Эмоциональный мир ребенка с ЗПР
В предыдущие годы моей педагогической деятельности, мне не приходилось работать с детьми сиротами или социальными сиротами. Вначале я столкнулась с определенного рода трудностями. Мне нужно было понять как вести работу с данной категорией детей, кем могу я стать для них: просто педагог, воспитатель, очередной взрослый, который оказался рядом с ними. В глубине души я понимала, чтобы завоевать их доверие, любовь будет не легко. Эти дети нуждаются в особом гуманистическом отношении и профессиональном сопровождении. Ребенку нужен друг, способный к пониманию, - тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни. Я понимала, что моя попечительская, психологически обоснованная помощь должны состоять и в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к известным взрослым и детям, но и к людям вообще. В течении 2-х месяцев я старалась протянуть невидимые ниточки к каждому из моих ребят, понять что их интересует, что нравиться, чем они живут.
Безусловно, первоочередной задачей нашего учреждения является социализация детей, т.е. помочь детям приобрести социальный опыт, научить строить социальные связи и отношения. Но успешной социализация не может быть без развития эмоциональной сферы детей. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности ("силы личности"), неадекватной самооценке, неуверенности в себе неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, снижении потребности в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, депрессии и т.д. Неполнота эмоциональной жизни вызывает у детей различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других - гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.
Развитие ребенка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенностей восприятия окружающего мира, логику суждений. Из личных наблюдений я отметила, что ниши дети находятся в «плену эмоций», не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения со сверстниками и взрослыми.
Лев Семенович Выготский подчеркивал, что эмоции являются одним из моментов, образующих характер, что «общие взгляды человека на жизнь, структура его характера, с одной стороны находят отражение в определенном круге эмоциональной жизни, а с другой стороны – определяются этими эмоциональными переживаниями».
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Главное направление развития эмоциональной сферы у детей это появление способности управлять чувствами, т.е. произвольность поведения, увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребенка. Развитие «разумности» чувств охватывает не только чувства, относящиеся к людям, предметам, событиям, но и чувства связанные с собственным поведением ребенка.
Детство это период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере.
Наших детей это касается особенно, т.к. первичную социализацию ребенок проходит в семье. На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействию с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохраняются у него в подростковом периоде и в зрелые годы.
Дошкольный возраст характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Так длительный дефицит эмоционального общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность ребенка в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущение эмоционального неблагополучия.
Под влиянием общения со взрослыми у ребенка не только формируется критерии оценки себя и других, но и зарождается, очень важная способность сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости, как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения.
Поэтому в своей работе я наметила следующие цели:
- Через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту детей и тем самым помочь им адаптироваться в условиях нашей жизни.
- Развивать эмоциональную сферу детей, уметь понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей.
- Развивать у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения.
В соответствии с данными целями были сформулированы и задачи, которые решаются педагогами нашей группы:
- сформировать у детей принадлежности к группе, помочь детям почувствовать себя более защищенными, уверенными;
- обучать детей приемам саморегуляции (поза умеющего владеть собой человека);
- развивать навыки социального поведения;
- способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности;
- формировать позитивное отношение к своему «Я»;
- развивать у детей способность к эмпатии, сопереживанию;
- учить детей выражать свое отношение к другим людям разными способами;
- формировать позитивное отношение к сверстникам;
- помочь детям войти в сложный мир человеческих эмоций, помочь им проживать определенные эмоциональные состояния, объяснять, что они означают и дать им словесное наименование.
Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, то он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Планирование занятий составлено на год, но последовательность их может изменяться от потребности о особенностей детского коллектива.
Первый раздел «Давайте жить дружно!»
Цель:
Через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту детей, помогая им адаптироваться к новым условиям жизни.
В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
1.Сформирова у детей чувство принадлежности к группе, помочь детям почувствовать себя более защищенными.
2.Развивать у детей навыки социального поведения.
3.Формировать коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
4.Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.
5.Формировать позитивное отношение к своему «Я».
