КТД - это то же, что и проект сейчас?
Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание подрастающего поколения. Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободное от учебной работы время. От того, как организована жизнь и деятельность ребенка во внеурочное время дня, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.
Патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми. Поэтому, следуя ФГОС я включила в содержание деятельности по патриотическому воспитанию детей младшего школьного: приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм. В классе проходят беседы, конкурсы рисунков, праздники с приглашением почётных гостей, диспуты и т.д.
Многообразие форм и необходимость постоянного их обновления в практике ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы. Главный заказ от классных руководителей — дать новые формы воспитательной работы. В поиске нужных средств воспитания может быть создана новая форма, отражающая интересы и потребности педагогов и детей. Так как каждый ребенок и детское объединение уникальны, то и формы работы по своему содержанию и построению неповторимы. Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников, а в ряде случаев и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktd_vo_vneurochke.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 Методическая разработка по воспитательной работе Использование коллективного творческого дела (КТД) во внеурочной деятельности Автор: Аношина Татьяна Владимировна 2013 год г. Вилючинск Камчатский край Содержание Введение……………………………………………………………..3 Использование КТД во внеурочной деятельности………………5 Заключение…………………………………………………………11 Литература……………………………………………………….....12 Приложение |
Введение
Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание подрастающего поколения. Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободное от учебной работы время. От того, как организована жизнь и деятельность ребенка во внеурочное время дня, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.
Патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми. Поэтому, следуя ФГОС я включила в содержание деятельности по патриотическому воспитанию детей младшего школьного: приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм. В классе проходят беседы, конкурсы рисунков, праздники с приглашением почётных гостей, диспуты и т.д.
Многообразие форм и необходимость постоянного их обновления в практике ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы. Главный заказ от классных руководителей — дать новые формы воспитательной работы. В поиске нужных средств воспитания может быть создана новая форма, отражающая интересы и потребности педагогов и детей. Так как каждый ребенок и детское объединение уникальны, то и формы работы по своему содержанию и построению неповторимы. Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников, а в ряде случаев и родителей.
Цель методической разработки заключается в систематизации опыта работы по организации КТД на примере патриотического воспитания в ученическом коллективе.
Задачи: 1. Изучение педагогических и методических источников информации по данному вопросу.
2.Учёт психологических особенностей детей 10-11 – летнего возраста.
3. Организация и проведение отбора участников микрогруппы для проведения КТД.
Данный материал представлен для классных руководителей, организаторов воспитательной работы, работающих в начальной школе. Новизной разработки является описание этапов работы по организации КТД.
Использование КТД во внеурочной деятельности
Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.
Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у школьников чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических навыков и волевых качеств, готовности к защите Родины.
Растить, воспитывать настоящих людей с высоким нравственным потенциалом, умеющих творить, трудиться, а если надо, то и защищать Отечество, - эта задача всегда была и будет для нашей школы одной из главных.
В своей работе одной из приемлемых форм в воспитании подрастающего поколения считаю применение коллективного творческого дела (КТД).
КТД — это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (инструмент) воспитательной методики.
Данная форма работы направлена на:
- развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся;
- реализацию коммуникационных потребностей.
- обучение правилам и формам совместной работы.
КТД бывают:
1.Организаторские.
2.Общественно политические.
3.Познавательные.
4.Трудовые.
5.Художественные.
6.Спортивно-патриотические.
Главные принципы КТД таковы:
- воспитывать в совместной развивающей деятельности, предоставляя детям максимально возможную самостоятельность в любой момент их жизни, на каждом этапе организации коллективных, групповых дел, создавать вместе с ними, а не вместо них;
- обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведёт к развитию его умений, характера, способностей.
Цели и задачи использования КТД в воспитательной работе:
- формировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся при планировании ими своей работы во внеурочное время;
- обучать учащихся рациональным приемам восприятия и переработки информации во внеурочной деятельности;
- развивать ученическое самоуправление, способствующее приобретению учащимися социального опыта, развитию их социальной активности;
- способствовать развитию самостоятельности, инициативы, творчества в коллективе.
Учащимся 4 класса было предложено участие в муниципальном смотре-конкурсе строя и песни «Мы - будущее твоё, Россия!» Я, как классный руководитель, определила для себя такую форму подготовки к мероприятию, как коллективное творческое дело.
Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества.
- Предварительная работа коллектива.
- Коллективное планирование.
- Коллективная подготовка.
- Проведение КТД.
- Подведение итогов.
- Стадия ближайшего последействия КТД.
