Проектная деятельность в начальных классах

Семенчук Наталья Владимировна

Из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            МКОУ Бетлицкая СОШ

                      Куйбышевского района, Калужской области

 

           

                    ТВОРЧЕСКИЙ   ОТЧЕТ

на тему:

«Проектная деятельность в начальной школе»

Автор работы:

Семенчук Наталья Владимировна,

учитель начальных классов

МКОУ Бетлицкая СОШ

2012 г

                                     

                                                   Содержание:

1. Актуальность темы  …………………………………………………………….   3

2. Направления работы с младшими школьниками.

2.1.  Проектно-исследовательская деятельность младших школьников …  3

2.2.  Цель и задачи  …………………………………………………………..   5

2.3. Группа навыков и умений, приобретаемых в процессе проектной

 деятельности  ……………………………………………………………….   5

2.4. Виды проектов  …………………………………………………………   6

2.5.  Этапы работы над проектом  …………………………………………    7

2.6.  Формы продуктов проектов. Формы презентаций  …………………   9

3. Результативность использования проектно – исследовательской

 деятельности.  Из опыта работы  ………………………………………………..   10

 4.   Заключение  …………………………………………………………………..   16  

Литература  ……………………………………………………………………….   17

1. Актуальность темы:

Работая над темой по самообразованию «Технология метода проектов как прием формирования коммуникативных навыков», решила сама освоить эту интересную и эффективную технологию. Поэтому тему для творческого отчета выбрала «Проектная деятельность в начальной школе».

Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.  Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Главное для меня – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.

Я считаю, что проектная  деятельность младших школьников – это, прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Возраст учеников начальной школы накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
       
 Таким образом, актуальность моей темы определяется социальным заказом на творческую, самостоятельную личность; потребностью современной школы в разработке педагогической технологии развития умений проектной  деятельности у младших школьников.

2. Направления работы с младшими школьниками.

2.1.  Проектно-исследовательская деятельность младших школьников.

 Дети - прирожденные исследователи. Только нужно по- настоящему увлечь их. Я предоставляю возможность детям самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их в нужное направление. Стараюсь создать благоприятные условия для развития творческой личности.

В моей работе  ежедневно возникают вопросы:

 -Как заинтересовать ребенка учебным материалом?

 -Как интересно и доступно донести до учащихся новый материал?

 -Как создать ситуацию успеха и веру в их силы?

 Один из путей - включение учащихся в творческую, поисковую и исследовательскую деятельность. Стремлюсь строить обучение так, чтоб успеха добился каждый в меру способностей и возможностей.

Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы.

Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем.

 В проектной и исследовательской деятельности детей развиваются важнейшие обще-урочные, познавательные умения и навыки.

Решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно. Необходим поиск способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов.

 Проектная деятельность младших школьников способствует:

- обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

- развитию творческих способностей и активности учащихся;

- адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

- формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Учащиеся видят реальное применение своих знаний, у них появляется чувство ответственности перед товарищами. Развивается, помимо логики и мышления, культура речи. Интересно и то, что в проекты вовлекаются и родители, что тоже немаловажно. Они проявляют заинтересованность, помогают советом, информацией, участвуют на разных  этапах проектной деятельности.

2.2. Цель и задачи.

В результате возникла цель моей работы:

развитие самостоятельности, творческой активности и познавательных способностей младших школьников; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, умения переносить полученные знания на нестандартные жизненные ситуации и решать их.

В связи с поставленной целью возникают следующие задачи:

1. Изучить всю доступную информацию по проектной деятельности учащихся.

2. Мотивировать учащихся на работу над проектом, объяснить преимущество этого рода деятельности.

3. Внедрить проектную деятельность в классно-урочную и внеурочную деятельность без ущерба для освоения программы.

4. Формировать у детей умения сотрудничать друг с другом, вырабатывать общую стратегию решения задач, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь.

5. Отслеживать результаты влияния проектной деятельности учащихся на усвоение ими содержания образования.

Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни.

В основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Проблему берем из реальной жизни, знакомую и значимую для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

2.3. Группа навыков и умений, приобретаемых в процессе проектной деятельности:

-интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться в информации, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой информации, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами);

 -творческие (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);

 -коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение излагать свою мысль);

-методологические (умение работать в библиотеках, на компьютерах, в телекоммуникационных сетях).    

 Названные умения и навыки должны быть взаимосвязаны и способны дополнять друг друга.

2.4.  Виды проектов.

В начальной школе можно выделить следующие виды проектов:

-по доминирующей в проекте деятельности:

Исследовательские (по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.)

Информационные (направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы)

 практико-ориентированные (нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, района) Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

 ролево-игровые (Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, дети берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации )

творческие (предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.)

- по количеству учащихся:  индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

-по месту проведения:  урочные, внеурочные;

-по теме:  монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.

