Проектная деятельность в начальных классах
Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_otchet_proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole_semenchuk_n._v.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Бетлицкая СОШ
Куйбышевского района, Калужской области
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
на тему:
«Проектная деятельность в начальной школе»
Автор работы:
Семенчук Наталья Владимировна,
учитель начальных классов
МКОУ Бетлицкая СОШ
2012 г
Содержание:
1. Актуальность темы ……………………………………………………………. 3
2. Направления работы с младшими школьниками.
2.1. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников … 3
2.2. Цель и задачи ………………………………………………………….. 5
2.3. Группа навыков и умений, приобретаемых в процессе проектной
деятельности ………………………………………………………………. 5
2.4. Виды проектов ………………………………………………………… 6
2.5. Этапы работы над проектом ………………………………………… 7
2.6. Формы продуктов проектов. Формы презентаций ………………… 9
3. Результативность использования проектно – исследовательской
деятельности. Из опыта работы ……………………………………………….. 10
4. Заключение ………………………………………………………………….. 16
Литература ………………………………………………………………………. 17
1. Актуальность темы:
Работая над темой по самообразованию «Технология метода проектов как прием формирования коммуникативных навыков», решила сама освоить эту интересную и эффективную технологию. Поэтому тему для творческого отчета выбрала «Проектная деятельность в начальной школе».
Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Главное для меня – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.
Я считаю, что проектная деятельность младших школьников – это, прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Возраст учеников начальной школы накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
Таким образом, актуальность моей темы определяется социальным заказом на творческую, самостоятельную личность; потребностью современной школы в разработке педагогической технологии развития умений проектной деятельности у младших школьников.
2. Направления работы с младшими школьниками.
2.1. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников.
Дети - прирожденные исследователи. Только нужно по- настоящему увлечь их. Я предоставляю возможность детям самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их в нужное направление. Стараюсь создать благоприятные условия для развития творческой личности.
В моей работе ежедневно возникают вопросы:
-Как заинтересовать ребенка учебным материалом?
-Как интересно и доступно донести до учащихся новый материал?
-Как создать ситуацию успеха и веру в их силы?
Один из путей - включение учащихся в творческую, поисковую и исследовательскую деятельность. Стремлюсь строить обучение так, чтоб успеха добился каждый в меру способностей и возможностей.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы.
Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем.
В проектной и исследовательской деятельности детей развиваются важнейшие обще-урочные, познавательные умения и навыки.
Решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно. Необходим поиск способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов.
Проектная деятельность младших школьников способствует:
- обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
- развитию творческих способностей и активности учащихся;
- адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
- формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Учащиеся видят реальное применение своих знаний, у них появляется чувство ответственности перед товарищами. Развивается, помимо логики и мышления, культура речи. Интересно и то, что в проекты вовлекаются и родители, что тоже немаловажно. Они проявляют заинтересованность, помогают советом, информацией, участвуют на разных этапах проектной деятельности.
2.2. Цель и задачи.
В результате возникла цель моей работы:
развитие самостоятельности, творческой активности и познавательных способностей младших школьников; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, умения переносить полученные знания на нестандартные жизненные ситуации и решать их.
В связи с поставленной целью возникают следующие задачи:
1. Изучить всю доступную информацию по проектной деятельности учащихся.
2. Мотивировать учащихся на работу над проектом, объяснить преимущество этого рода деятельности.
3. Внедрить проектную деятельность в классно-урочную и внеурочную деятельность без ущерба для освоения программы.
4. Формировать у детей умения сотрудничать друг с другом, вырабатывать общую стратегию решения задач, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь.
5. Отслеживать результаты влияния проектной деятельности учащихся на усвоение ими содержания образования.
Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни.
В основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Проблему берем из реальной жизни, знакомую и значимую для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
2.3. Группа навыков и умений, приобретаемых в процессе проектной деятельности:
-интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться в информации, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой информации, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами);
-творческие (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);
-коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение излагать свою мысль);
-методологические (умение работать в библиотеках, на компьютерах, в телекоммуникационных сетях).
Названные умения и навыки должны быть взаимосвязаны и способны дополнять друг друга.
2.4. Виды проектов.
В начальной школе можно выделить следующие виды проектов:
-по доминирующей в проекте деятельности:
Исследовательские (по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.)
Информационные (направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы)
практико-ориентированные (нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, района) Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
ролево-игровые (Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, дети берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации )
творческие (предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.)
- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
-по месту проведения: урочные, внеурочные;
-по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.
- по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные.
2.5. Этапы работы над проектом:
Проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.
