Тайна детского рисунка
Наши маленькие Талантища! Ох, как же нам дороги эти картинки на обоях, холодильнике и диване. Особенно, если это нарисовано маминой помадой или папиным кремом для бритья. Наши Крохи, как только научатся зажимать большой и указательный пальцы, уже стремятся к своему творческому развитию. И отлично! Предлагайте им всё, на чём и чем можно рисовать. И если не жалко стен и диванов, пускай практикуются и там. А вы внимательно следите за их картинками. Как только их образы начинают быть на что-то похожими, уже можно «прочесть» что, творится в его душе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayna_detskogo_risunka.docx | 16.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тайна детского рисунка
Наши маленькие Талантища! Ох, как же нам дороги эти картинки на обоях, холодильнике и диване. Особенно, если это нарисовано маминой помадой или папиным кремом для бритья. Наши Крохи, как только научатся зажимать большой и указательный пальцы, уже стремятся к своему творческому развитию. И отлично! Предлагайте им всё, на чём и чем можно рисовать. И если не жалко стен и диванов, пускай практикуются и там. А вы внимательно следите за их картинками. Как только их образы начинают быть на что-то похожими, уже можно «прочесть» что, творится в его душе.
Для начала, обратите внимание на положение рисунка на листе.
1. В норме рисунок обычно расположен на средней линии стандартного листа. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем выраженнее) трактуется как высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме и не достаточность признания со стороны окружающих.
2. Положение рисунка в нижней части листа - неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своём социальном положении, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
3. Рисунок смещён влево. Устремлённость в прошлое, бездеятельность, низкий уровень мыслительной деятельности.
4 . Рисунок смещён вправо. Устремлённость в будущее, положительные эмоции, высокая активность.
Если есть голова, посмотрите на то, куда она повёрнута:
1. Голова повёрнута вправо - почти всё что планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться, если даже не доводится до конца.
2. Голова повёрнута влево - тенденция к размышлениям, лишь не значительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализовываться. Нередко также нерешительность, боязнь активных действий.
3. Положение анфас рассматривается как эгоцентризм, эгоизм, полное довольство собой.
Возможно, на голове расположились уши, глаза и рот.
Уши.
Значение этой детали - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих.
Рот:
1.Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ - трактуется как болтливость;
2. в сочетании с прорисовкой губ - чувственность;
3. иногда то и другое вместе;
4. Открытый рот, без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, говорит о лёгкости возникновения опасений и страхов, недоверия.
5. Рот с зубами - словесная агрессия, в большинстве случаев защитная. Для детей и подростков в случае боязливости, тревожности характерен рисунок зачерченного рта округлой формы.
Глаза.
Это символ присущего человеку переживания страха особенно подчёркивается резкой прорисовкой радужной оболочки. Чем большего размера глаза на картинке, тем более сложный и сильный страх переживает художник.
Ресницы.
Это заинтересованность автора в восхищении окружающих его внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения, демонстративные манеры в поведении.
Увеличенный лоб говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, а возможно, и эрудицию в себе и окружающих.
На голове бывают нарисованы дополнительные детали:
- рога - защита, агрессия;
- перья - наклонность к самоукрашению и самоопределению, к демонстративности;
- грива, шерсть, подобие причёски - чувственность, подчёркивание своего пола.
Так же могут быть и лапы, ноги или что-то вроде этого:
- большие, крепкие ноги (лапы) - основательность, обдуманность, рациональность решений, выводов, суждений, опора на существенные положения и значимую информацию.
- тонкие ноги (лапы) - поверхностность суждений, иногда - импульсивность принятия решений. Тоже, при отсутствии или почти отсутствии ног (лап). Обратите внимание на характер соединения ног (лап) с корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо, не соединены вообще. Первое говорит о серьёзности контроля над своими рассуждениями, выводами решениями, второе - наоборот.
Части поднимающиеся над туловищем, могут быть функциональными или украшающими:
- крылья, дополнительные ноги, детали панциря - это энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, любознательность, широта общения, завоевание себе места под солнцем, крылья - увлечённость своей деятельностью;
- щупальца - смелость предприятий
- бантики, завитушки - демонстративное стремление обратить на себя внимание, манерность.
Положение хвоста:
- хвост вправо - положительная оценка своих действий
- хвост влево - отрицательное отношение к собственным действиям, самобичевание.
- хвост вверх - уверенность, бодрость, положительное отношение к себе
- хвост вниз - подавленность, сожаление о сделанном, недовольство собой, неуверенность.
В своей практике я использовала очень хорошую методику по диагностике «Три дерева». Попросите нарисовать вашу Кроху три дерева, после этого, предложите подписать, где мама, папа и сам Малыш. По картинке и подписям можно определить, как с точки зрения Малыша, обстоят дела в вашей семье. Ну, к примеру, малыш рисует одно дерево большое, второе среднее, а третье совсем маленькое. Когда вы просите его подписать, кто есть кто, он пишет:
большое дерево - папа;
среднее - мама;
а маленькое - он сам.
Вы же понимаете что это не физический рост показан на картинке. Малыш в такой ситуации чувствует себя ущербным, ущемлённым. Ему не дают права голоса и выбора. Обязательно нужно пересмотреть свою линию воспитания. Давать ребёнку больше прав и возможностей стать самостоятельным. В идеале, все деревья равны.
Цвета, которыми рисует Малыш, также можно рассматривать как диагностику. Но они имеют две стороны. Понять, что именно имеет ввиду художник, можно лишь в дополнении с каким - нибудь другим рисуночным тестом.
Красный - любовь, страсть, вдохновение, а может быть и агрессия, ненависть, опасность;
Синий - разум, дисциплина, порядок, верность, а может быть безумие, иррациональность;
Жёлтый - открытость, активность, свобода, слава, сила, а может быть ревность, зависть, жадность, лживость;
Оранжевый может означать зрелость личности, радость, энергия, сила, а может вытеснять другие цвета страсть борьбы и войны;
Зелёный - рост, надежда, оптимизм, а может болезнь, незрелость;
Фиолетовый - равновесие, мистика, сокровенное знание, покаяние, а может быть внутреннее беспокойство, тревога, отречение, меланхолия;
Чёрный - может значить достоинство, торжественность, а может смерть, траур, грех;
Белый - чистота и гармония, а может привидение, траур;
Серый - как правило, имеет только негативную сторону - неясность, туман, депрессия, либо просто нейтральную.
Определить, что именно говорит цвет, которым рисует ваш Кроха, поможет тест, который описан первым. Совместив результаты обеих методик, вы четче поймёте, что именно переживает Малыш на данном жизненном этапе, и возможно сможете помочь пережить трудности. Ваша любовь и внимание - это лучшие лекарства. И если появились какие-то депрессивные нотки в поведении Крохи, то, возможно, это возникло именно из-за отсутствия этих двух важных критериев. Постарайтесь проводить больше времени с Малышом, веселитесь и играйте, а заодно наблюдайте за его поведением. Он сам всё вам расскажет, и подскажет чем ему помочь.