6.Развивать у детей способности к эмпатии, сопереживанию.
7.Учить детей выражать своё отношение к другим людям разными способами.
Второй раздел «Мои эмоции, чувства, желания и поступки».
Цель:
Ввести детей в сложный мир человеческих эмоций, помочь проживать им определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, давать ему словесное наименованию.
В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
Учить детей собственное эмоциональное состояние.
Учить детей выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, движения, интонации.
Знакомить детей с навыками релаксации и саморегуляции.
Учить детей осознавать, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать различные настроения.
Учить детей тому, что своё внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаём, сравнивая свои собственные и чужие ощущения и переживания.
Третий раздел «Я учусь владеть собой».
Цель:
Развитие эмоциональной регуляции, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе.
В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
Обучать детей анализировать причины межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать.
Учить детей предотвращать ссору и не допускать её крайнего проявления – драки, обзывания.
Развивать у детей умения управлять своим настроением.
Обучать детей нормам и правилам общения и поведения.
Формировать умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать с другими детьми и взрослыми.
Первый раздел «Давайте жить дружно!» |
Тема | Цель | Оборудование к занятию | Виды деятельности |
Дом, в котором я живу | Развивать у детей чувство принадлежности к группе. Помочь почувствовать себя более защищенными. Развивать навыки позитивного социального поведения. | -магнитофон, кассеты с записью спокойной музыки; -колокольчики; -свеча в безопасном подсвечнике; -один большой и маленькие обручи по кол-ву детей; клубки разноцветных ниток; бусины, шнурки, камешки, ракушки, круглые пластинки. | Чтение Г.Остера «Вредные советы»; Рассматривание картин «Кошка с котятами», «Собака со щенятами»; Беседы из личного опыта; Экскурсии по детскому дому; Подвижные игры: «Путанка», «Скульптор», «Хвост змеи»; Создание альбома «Это книжечка моя – про меня»; |
Волшебный цветок | Развивать у детей свою принадлежность к группе. Учить выражать своё настроение. Учить детей близость и тепло другого человека. | -магнитофон, кассеты с записью спокойной музыки; -один большой обруч; -веревки-канаты разной длинны и цвета по кол-ву детей; -орехи, бусинки, шнурки, клубочки, мячики, бусины, камешки, ракушки; | Чтение Г.Остера «Вредные советы»; «Цветик - семицветик»; Рассматривание картин, иллюстраций, плакатов; Разучивание пословиц и поговорок о дружбе и добре; Дидактические игры: «Хорошо - плохо», «Поздравляю», «Фото-робот», «Интервью»; Подвижные игры: «Путанка», «Скульптор», «Хвост змеи»; Психогимнастика «Я радуюсь», «Приятный запах»; Работа в альбоме «Это книжечка моя – про меня»; |
Я, ты, он, она - вместе дружная семья | Учить детей действовать совместно, согласованно. Развивать у детей чувство единства и сплоченности. Знакомить детей с методами саморегуляции. Развивать у детей речевые способности, совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы и задавать их. | -магнитофон, кассеты с записью спокойной музыки; фотографии детей; плотные листы бумаги; карандаши, фломастеры, краски; клубок прочных ниток; вырезки: одежда, продукты, животные, виды спорта. | Чтение художественной литературы; Рассматривание картин, иллюстраций, плакатов; Дидактические игры: «Фото-робот», «Что я люблю», «Что мне нравится»; Подвижные игры: «Клубочек», «Третий лишний»; Беседа «Как мы можем помочь птицам»; Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Доктор»; |