Основными этапами проектной деятельности являются:
1. Поисковый
- определение темы проекта;
- поиск и анализ проблемы;
- постановка цели проекта.
2. Аналитический
- анализ имеющейся информации;
- сбор и изучение информации;
- Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.
- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;
- анализ ресурсов.
3. Практический
- выполнение запланированных технологических операций;
- текущий контроль качества;
- внесение (при необходимости) изменений.
4. Презентационный
- подготовка презентационных материалов;
- презентация проекта;
- изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).
5. Контрольный
- анализ результатов выполнения проекта;
- оценка качества выполнения проекта.
Исследовательская деятельность:
Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
Постановка цели и конкретных задач исследования.
Определение объекта и предмета исследования.
Выдвижение гипотезы.
Выбор метода (методики) проведения исследования.
Описание процесса исследования.
Обсуждение результатов исследования.
Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
В организацию исследования входят следующие действия обучающихся:
- подумает самостоятельно о том, что об этом известно, какие суждения можно высказать по этому поводу, какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования;
- смотрит книги по теме и записывает важную информацию;
- спрашивает у взрослых и записывает интересную информацию;
- смотрит телематериалы и записывает то, что узнал из фильмов;
- используя Интернет, записывает сведения, полученные с помощью компьютера;
- записывает необычные факты, полученные с помощью наблюдений;
- участвует в командной работе;
- оценивает информацию участников проекта, предложенные идеи с позиций ее полезности для проекта. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.
- проводит эксперимент и записывает план и результаты.
На всех этапах работы над проектом я выступаю как помощник, направляю деятельность учащихся. При этом моя роль такова:
- консультирую по разным вопросам;
- моделирую различные ситуации;
- создаю ситуацию выбора и свободы самоопределения;
- провоцирую вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности;
- наблюдаю, какой психолого-педагогический эффект имеет проект – формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы:
- выбирает (принимает решения). Выбор должен закрепиться в сознании
ученика как процесс принятия на себя ответственности.
- участвует в командной работе;
- оценивает информацию участников проекта, предложенные идеи с позиций ее полезности для проекта. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.
Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, работать со справочниками, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на компьютере и др.
Приступая к проектированию учитываю, что большинство детей еще не имеют постоянных увлечений. Поэтому, если тема уже выбрана, приступаем к ее выполнению немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Темы проектов связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.
Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться.
2.6. Формы продуктов проектов. Формы презентаций.
Перечень возможных форм продуктов:
- видеофильм
- выставка
- газета, журнал
- игра
- постановка
- коллекция
- мультимедийный продукт
- справочник
- макет
- наглядные пособия, плакат,
Прежде чем выбрать форму представления результатов, определяем, сколько времени потребуется на подготовку.
Перечень возможных форм презентаций:
- демонстрация готового продукта
- праздник
- выставка
- спектакль
- реклама
При обсуждении с учащимися итогов работы над проектом ученики в основном высказывают свои впечатления и называют трудности, с которыми столкнулись.
Каждый участник проекта заполняет отчет.
Проектная деятельность является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Организация проектной деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность. Особую роль в этом возрасте играют групповые проекты.
3. Результативность использования проектно – исследовательской деятельности в учебном процессе.
Метод проектного обучения помогает мне решать многие воспитательные задачи и развивать личностные качества: деловитость, предприимчивость, ответственность. Проектная деятельность учащихся позволяет реализовывать их интересы и способности, приучает к ответственности за результат своего труда. Формирует убеждение, что результат дела зависит от личного вклада каждого.
Мои ученики верят в себя и свои способности, учатся свободно и критично мыслить. Необходимо помогать детям, видеть смысл их творческой деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Я поощряю творческие находки ребёнка, стремление к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять творческие идеи учащихся, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, проверить себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки. Исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, достичь какой – то цели. Следовательно, никто другой, так как он, не сможет почувствовать и оценить свой труд. У детей виден интерес к познанию всего, что их окружает. Родители стали частыми гостями в классе. Детям нравится перед ними выступать, защищать свои исследовательские работы и проекты. Дети видят, какой результат приносит их совместный труд, как гордятся ими родители.
В своей педагогической практике я чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от темы. Инициатива учащихся при выборе темы ограничивается на первых порах рамками школьного курса и моими возможностями, так как я изначально выступаю в роли научного руководителя проекта.
Поскольку для меня три года назад организация проектов было делом новым, то, изучив методику проведения проектов, я попробовала разработать и провести с детьми ряд проектов.
