задачи, решения которых найти бывает не просто, но это возможно в сотрудничестве с моими учениками.
И закончить мне хочется словами Л.Н.Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель» .