Мы любим, играть вместе | Развивать у детей групповую сплоченность. Повышать уверенность в себе и свои силы. Учить детей расслабляться. Развивать у детей координацию движений, мелкую моторику, способствовать развитию психических процессов. Активизировать словарь детей за счет слов обозначающих эмоциональные состояния. | магнитофон, кассеты с записью спокойной музыки; -свеча в безопасном подсвечнике; волшебный мешочек, в котором находится воздушный шарик; | Чтение художественной литературы; Психогимнастика «Воздушный шарик», «Морщинки», «Солнечный зайчик», «Маленький птенец»; Дидактические игры: «Доброе животное», «Хорошо - плохо», «Что мне нравится» «Зеркало»; Опыты «Можно ли определить на вкус – не пробуя?» «Мои ощущения». Подвижные игры: «Если нравится тебе, то делай так». |
Веселое путешествие | Учить детей выразительно проговаривать текст, сопровождая его движениями, способствовать развитию координации движения. Формировать позитивное отношение к сверстникам, повышая уверенность в себе. Способствовать развитию слухового восприятия. | магнитофон, кассеты с записью детских песен; шапочки-маски; Иллюстрации с изображением разного настроения. | Чтение художественной литературы, разучивание стихов и потешек; Рассматривание картин, иллюстраций, плакатов с изображением разного настроения; Психогимнастика «Шалтай-болтай», «Я - горжусь», «Я - старый человек», «Солнечный зайчик», «Маленький птенец»; Дидактические игры: «Доброе животное», «Хорошо - плохо», «Полезно - вредно», «Мои чувства»; Изготовление календаря настроения. Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Доктор»; |
Мое настроение | Способствовать повышению уверенности в себе и формированию позитивного отношения к своему «Я». Продолжать знакомить детей с методами саморегуляции. Воспитывать у детей способность слушать друг друга, не перебивая. Активизировать словарь детей за счет слов обозначающих эмоциональные состояния | магнитофон, кассеты с записью спокойной и громкой музыки; 2 коробочки с табличками обозначающих эмоциональные состояния (хороший, умный, замечательный, добрый, веселый, справедливый, плохой, ужасный); цветные карандаши; иллюстрации с изображением разного настроения | Чтение художественной литературы, разучивание стихов; Рассматривание картин, иллюстраций, плакатов; Дидактические игры: «Буратино», «Узнай настроение», «Фото-робот»; Психогимнастика: «Насос», «Веселые жучки», «Нежный цветок», «Солнечный зайчик»; Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Доктор», «Магазин»; Подвижные игры: «Третий лишний», «Путанка», «Лавата»; Работа в альбоме «Это книжечка моя – про меня»; |
Мой внутренний мир | Помочь детям осознать свои характерные особенности и предпочтения; Развивать у детей способность оценивать друг друга, выделяя положительные качества. Формировать у детей умение кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Формировать у детей коммуникативные навыки, развивать диалогическую речь, умение составлять короткие рассказы. | Белые и черные кружочки; Волшебная палочка; Альбомы для рисования и цветные карандаши. | Чтение художественной литературы, разучивание стихов; Рассматривание картин, иллюстраций, плакатов; Дидактические игры: «Собери пословицы», «Узнай настроение», «Язык чувств»; Психогимнастика; Работа с календарем настроения; Работа в альбоме «Это книжечка моя – про меня»; Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Доктор», «Магазин»; |
Нам хорошо вместе | Продолжать формировать у детей позитивное отношение к своему «Я» и друг к другу. Учить находить друг в друге положительные качества. Развивать у детей способность к эмпатии и сопереживанию. Учить детей составлять повествовательные рассказы по картинам, используя различные типы простых и сложных предложений. | Текст терапевтической сказки; Маленькие зеркала; альбомы «Это книжечка моя – про меня»; цветные карандаши и фломастеры; магнитофон, кассеты с записью спокойной музыки; | Чтение художественной литературы; разучивание стихов и потешек, пословиц; Дидактические игры: «Собери пословицы», «Собери пословицы», «На какого сказочного героя ты похож»; изготовление шапочек-масок; Рассматривание картин, иллюстраций, плакатов; Подвижные игры: «Третий лишний», «Хвост змеи», «Путанка», «Лавата»; Работа с календарем настроения; Психогимнастика; |