На уроках технологии в 3 классе мы работали над творческим проектом «Домик для Анечки». Работа над проектом началась с предложения детей сделать подарок первоклассникам в ГПД. Дети решили изготовить своими руками мебель и расставить ее в домике для игры с куклой. Проект приобрёл большую значимость в глазах учеников. Ребятам важно, что их труд не пропадёт даром, а работа по изготовлению мебели доставит удовольствие малышам. В течение двух лет малыши играют, бережно относясь к изделиям. Похожей работой увлеклись ребята из других классов начальной школы.
Среди проектов, вызвавших у учащихся познавательный интерес можно назвать исследовательскую работу “Деревья весной”. Объектом внимания стали деревья. Детей заинтересовало, на каких деревьях раньше других появляются листочки и почему? Ответ на этот вопрос – цель этого проекта. Чтобы найти ответ на этот вопрос, учащиеся начали свои наблюдения. В класс принесли веточки разных деревьев, поставили в воду. Результаты своих наблюдений учащиеся фиксировали в дневнике наблюдений. Так же фиксировали изменения происходящие у деревьев, с которых были срезаны веточки. Кроме этого искали сведения о деревьях из дополнительной литературы. В результате эксперимента, дети установили, что ива первой встречает весну, опережая все остальные деревья. Листьев у нее ещё нет, а на голых веточках виднеется множество желтых пушистых комочков. Из сделанных наблюдений установили, что вслед за ивой появляются многочисленные серёжки на веточках осины. Вначале они короткие, плотные, как комки. Затем удлиняются, повисают и становятся похожими на толстых волосатых гусениц. В процессе наших наблюдений, дети сделали для себя маленькое открытие. Веточки ивы и вербы пустили корни. Поступило предложение посадить эти веточки с корешками на школьном дворе.
Другим долгосрочным проектом стал исследовательский проект «Образ Бабы Яги в русских народных сказках». Работу над темой мы начали на уроке внеклассного чтения, где мы познакомились с русскими народными сказками с участием Бабы Яги. Между детьми разгорелся спор: одни утверждали, что Баба Яга злая, другие - что добрая. Решили проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности. В ходе исследования дети встретились с разными проявлениями Бабы Яги: Яга – похитительница, Яга – дарительница, Яга – воительница. Желая разгадать тайны, обратились к толковым словарям, из которых узнали интересное толкование имени Бабы Яги. Изучая литературу, дети узнали о древних обычаях и обрядах. Самым интересным этапом работы стал опрос учащихся начальных классов. Дети из других классов с удовольствием отвечали на вопросы. Например: какой характер Бабы Яги, кто ее окружает, чем она занимается, как выглядит и др. все ответы учащиеся заносили в сводную таблицу. В процессе совместного обсуждения результатов проекта мы подошли к выводам, что Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж, образ древней богини, повелевающей временем, огнем, воздухом, лесом, жизнью и смертью, судьбой. Результаты проекта были оформлены в форме плаката.
Презентация проекта прошла в форме театрализованного представления. Приглашены родители учащихся. Названы победители конкурса рисунков «Новая избушка для Бабы Яги» и конкурса поделок «Ступа с Бабой Ягой».
В этом году с четвероклассниками мы организовали выпуск ежемесячной газеты класса. Издание газеты «Классный вестник» - это информационный проект. Дети сами создают тексты, рисунки, фотографии, кроссворды, которые мы и публикуем. Наша газета занимает двенадцать печатных страниц. Учащиеся обсуждают содержание номеров газеты, предлагаемые публикации, готовят статьи, рисунки, фотографии в газету, работают над её оформлением. Этот проект увлекает, развивает, сплачивает детей. Выпуск газеты - это идеи, это творчество. Газета может:
- сообщать новости, которые происходят в классе, школе и за ее пределами;
- рассказывать о том хорошем, что есть в школе и классе;
- выявлять недостатки с целью их устранения;
- обсуждать волнующие проблемы;
- рассказывать о достижениях;
- быть средством отдыха и развлечений;
- пропагандировать литературное творчество;
- расширять кругозор учащихся, пробуждать интерес к новым знаниям.
Дети знакомятся с профессиями людей, которые выпускают газеты. У нас есть свои редакторы, редакционный совет, корреспонденты, художники, фотограф. Учатся самостоятельно находить и отбирать информацию, учатся планировать содержание деятельности, время, вести интервью.