Первая стадия - предварительная работа коллектива. На этой стадии я совместно с учащимися (4 класс) определила конкретные цели и задачи данного КТД. Для меня, как для классного руководителя, основной целью было воспитание чувства патриотизма, ответственности, толерантности среди детского коллектива. Нами были намечены исходные направляющие действия, а именно: выбор формы для выступления, эмблемы, песен, аксессуаров и деталей для смотра и инсценировки. С ребятами проводились беседы по поводу подготовительной работы к участию в смотре. Были «освещены» вопросы: Что лучше сделать? Для кого? Когда? Где? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кому быть организатором? В моих направляющих действиях использовались методы побуждения (увлечения) ребят. Был показан видеофильм с выступлением старшеклассников на подобном конкурсе.
Вторая стадия - коллективное планирование. Коллективное планирование проводилось на всём этапе подготовки к смотру-конкурсу. Дети не чувствовали себя (и не являлись) объектами воспитания, когда они участвовали в творческом решении общих со мной (другими взрослыми, своими родными) жизненно важных практических задач. Воспитательное воздействие было опосредовано и скрыто. Они - младшие товарищи взрослых по общей творческой гражданской заботе. На этом этапе каждый участник высказывал свое мнение, оно обсуждалось, в результате было выработано мнение микроколлектива. Одним из условий смотра было представление папки со списком всех участников, эмблемой, названием команды и её песней (Приложение). В результате обсуждений определили название «Авиатор», обсудили выбор формы, вид эмблемы и детали оформления инсценировки песни. Также определились с оформлением конкурсной папки-представления для команд. Активную поддержку и помощь оказывали родители класса.
Третья стадия - коллективная подготовка КТД. Для подготовки и проведения выбранного коллективного творческого дела был проведён отбор участников, а также привлечены дети с музыкальным слухом для записи песни на фонограмму. В отборе участников особое предпочтение отдавалось тем учащимся, у которых развито чувство ритма. Был проведён «мини-конкурс» среди детей для выбора лучшего командира отряда. В этой опорной воспитательной ситуации у воспитанников проявлялись как положительные, так и отрицательные качества.
Мне, как организатору КТД важно было на тот момент учитывать, что направляющие действия достигают цели, если имеют характер жизненно-практической заботы об успешной подготовке КТД, а их воспитательное значение скрыто от воспитанников и открывается лишь в необходимых случаях.
Четвертая стадия - проведение КТД. Дети показали то, что было наработано за период подготовки, а именно: инсценировка песни «Дождливым вечером…» с использованием аксессуаров и сам смотр с исполнением песни «Стальная эскадрилья». На этой стадии я использовала направляющие действия, которые, однако, уже не носят столь длительного, систематического характера, как на стадии коллективной подготовки, а совершаются быстро, по возможности незаметно для остальных участников КТД. Увлечение воспитанников личным примером бодрого настроя, мажорного тона, доброй шуткой. Действия учащихся на данной стадии были по преимуществу характерными, «показательными»; в них особенно четко проявляются и положительные качества воспитанников, и их слабости.
Пятая стадия - коллективное подведение итогов КТД. Ребята заняли 1 место. Подведение итогов происходило на общем сборе-огоньке. Было организовано обсуждение прошедшего КТД, Мы с ребятами попытались найти ответ на вопросы: что у нас было хорошо и почему? Что предлагаем на будущее?
Шестая стадия - стадия ближайшего последействия КТД. Наш опыт пригодился на выступлении в камчатском Драмтеатре, а также на концерте в школе, куда ребята были приглашены в качестве выступающих.
Таковы внутренние связи каждого коллективного творческого дела, которые можно назвать связями развертывания КТД - развертывания нужных развивающих действий.
Заключение
На протяжении всей жизни человеку следует предоставлять выбор действий в определенных жизненных ситуациях, помогать формировать опыт военно-патриотического, нравственного становления.
Классному руководителю необходимо умело направлять деятельность детей, активно заполнять «свободное пространство».
Считаю, что создать и закрепить позитивные образцы поведения сумеют те педагоги, которые придерживаются следующих принципов в работе:
- Диагностики и регулирования поведения младших школьников.
- Нравственно- гуманистической направленности в работе.
- Понимание и сочувствие. Это особенно важно в работе с детьми из неполных семей.
- Своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки.
- Вовлечение в коллективные виды деятельности.
- Создание ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения.
Следует заметить, что КТД играет ведущую роль в развитии определенных звеньев гражданского отношения к жизни, к определенным видам деятельности социальных объединений. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественно-ценного опыта. Это доказывает необходимость использования КТД во внеурочной деятельности.
Интернет-ресурсы
http://www.crazypapa.ru/wp-content/themes/crazypapa-ru/images/logo.jpg
http://www.kommunarstvo.ru/listia.gif
http://summercamp.ru/index.php5
http://www.kommunarstvo.ru/main.shtml
http://www.megainet.info/uploads/posts/2010-11/1289726212_11.jpg
Комментарии
Методическая разработка
Методическая разработка предлагает описание использования КТД в начальной школе.