Как собрать портфолио учителя.
Предварительный просмотр:
Раздел I. «Общие сведения о преподавателе»
личные данные Примерные разделы портфолио
Раздел I. «Общие сведения о преподавателе». Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога:
- фамилия, имя, отчество, год рождения;
- копии документов об образовании (что и когда окончил, полученная специальность, квалификация по диплому);
- трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;
- копии документов, подтверждающих повышение квалификации, наличие ученых и почетных званий и степеней;
- копии документов о наиболее значимых правительственных наградах, грамоты, благодарственные письма;
- копии дипломов различных конкурсов;
- другие документы по усмотрению аттестуемого.
Раздел II. «Научно-методическая деятельность». В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:
- материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
- материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым используемых образовательных технологий;
- материалы, содержащие обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
- использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т.п.;
- работа в методическом объединении, сотрудничество с методическим центром, МИОО, ВУЗами и другими учреждениями;
- участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; участие в методических и предметных неделях;
- организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т.п.;
- проведение научных исследований; разработка авторских программ;
- написание рукописи кандидатской или докторской диссертации; подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи;
- сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с
записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии,
КВНы, брейн-ринги и т.п.);
- программы кружков и факультативов;
- список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
- другие документы.
Раздел III. «Результаты педагогической деятельности». В раздел помещаются: материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
- сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года
на основании:
- контрольных срезов знаний;
- участия воспитанников в школьных и окружных олимпиадах, конкурсах;
- результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; наличие
медалистов; - поступление в вузы по специальности;
- победители олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
- и т.п.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого преподавателя за определенный период.
- Раздел IV. «Учебно-материальная база». В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии). Раздел содержит документы:
- список словарей и другой справочной литературы по предмету;
- список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
- наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
- наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы
виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.); - аудио и видеопособия;
- наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;
- измерители качества обученности учащихся;
- другие документы по желанию преподавателя.
Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение во введении (пояснительной записке). В ней необходимо пояснить, какие материалы включены в портфолио, и обосновать, что именно эти материалы являются свидетельствами профессионализма аттестуемого. При этом важно, чтобы обоснование выстраивалось относительно требований к заявленной педагогом квалификационной категории (см. выше). Помещение в портфолио не обоснованных педагогом материалов снижает ценность свидетельства профессионализма аттестуемого.
Объем введения (пояснительной записки) – 3 - 6 страниц, (шрифт Times New Roman, кегль 12, междустрочный интервал полуторный).
При оформлении портфолио следует учитывать основные требования. Так, обязательно наличие титульного листа, четко сформулированного оглавления (с наименованиями материалов, номерами страниц). Например:
Оглавление
- 3
- копия диплома об образовании 4
- копия удостоверения о повышении квалификации
- копия удостоверения к медали
- копия диплома кандидата педагогических наук
- копии Почетных грамот
- и т.д.
Общий объем материалов портфолио должен быть не менее 30 и не более 70 страниц формата А-4. Художественное оформление портфолио не оценивается.
Портфолио представляется аттестуемым в аттестационную комиссию не позднее чем за 2 недели до квалификационного испытания.
С содержанием портфолио должны ознакомиться заранее не менее двух членов экспертной группы. Они рассматривают представленные материалы и пишут рецензию. В рецензии указывается:
- соответствие представленного материала требованиям на заявленную квалификационную категорию;
- полнота раскрытия профессиональных достижений и эффективности педагогической деятельности аттестуемого;
- положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности;
- общая оценка работы;
- другие позиции по усмотрению рецензента.
Для презентации методического портфолио, основная цель которой – в короткое время представить результаты проделанной работы за определенный период - аттестуемому отводится 10-25 минут. В ходе презентации аттестуемый должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетентности.
Члены экспертной группы могут задать вопросы по существу представленных в портфолио материалов (не более 5-7). Аттестуемый отвечает на вопросы, иллюстрируя свой ответ (при необходимости) материалами из портфолио. Ответы на вопросы должны быть краткими и касаться только существа заданного вопроса.
Обсуждение результатов защиты портфолио проводится на закрытом заседании экспертной группы без присутствия аттестуемого. В ходе заседания обсуждаются представленные аттестуемым материалы, и определяется степень их соответствия заявленной квалификационной категории.
Оценка представленного аттестуемым портфолио производится экспертами в соответствии с требованиями, предъявляемыми к заявленной квалификационной категории, бинарным способом («+» или «-»).
Считается, что педагог успешно выдержал квалификационные испытания, если представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что:
1) преподаватель:
- ведет активную работу в методическом объединении;
- использует на уроках различные методы и формы работы;
- учитывает при взаимодействии с учащимися их индивидуальные особенности;
- знает современные технологии обучения и методы диагностики уровня интеллектуального и личностного развития учащихся;
2) познавательная активность учащихся высокая, студенты показывают устойчивые положительные результаты по итогам проверки уровня обученности, принимают участие в областных олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах и т.п.;
3) внеклассная работа по предмету проводится постоянно;
4) учебно-методическое и техническое оснащение кабинета соответствует современным требованиям и постоянно совершенствуется.
При экспертизе портфолио обращается внимание на наиболее интересные по тематике и проблематике формы работы, а также оценивается степень участия в них аттестуемого (активно: автор, выступающий, консультант; пассивно: слушатель, наблюдатель).
При проведении экспертизы инновационной и экспериментальной деятельности аттестуемого указывается, использованы ли результаты его работы в деятельности ОУ, на уровне города, области. Если есть отзывы о работе, то какие и от кого получены.
При наличии публикаций оценивается их актуальность, степень научной новизны, практическая направленность и использование в практике ОУ, города и республики.
Выводы и рекомендации членов экспертной группы, определяющие степень реализации педагогом своих профессиональных интересов, возможности и способности к дальнейшему развитию, доводятся до аттестуемого.