Пропуск, замена и искажение букв в письменных работах по русскому языку в начальной школе. Пути решения проблемы.
Ни для кого не секрет, что при проверке письменных работ по русскому языку, одной из самых распространенных ошибок у обучающихся является пропуск, замена и искажение букв. Причин возникновения подобных ошибок много, но наиболее значимые, на мой взгляд, это: неустойчивое внимание, недостаточное развитие орфографической зоркости и дефект речи. Каждый педагог ищет свои пути решения данной проблемы. Я хочу поделиться своими наработками. Предлагаю примерный набор заданий:
- Восстанови слова, добавив гласные:
кмд, двн, ктнк и т. д.
Поставь ударение, подчеркни изученные орфограммы.
- Разгадай анаграммы:
натамок (комната), торкашка (картошка), зиркона (корзина) и т. д.
Подчеркни изученные орфограммы, составь с одним из слов предложение.
- Какие слова спрятались в словах?
молоко, бумага, вдруг и т. д.
Подчеркни встретившиеся орфограммы.
- Прочитай и узнай скороговорку – перевертыш:
укшус аласос и ессош оп ашас алш (шла саша по шоссе и сосала сушку)
Подчеркни встретившиеся орфограммы.
- Чем отличаются записанные слова?
машина – малина – Марина
Составь и запиши предложения; подчеркни встретившиеся орфограммы.
- Письмо по памяти с предварительным орфографическим проговариванием заучиваемого текста.
- Работа с группами слов.
Набираются слова с различными видами орфограмм, в которых ученики чаще всего допускают ошибки. Таких комплектов может быть 10 по 10 слов в каждом. Работа с комплектами слов ведется на протяжении всего учебного года.
№1: мороз, трескучий, зима, снежки, вьюга, холодная, ребята, коньки, весело, катаются.
№2: большой, тропинка, чудесный, друзья, праздник, глушь, насорил, тишина, шел, лес.
№3: весна, деревья, солнце, выглянет, лужи, в апреле, зазеленели, легкие, прилетели, облака.
Каждое слово проговаривается четко хором орфографически правильно. После этого ученики отвечают на вопросы:
- Назовите слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Как их проверить?
- Есть ли в данной группе слова с проверяемыми парными согласными в корне? А с непроизносимыми согласными? Объясните их правописание.
- Встретились ли вам слова с непроверяемыми написаниями? Назовите их.
- Написание, каких слов расходится с их произношением?
- Какие известные вам орфограммы мы еще не назвали в данных словах?
Затем обучающиеся читают все слова группы еще раз и пишут их по памяти, подчеркивая орфограммы. По завершении работы проводится проверка по образцу. В качестве разнообразия видов работ можно предложить учащимся не просто записать предложенные слова по памяти, а составить с ними небольшой рассказ.
- Разнообразные виды списывания:
- списать, подчеркнуть изученные орфограммы;
- предложить 2 текста, один с орфографическими ошибками, другой – без. По образцу нужно исправить ошибки в неверном варианте текста;
- предложить текст с допущенными орфографическими ошибками, его нужно списать, исправляя ошибки;
- списать текст, вставить пропущенные буквы, объяснить их правописание;
- Зрительно – слуховой диктант:
Орфограммы разбираются коллективно, после чего текст записывается под диктовку, где обучающиеся оставляют пробелы на месте сомнительного написания букв, завершается работа с текстом взаимопроверкой по образцу.
Буду рада, если, Вы, уважаемые коллеги, поделитесь своими наработками по решению данной проблемы.
Комментарии
Уважаемая, Любовь
Уважаемая, Любовь Владимировна! Вы подняли по-настоящему острый вопрос! Я тоже постоянно нахожусь в творческом поиске по решению данной проблемы (на своей странице я указала задания и игровые ситуации, используемые мною в урочной и внеурочной деятельности). С огромным удовольствием буду использовать в работе Ваши находки! Приглашаю Вас на свою страничку. Может быть найдете что-либо интересное для себя)))))