Особенно интересным для родителей стал информационный проект «Заповедная земля России». Проект направлен на расширение и углубление знаний о заповедниках, особо охраняемых территориях России. Ежегодно, в апреле весь мир отмечает День Земли. В эти дни Национальные Парки и заповедники проводят различные акции в поддержку природы. Целью проекта было: узнать историю создания заповедника; познакомятся с его географическими особенностями; разнообразием флоры и фауны; проанализировать эффективность деятельности заповедника. Подготовленную информацию учащиеся представили в форме книжки – раскладушки. Доступную информацию дети почерпнули из различных справочников и детских энциклопедий. Детские справочники и энциклопедии являются хорошим источником знаний для ребят в процессе работы над проектом. В каждой паре в течение нескольких дней шёл сбор информации, а я в индивидуальном порядке работала с каждой по мере необходимости. Всю собранную информацию дети анализируют и определяют главное и второстепенное, дают определение основным понятиям, отбирают наиболее интересные и неожиданные факты и данные. Презентация получилась очень насыщенной и увлекательной. Родители с огромным интересом слушали выступления каждой группы. Каждый докладчик не просто рассказал о том, что он узнал, но и постарался передать эти сведения одноклассникам.
Прекрасная природа Великой России достойна того, чтобы ее охраняли. Именно поэтому и функционируют в стране многочисленные заповедники, в которых охраняются не только животные и растения из Красной книги, но и уникальные природные объекты, которые можно по праву назвать ценностью всего человечества.
На уроках ознакомления с окружающим миром, мы встречаемся с темами экологической направленности. Во втором классе, дети работали над проектом ««Жалобная книга» природы». В процессе работы над проектом хорошо развиваются творческие способности и мышление. Учащиеся обсуждали проблемы: на что жалуется природа? Кому приходится плохо? Кто страдает от необдуманных действий человека? проект дает возможность определить готовность учащихся начальных классов помогать природе, заботиться о ней. Воспитывает любовь к родному краю. Развивает интерес к познанию окружающего мира, чувство сострадания, сопереживания к представителям растительного мира; развивает творческие способности и фантазию. Работа над проектом проходила в несколько этапов:
1. Обсуждение проблемы: на что жалуется природа? Кто страдает от необдуманных действий человека?
2. Сочинения от лица природы: птиц, леса, луга, зверей, березы, речки и т.д.
3. Создание иллюстраций к своим сочинениям.
4. Издание «Жалобной книги» природы.
Выводом проекта стали слова:
"Я сорвал цветок - и он увял,
Я поймал мотылька -
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно только сердцем".
Продолжая экологическую тему на окружающем мире, было предложено собрать информацию о растениях и животных занесенных в Красную книгу. Решили издать справочник, которым можно пользоваться не только самим, но и ученикам из других классов.
В течение года мы участвовали в школьном проекте «В дружбе сила». В рамках данного проекта с детьми был проведен цикл занятий «Монолог о дружбе»; «Друзья познаются в беде» - сказка; тест-анкета для учащихся; «Секрет дружбы»; презентация «Пожелания друзьям».
Эта работа проходила на кружках, в группе продлённого дня, когда мы ходили на беседы в библиотеку. В процессе работы над проектом раскрывались понятия: дружба, взаимное уважение, доброта, такт и деликатность, взаимопомощь, толерантность. В процессе занятий формируется понятие уступчивости как признака силы (а не слабости), чувства собственного достоинства, воспитанности, хорошего характера, как формы поведения в коллективе, в семье, кругу друзей. Результатом проекта стало формирование духовно-нравственных позиций: умение различать красоту истинную и искусственную, дружбу настоящую и фальшивую; пользоваться контактными этикетными формулами: совет, извинение, согласие, одобрение. В конце учебного года учащиеся предложили создать презентацию для публикации в социальных сетях. Группа учащихся в программе Windows Movie Maker создала презентацию «Пожелания друзьям».
4. Заключение.
Опыт организации проектной деятельности указывает на преимущества применения проектного метода в образовательном и воспитательном процессе:
1. Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся.
Успешные, способные учащиеся при выполнении проектов могут проявить свои познавательные и творческие способности. Таким детям требуется помощь только в виде консультирования.
Проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом, заинтересовавшись какой-то проблемой, и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях, часто повышают самооценку, приобретают уверенность в своих силах, на деле почувствовав себя нужными и значимыми.
2. Работа над проектами стимулирует познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам, сплачивает коллектив.
Главный результат – не просто подготовленное ребёнком сообщение, составленная яркая презентация или даже склеенная из бумаги мебель. Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения. Организуя проектную деятельность младших школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин. Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт самостоятельность детей в проведении исследований, в основании проблем, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в проектную деятельность способствует формированию у учащихся обще - учебных умений и навыков.
Это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни.
Метод проектов – это одна из возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Метод проектов открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
Таким образом, благодаря использованию проектной деятельности, повышается уровень творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Если с раннего возраста детей включать в проектную деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.
Литература:
Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
Господникова М. К. и др. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2012.
Ермолаева А. А. Моделирование на уроках в начальной школе: модели, практические задания, проектная деятельность. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников – Волгоград: Учитель, 2011.