Второй раздел «Мои эмоции, чувства, желания и поступки». |
Мы такие разные, знакомство с чувством робости | Закреплять у детей представления о том, что все люди непохожи друг на друга. Продолжать развивать у детей образ ровесника по внешним признакам и индивидуальным способностям. Повышать у детей уверенность в себе, способствовать сплоченности группы. Дать понятие об эмоциональном состоянии «робость». Способствовать развитию речи детей, умению высказывать свои мысли, составлять короткие рассказы. | Модель микрофона; Поздравительная открытка; Сюжетная картинка; Картинки с изображением людей загримированных под клоуна, кота, Пьеро; Листы со схематическим изображением черт лица одного и того же человека; Клубочек шерсти; Цветные карандаши; Пиктограмма «робость»; Картинки детей с выражением робости на лице. | Чтение сказки «Маленький принц» А.Де Сент-Экзюпери. Беседа «Что такое робость». Дидактические игры: «Поздравляю», «Я взрослый», «Мое будущее»; Психогимнастика: «Я - лев», ««Веселые жучки», «Солнечный зайчик»; Составление коллажа: «Каким я себя представляю»; Работа с календарем настроения; Работа в альбоме «Это книжечка моя – про меня»; Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Доктор», «Магазин»; |
Знакомство с чувством радости | 1 занятие: Познакомить детей с чувством «радость». Формировать положительные эмоции. Способствовать открытому проявлению эмоций социально - приемлемыми способами (словесно, творчески). Развивать способности у детей понимать эмоциональное состояние другого человека; 2 занятие: Обобщить понятие «робость». Развивать способности у детей понимать эмоциональное состояние другого человека. Учить выражать свое состояние в словесной форме. | Пиктограмма «радость»; Одноцветные бумажные салфетки; Клубочек шерсти; Фотографии веселых людей; Цветные карандаши, альбомы для рисования; Заготовка «ромашки»; Вырезки из журналов, на которых изображены части лица человека; | Чтение Г.Остера «Вредные советы»; Работа с календарем настроения; Разыгрывание этюдов «Встреча с другом», «Клоуны приехали»; Рисование картин о природе; Психогимнастика: «Солнечный зайчик», «Скажи без слов», «Изобрази того, кого я назову»; Дидактические игры: «Наше настроение», «Найди такую же», «Собери пословицы»; |
Знакомство с чувством страха | 1 занятие Познакомить детей с чувством «страх». Учить понимать относительность в оценке чувств. Способствовать открытому проявлению эмоций социально - приемлемыми способами (словесно, творчески). Способствовать снятию тревожного состояния, страхов Развивать эмпатию, умение сопереживать другим. 2 занятие: Учить детей узнавать чувство страха по его проявлениям. Развивать умения справляться с этим чувством. Учить детей выражать чувство страха графически. | Пиктограмма «страх»; Одноцветные бумажные салфетки; Лист бумаги ф-4; Цветные карандаши, альбомы для рисования; Фотографии людей испытывающих страх; -свеча в безопасном подсвечнике; декорации «Лес»; Мягкие игрушки: 2 щенка, медведь, кукла – страшилка; | Чтение художественной литературы: Н Носов «Живая шляпа», Л.Мур «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду»; Заучивание стихотворения «Веселые - грустные»; Дидактические игры: «Наше настроение», «Собери эмоции»; Психогимнастика: «Солнечный зайчик», «Приветствие без слов»; Работа с календарем настроения; Работа в альбоме «Это книжечка моя – про меня»; |
Знакомство с чувством «удивление» | Познакомить детей с чувством «удивление». Учить детей мимическим навыкам. Развивать у детей чувство эмпатии и сопереживания. Учить детей понимать свои чувства и чувства других людей. Учить выражать свое состояние в словесной форме. | Пиктограммы с изображением чувств: страх, радость, робость, удивление; Шляпа с привязанной к ней длинной ниткой; Игрушечный котенок; Клубок ниток; Одноцветные бумажные салфетки; Альбомный лист; Цветные карандаши, альбомы для рисования; | Чтение художественной литературы: Н Носов «Живая шляпа», А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»; Заучивание стихотворения Д.Хармса «Что это было?» Работа в альбоме «Это книжечка моя – про меня»; Работа с календарем настроения; Работа с календарем настроения; Психогимнастика: «Насос», «Солнышко», «Цветок»; Этюды: «Что в углу?», «Круглые глаза»; Подвижные игры: «Рыбаки и рыбки», «Два барана» |