- по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные.

2.5.  Этапы работы над проектом:

Проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.

                          Основными этапами проектной деятельности являются:

1. Поисковый

- определение темы проекта;

- поиск и анализ проблемы;

- постановка цели проекта.

2. Аналитический

- анализ имеющейся информации;

- сбор и изучение информации;

- Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.

- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;

- анализ ресурсов.

3. Практический

- выполнение запланированных технологических операций;

- текущий контроль качества;

- внесение (при необходимости) изменений.

4. Презентационный

- подготовка презентационных материалов;

- презентация проекта;

- изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).

5. Контрольный

- анализ результатов выполнения проекта;

- оценка качества выполнения проекта.

 Исследовательская деятельность:

Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

Постановка цели и конкретных задач исследования.

Определение объекта и предмета исследования.

Выдвижение гипотезы.

Выбор метода (методики) проведения исследования.

Описание процесса исследования.

Обсуждение результатов исследования.

Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

В организацию исследования входят следующие действия обучающихся:

- подумает самостоятельно о том, что об этом известно, какие суждения можно высказать по этому поводу, какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования;

- смотрит книги по теме и записывает важную информацию;

- спрашивает у взрослых и записывает интересную информацию;

- смотрит телематериалы и записывает то, что узнал из фильмов;

- используя Интернет, записывает сведения, полученные с помощью компьютера;

- записывает необычные факты, полученные с помощью наблюдений;

 - участвует в командной работе;

-  оценивает информацию участников проекта, предложенные идеи с позиций ее полезности для проекта. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.

- проводит эксперимент и записывает план и результаты.

На всех этапах работы над проектом я  выступаю как помощник, направляю деятельность учащихся. При этом моя роль такова:

- консультирую по разным вопросам;

-  моделирую  различные ситуации;

- создаю ситуацию выбора и свободы самоопределения;

- провоцирую вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности;

- наблюдаю, какой психолого-педагогический эффект имеет проект – формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы:

- выбирает (принимает решения). Выбор должен закрепиться в сознании

ученика как процесс принятия на себя ответственности.

- участвует в командной работе;

- оценивает информацию участников проекта, предложенные идеи с позиций ее полезности для проекта. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.

Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, работать со справочниками, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на компьютере и др.

Приступая к проектированию учитываю, что большинство детей еще не имеют постоянных увлечений. Поэтому, если тема уже выбрана, приступаем к ее выполнению немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Темы проектов связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство,  интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.

Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться.

2.6.  Формы продуктов проектов. Формы презентаций.

Перечень возможных форм продуктов:

  1. видеофильм
  2. выставка
  3. газета, журнал
  4. игра
  5. постановка
  6. коллекция
  7. мультимедийный продукт
  8. справочник
  9. макет
  10. наглядные пособия, плакат,

Прежде чем выбрать форму представления результатов, определяем, сколько времени потребуется на подготовку.

Перечень возможных форм презентаций:

  1. демонстрация готового продукта
  2. праздник
  3. выставка
  4. спектакль
  5. реклама

При обсуждении с учащимися итогов работы над проектом ученики в основном высказывают свои впечатления и называют трудности, с которыми столкнулись.

Каждый участник проекта заполняет отчет.

Проектная деятельность является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Организация проектной деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность. Особую роль в этом возрасте  играют групповые проекты.

3. Результативность использования проектно – исследовательской деятельности в учебном процессе.

Метод проектного обучения помогает мне решать многие воспитательные задачи и развивать личностные качества: деловитость, предприимчивость, ответственность. Проектная деятельность учащихся позволяет реализовывать их интересы и способности, приучает к ответственности за результат своего труда. Формирует убеждение, что результат дела зависит от личного вклада каждого.

Мои ученики верят в себя и свои способности, учатся свободно и критично мыслить. Необходимо помогать детям, видеть смысл их творческой деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

 Я поощряю творческие находки ребёнка, стремление к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять творческие идеи учащихся, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, проверить себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки.  Исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, достичь какой – то цели. Следовательно, никто другой, так как он, не сможет почувствовать и оценить свой труд.  У детей виден интерес к познанию всего, что их окружает. Родители стали частыми гостями в классе. Детям нравится перед ними выступать, защищать свои исследовательские работы и проекты. Дети видят, какой результат приносит их совместный труд, как гордятся ими родители.

В своей педагогической практике я чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от темы. Инициатива учащихся при выборе темы  ограничивается на первых порах рамками школьного курса и  моими возможностями, так как я   изначально выступаю в  роли научного руководителя проекта.

Поскольку для меня три года назад организация проектов было делом новым, то, изучив методику проведения проектов, я попробовала разработать и провести с детьми ряд проектов.

