Описание педагогического опыта по теме: «Использование на уроках современных педагогических технологий».

Ткаченко Ольга Евгеньевна

Описание педагогического опыта  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_pedagogicheskogo_opyta.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ СОШ № 1,  г. Кореновск, Краснодарский край

Описание педагогического опыта по теме:

«Использование на уроках современных педагогических технологий».

  Увеличение умственной нагрузки учащихся заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Немаловажная роль в решении данной проблемы отводится информационным и телекоммуникационным технологиям.

Вся концепция модернизации российского образования в первую очередь решает проблемы социальной адаптации ребенка, ориентирует «…не только на усвоение учениками определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». «Система образования призвана обеспечить подготовку высокообразованных людей, способных к профессиональному росту в условиях информатизации общества и развития наукоемких технологий...» Основными направлениями «нашей новой школы» является переход на новые образовательные стандарты, а в основе их в свою очередь лежит системно-деятельностный подход.

На протяжении нескольких лет я работаю над методической темой: «Использование на уроках современных педагогических технологий». Большое внимание уделяю урокам математики, а именно развитию логического внимания.  Участвую в работе педагогических чтений и семинаров по данной тематике. Все это позволило мне сформировать свой взгляд на необходимость использования ИКТ на уроках математики и других уроках.

Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля, оценки знаний и средств моделирования, ко  всему  прочему –  

это идеальная электронная доска.                                                                                        

        Понятие «педтехнология» возникло на волне мирового кризиса образования, он привел к новой парадигме образования, что в свою очередь подтолкнуло педагогические инновации и обусловило появление новых технологий. Именно они формируют профессиональную компетентность учителя, такую совокупность качеств, которая позволяет мне обеспечить наиболее эффективное решение педагогических проблем.

Основным направлением моей работы является готовность работать в новых условиях, с современными детьми, для достижения новых результатов. Поэтому я применению и эффективно использую современные педагогические  технологии, в том числе и информационные. Я хорошо представляю   новый уровень, на который должен быть выведен ученик при реализации  целей  требований образовательного стандарта и планирую в связи с этим свою работу. У учителя сегодня существует огромный выбор различных образовательных технологий. Овладение ими в условиях современной школы, очень значимо для общества и, безусловно, важно для самого учителя. Из широкого спектра современных педтехнологий мною широко применяются технологии проектной деятельности, из которых вытекают исследовательские, обе они  тесно связаны с личностно-ориентированным обучением, способствуют развитию мышления, предполагают работу в группах и, конечно, немыслимы без информационно-коммуникационных технологий. Я использую исследовательские и проектные технологии, личностно-ориентированное и проблемное обучение, групповые технологии, а так же дидактические игры.

Все упомянутые технологии имеют различные цели, но их, на мой взгляд, объединяет, то, что все они способствуют формированию у учащихся, тех общеучебных умений и навыков, которые будут необходимы ему в постиндустриальном обществе. Все, используемые технологии должны представлять собой  продуманную в деталях модель педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся.    

И, конечно, все используемые технологии требуют  комплексного подхода, так называемой «гармонизации педтехнологий».

        Нельзя, пусть даже в совершенстве, овладеть каким-либо одним приемом и считать, что этого достаточно. Только в этом случае учитель сможет сформировать и развить у ученика качества человека 21 века: ответственность и адаптированность, коммуникативность, творчество и любознательность, и т. д.  и что самое главное, социальную ответственность.

Из представленных технологий подробнее я остановлюсь на применении мною информационно-коммуникационных, в частности интерактивной доски. Внедрение таких досок  в учебный процесс является важным направлением работы школы. Одна из них находится  в нашем кабинете. Это просто «чудо техника». Конечно, я строю свою работу на интерактивной доске  в соответствии  всем правилами и гигиеническим требованиям её использования. Заметно растёт интерес моих учеников к работе на уроке, если я подбираю наглядный  игровой материал,  помогаю им разобраться в новой теме или закрепляю изученный материал  именно с помощью ИКТ. Их значимость для меня бесспорна. Ведь вопрос не в том хотим мы или нет жить в информационном обществе – мы уже живем в нем! А применение этих технологий на уроке не только позволяет сделать его более познавательным и интересным, но, и направлено на совершенствование других  технологий обучения, которые я так же использую и которые уже упоминала. Это помогает мне сделать учебу увлекательной и творческой, поддерживать интерес к уроку, снимать скованность ребят, неуверенных в себе, вовлекать в работу максимальное число учащихся. Преимуществ  использования интерактивной доски много, ведь у нее огромные возможности. Визуальный ресурс урока идет с минимальными затратами времени, происходит классификация и систематизация учебного материала,  изучение его на повышенном уровне, урок выходит за рамки школьной программы, упрощается объяснение новых тем, улучшается наглядность, повышается мотивация учащихся к обучению.

Доска предоставляет мне следующие возможности:

-  работать с «конспектом» занятия, как на традиционной доске;

 запускать на компьютере различные приложения и полностью управлять ими с поверхности доски;

- работать  с  видеоматериалами (включая имеющиеся в памяти доски);

- наносить комментарии  поверх отображаемых на доске материалов (при этом все сделанные записи сохраняются в памяти компьютера и возможно возвращаться к интересующему месту в конспекте необходимое количество раз);

- изменять и дополнять подготовленные заранее материалы по ходу урока.

При создании урока на интерактивной доске я придерживаюсь следующего алгоритма:

 –заранее определяю место урока в тематическом планировании;

 –определяю цели, задачи и тип урока;

 –продумываю этапы, на которых будут необходимы инструменты интерактивной доски;

–заранее готовлю учащихся к восприятию такого урока;

–подбираю электронную информацию;

–конструирую свой урок на их основе или создаю его самостоятельно;

 –обязательно использую рефлексию урока.

Из результатов анкетирования, проводимого мною в 3 классе, можно сделать вывод о том, что именно интерактивность (взаимодействие)  повышает познавательную и творческую активность учащихся на уроке.

Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития ребёнка. Однако, не факт, что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть всем «легко и счастливо».

Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы многие испытали и осознали притягательные стороны процесса обучения и уверенно могли преодолеть встречающиеся  трудности.


 

Комментарии

Абанина Диана Петровна

Спасибо. Интересно.

Маратканов Сергей Михайлович

Ольга Евгеньевна, сколько компьютеров в Вашем кабинете?