Знакомство с чувством «самодовольствие» | Познакомить детей с чувством «самодовольство». Закреплять полученные знания о эмоциях; радость, страх, радость, удивление. Учить понимать свои чувства и чувства других. Способствовать развитию речи детей, умению высказывать свои мысли, составлять короткие рассказы. Развивать у детей координацию движений, мелкую моторику, способствовать развитию психических процессов. | Пиктограммы с изображением чувств: страх, радость, робость, удивление; Самодовольствие; Клубок ниток; Текст сказок: «Заяц - Хваста», «Мышка – хвастунья»; Одноцветные бумажные салфетки; Альбомный лист; Цветные карандаши, альбомы для рисования; Пословицы, дидактическая игра «Собери пословицу»; | Чтение художественной литературы; разучивание стихов и потешек, пословиц; Рассматривание картин, иллюстраций, плакатов; Психогимнастика; Работа с календарем настроения; Дидактические игры: «Наше настроение», «Волшебный кубик», «Найди такой же», «Узнай настроение»; |
Знакомство с чувством злости и гнева | Познакомить детей с чувством «злости и гнева». Способствовать открытому проявлению эмоций социально - приемлемыми способами (словесно, творчески). Способствовать снятию негативного настроения, ослаблению агрессивности. Учить анализировать свою агрессивность и устранять её по средствам игры и позитивного поведения. Продолжать учить детей различать эмоции. Закреплять умения в словесной форме выражать свои чувства. | Пиктограмма с чувством злости и гнева; Одноцветные бумажные салфетки; Цветные карандаши, альбомы для рисования; 2 шарфа; колокольчик; | Чтение художественной литературы; К.И.Чуковский «Краденое солнце»; разучивание стихов и потешек, пословиц; Дидактические игры: «Собери пословицу», «Найди такой же», «Узнай настроение»; Психогимнастика: «Театр», «Приветствие без слов», «Солнечный зайчик»; Этюды: «Хмурый орёл», «Встреча друга», «Клоуны приехали», «Золушка»; Подвижные игры: «Толкание», «Прорви круг», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»; |
Знакомство с чувством вины и стыда | Познакомить детей с чувством «вины, лжи и стыда» и их графическим изображением. Закреплять полученные знания о знакомых эмоциях по средствам русского народного творчества. Учить детей составлять нравственно -эмоциональные цепочки по содержанию произведения. Продолжать работать над словарём эмоций. Учить детей мимическим навыкам. | Цветные карандаши, альбомы для рисования; Набор пиктограмм; Магнитофон и аудиокассета «Волшебство природы»; Текст рассказа Л.Н.Толстого «Косточка». | Чтение художественной литературы; Л.Н.Толстой «Косточка», «По ягоды», «Плохо», С.Михалков «Как друзья познаются»; Этюды: «Хмурый орёл», «Встреча друга», «Обида», «Золушка»; Дидактические игры: «Маски», «Театр»; Психогимнастика : «Дружба начинается с улыбки», «Насос», «Магазин игрушек»; Работа с календарем настроения. |
Знакомство с чувством отвращения, брезгливости | Познакомить детей с чувствами «отвращение и брезгливость». Дать эмоциональную окраску состояниям посредством мимики и жестов. Продолжать развивать навыки положительного социального поведения доброты, сопереживания, любви. Закреплять умение детей в мимике и пластики выражать социально окрашенные эмоции (жадность, сочувствие, сопереживание) Продолжать учить детей выражать свои чувства в словесной форме, расширяя словарь эмоций. | Пустая чашка. Листы бумаги. Мусорное ведро. Вода, тазик, песок или земля в мисочке. Пиктограмма «отвращение» | Совместная деятельность воспитателя с детьми. - Чтение, рассказывание, разучивание художественной литературы. - Рассматривание пиктограмм, картин, картинок, иллюстраций, плакатов. - Дидактические игры «Наше настроение», «Язык чувств», «Узнай настроение» - Упражнения, способствующие саморегуляции детей – на мышечную релаксацию, - дыхательная гимнастика, - мимическая гимнастика. - Чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости голоса. - Работа в альбомах «Это книжка про меня» |