На уроках технологии в 3 классе мы работали над творческим проектом «Домик для Анечки». Работа над проектом началась с предложения детей сделать подарок первоклассникам в ГПД. Дети решили изготовить своими руками мебель и расставить ее в домике для игры с куклой. Проект приобрёл большую значимость в глазах учеников. Ребятам важно, что их труд не пропадёт даром, а работа по изготовлению мебели доставит удовольствие малышам.  В течение двух лет малыши играют, бережно относясь к изделиям. Похожей работой увлеклись ребята из других классов начальной школы.

               Среди проектов, вызвавших у учащихся познавательный интерес можно назвать исследовательскую работу “Деревья весной”. Объектом внимания стали деревья. Детей заинтересовало, на  каких деревьях раньше других появляются листочки и почему? Ответ на этот вопрос – цель этого проекта.  Чтобы найти ответ на этот вопрос, учащиеся начали свои наблюдения. В класс принесли веточки разных деревьев, поставили в воду. Результаты своих наблюдений учащиеся фиксировали в дневнике наблюдений. Так же фиксировали изменения происходящие у деревьев, с которых были срезаны веточки. Кроме этого искали сведения о деревьях из дополнительной литературы. В результате эксперимента, дети установили, что ива первой встречает весну, опережая все остальные деревья. Листьев у нее ещё нет, а на голых веточках виднеется множество желтых пушистых комочков. Из сделанных наблюдений установили, что вслед за ивой  появляются многочисленные серёжки на веточках осины. Вначале они короткие, плотные, как комки. Затем удлиняются, повисают и становятся похожими на толстых волосатых гусениц. В процессе наших наблюдений, дети сделали для себя маленькое открытие. Веточки ивы и вербы пустили корни. Поступило предложение посадить эти веточки с корешками на школьном дворе.

Другим  долгосрочным проектом стал исследовательский проект  «Образ Бабы Яги в русских народных сказках». Работу над темой мы начали на уроке внеклассного чтения, где мы познакомились с русскими народными сказками с участием Бабы Яги. Между детьми разгорелся спор: одни утверждали, что Баба Яга злая, другие - что добрая. Решили проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности. В ходе исследования дети встретились с разными проявлениями  Бабы Яги: Яга – похитительница, Яга – дарительница, Яга – воительница. Желая разгадать тайны, обратились к толковым словарям, из которых узнали интересное толкование имени Бабы Яги. Изучая литературу, дети узнали о древних обычаях и обрядах. Самым интересным этапом работы стал опрос учащихся начальных классов. Дети из других классов с удовольствием отвечали на вопросы. Например: какой характер Бабы Яги, кто ее окружает, чем она занимается, как выглядит и др. все ответы учащиеся заносили в сводную таблицу. В процессе совместного обсуждения результатов проекта мы подошли к выводам, что Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж, образ древней богини, повелевающей временем, огнем, воздухом, лесом, жизнью и смертью, судьбой. Результаты проекта были оформлены в форме плаката.

Презентация проекта прошла в форме театрализованного представления. Приглашены родители учащихся. Названы победители конкурса рисунков «Новая избушка для Бабы Яги» и конкурса поделок «Ступа с Бабой Ягой».

              В этом году с четвероклассниками мы организовали выпуск ежемесячной газеты класса. Издание газеты «Классный вестник» - это информационный проект. Дети сами создают тексты, рисунки, фотографии, кроссворды, которые мы и публикуем. Наша газета занимает двенадцать печатных страниц. Учащиеся обсуждают содержание номеров газеты, предлагаемые публикации, готовят статьи, рисунки, фотографии в газету, работают над её оформлением. Этот проект увлекает, развивает, сплачивает детей. Выпуск газеты - это идеи, это творчество. Газета может:

- сообщать новости, которые происходят в классе, школе и за ее пределами;

- рассказывать о том хорошем, что есть в школе и классе;

- выявлять недостатки с целью их устранения;

- обсуждать волнующие проблемы;

- рассказывать о достижениях;

- быть средством отдыха и развлечений;

- пропагандировать литературное творчество;

- расширять кругозор учащихся, пробуждать интерес  к новым знаниям.

Дети знакомятся с профессиями людей, которые выпускают газеты. У нас есть свои редакторы, редакционный совет, корреспонденты, художники, фотограф. Учатся самостоятельно находить и отбирать информацию, учатся планировать содержание деятельности,  время,  вести  интервью.

        Особенно интересным для родителей стал информационный проект «Заповедная земля России». Проект направлен на расширение и углубление знаний о заповедниках, особо охраняемых территориях России. Ежегодно, в апреле весь мир отмечает День Земли. В эти дни Национальные Парки и заповедники проводят различные акции в поддержку природы. Целью проекта было: узнать историю создания заповедника; познакомятся с его географическими особенностями; разнообразием флоры и фауны; проанализировать эффективность деятельности заповедника. Подготовленную информацию учащиеся представили в форме книжки – раскладушки. Доступную информацию дети почерпнули из различных справочников и детских энциклопедий. Детские справочники и энциклопедии являются хорошим источником знаний для ребят в процессе работы над проектом. В каждой паре в течение нескольких дней шёл сбор информации, а я в индивидуальном порядке работала с каждой по мере необходимости. Всю собранную информацию дети анализируют и определяют главное и второстепенное, дают определение основным понятиям, отбирают наиболее интересные и неожиданные факты и данные. Презентация  получилась очень насыщенной и увлекательной. Родители с огромным интересом слушали выступления  каждой группы. Каждый докладчик не просто рассказал о том, что он узнал, но и постарался передать эти сведения одноклассникам.

Прекрасная природа Великой России достойна того, чтобы ее охраняли. Именно поэтому и функционируют в стране многочисленные заповедники, в которых охраняются не только животные и растения из Красной книги, но и уникальные природные объекты, которые можно по праву назвать ценностью всего человечества.

На уроках ознакомления с окружающим миром, мы встречаемся с темами экологической направленности. Во втором классе, дети работали над проектом ««Жалобная книга» природы». В процессе работы над проектом хорошо развиваются творческие способности и мышление. Учащиеся обсуждали проблемы: на что жалуется природа? Кому приходится плохо? Кто страдает от необдуманных действий человека? проект дает возможность определить готовность учащихся начальных классов помогать природе, заботиться о ней. Воспитывает любовь к родному краю. Развивает интерес к познанию окружающего мира, чувство сострадания, сопереживания к представителям растительного мира; развивает творческие способности и фантазию. Работа над проектом проходила в несколько этапов:

1. Обсуждение проблемы: на что жалуется природа? Кто страдает от необдуманных действий человека?

2. Сочинения от лица природы: птиц, леса, луга, зверей, березы, речки и т.д.

3. Создание иллюстраций к своим сочинениям.

4. Издание «Жалобной книги» природы.

Выводом проекта стали  слова:

 "Я сорвал цветок - и он увял,

Я поймал мотылька -

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться

К красоте можно только сердцем".

Продолжая экологическую тему на окружающем мире, было предложено собрать информацию о растениях и животных занесенных в Красную книгу. Решили издать справочник, которым можно пользоваться не только самим, но и ученикам из других классов.

В течение года мы участвовали в школьном проекте «В дружбе сила». В рамках данного проекта с детьми был проведен цикл занятий «Монолог о дружбе»; «Друзья познаются в беде» - сказка; тест-анкета для  учащихся; «Секрет дружбы»; презентация «Пожелания друзьям».

Эта работа проходила на кружках, в группе продлённого дня, когда мы ходили на беседы в библиотеку. В процессе работы над проектом раскрывались понятия: дружба, взаимное уважение, доброта, такт и деликатность, взаимопомощь, толерантность. В процессе занятий формируется понятие уступчивости как признака силы (а не слабости), чувства собственного достоинства, воспитанности, хорошего характера, как формы поведения в коллективе, в семье, кругу друзей. Результатом проекта стало формирование духовно-нравственных позиций: умение различать красоту истинную и искусственную, дружбу настоящую и фальшивую; пользоваться контактными этикетными формулами: совет, извинение, согласие, одобрение. В конце учебного года учащиеся предложили создать презентацию для публикации в социальных сетях. Группа учащихся в программе Windows Movie Maker создала презентацию  «Пожелания друзьям».

 4.   Заключение.

          Опыт организации проектной деятельности указывает на преимущества применения проектного метода в образовательном и воспитательном процессе:

1. Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся.

Успешные, способные учащиеся при выполнении проектов могут проявить свои познавательные и творческие способности. Таким детям требуется помощь только в виде консультирования.

         Проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом, заинтересовавшись какой-то проблемой, и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях, часто повышают самооценку, приобретают уверенность в своих силах, на деле почувствовав себя нужными и значимыми.

2.   Работа над проектами стимулирует познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам,  сплачивает коллектив.

Главный результат – не просто подготовленное ребёнком сообщение, составленная яркая презентация или даже склеенная из бумаги мебель. Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения. Организуя проектную деятельность младших школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин.  Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт самостоятельность детей в проведении исследований, в основании проблем, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в проектную  деятельность способствует формированию у  учащихся обще - учебных умений и навыков.

Это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни.

Метод проектов – это одна из возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Метод проектов открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

         Таким образом, благодаря использованию проектной деятельности, повышается  уровень творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Если с раннего возраста детей включать в проектную деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.

Литература:

Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.

Господникова М. К. и др.  Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2012.

Ермолаева А. А.  Моделирование на уроках в начальной школе: модели, практические задания, проектная деятельность. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009.

Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.

Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников – Волгоград: Учитель, 2011.