Знакомство с эмоцией «интерес» | Расширять представления детей об эмоциях, которые могут испытывать люди. Познакомить детей с эмоцией «интерес» и ее графическим изображением. Способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими). Формировать грамматический строй речи: использовать сложносочиненные предложения для передачи причинно-следственных связей. | Пиктограмма «интерес». Одноцветные бумажные салфетки. Лист нелинованной бумаги формата А4. Спортивная сумка. Цветные карандаши, фломастеры. Альбомы «Это книжка про меня» Пиктограммы пройденных эмоций. | Совместная деятельность воспитателя с детьми: - Чтение художественной литературы А.Барто «Снегирь», И,Молчанов-Сибирский «Живой уголок» - Разыгрывание этюдов «Любопытный», «Хмурый орел», «Обида». - Чтение детских потешек, стихов с чередованием движений, темпа, громкости голоса. «Эй, кузнец-молодец», «Две лягушки». - Психогимнастика по Чистяковой. - Подвижные игры «Путанка», «Если нравится тебе, то делай так…» |
«Страна чувств» Обобщающее занятие | Закрепить полеченные знания об основных эмоциях. Развивать умение понимать свои чувства и чувства других. Продолжать закреплять у детей умение отражать эмоции и чувства с помощью вербальных и невербальных средств. Развивать у детей наблюдательность и воображение. Активизировать словарный запас детей за счет слов, которые обозначают эмоциональное состояние человека. | Свечка в безопасном подсвечнике. Пиктограммы с изображением основных эмоций. Клубок ниток. Пособие к игре «Расскажи что случилось». Рабочие листы к игре «Полярные эмоции» (по количеству детей). Пособия к игре «Собери пословицы». Цветные карандаши, фломастеры. Музыкальное сопровождение. | Совместная деятельность воспитателя с детьми: - Чтение художественной литературы К.И.Чуковский «Краденое солнце», Н.Екимова «Облака» - Дидактические игры «Угадай эмоцию», «Прочитай письмо», «Встреча эмоций», «Полярные эмоции». - Психогимнастика «Джинн» (выразительность движений), «Театр», «Я – лев». - Составление рассказов о настроении. - Рисование иллюстраций к своим рассказам (животное или растение, соответствующее обсуждаемому настроению, схематическое прорисовывание мимики) |
«Я учусь владеть собой» |
Такие разные настроения … (3 занятия) | 1. Создавать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них. Познакомить детей с понятием «настроение» Познакомить детей с наглядными образами символизирующие разные настроения 2.Развивать у детей умение управлять своим настроением. Дать представление о взаимосвязи между мыслями и настроением. 3.Учить детей различать эмоциональные ощущения, определять их характер (хорошо, радостно, неприятно). Знакомить детей с разными способами выражения эмоций. Продолжать тренировать умение выражать эмоции в мимике, жестах, движениях | 1.Аудиокассета с записью песни «Танец утят». Мягкая игрушка – дракончик Памси Три стакана с водой Блестки Кусок глины Плакат «Три настроения» Текст рассказа «грустит» 2. Карточки изображающие три настроения «чистое», «блестящее», «темное» Плакаты, на которых перечислены положительные и отрицательные мысли: «Такие мысли всегда помогут мне», «Такие мысли мне мешают» Наклейки для поощрения. 3. Раскраски 3-х видов для каждого ребенка. Цветные карандаши, фломастеры. Аудиокассета с записью спокойной, грустной и веселой музыки. Карточки с изображением 3-х настроений для каждого ребенка. | Совместная деятельность воспитателя с детьми: - Чтение, рассказывание, разучивание художественной литературы - Рассматривание картин, картинок, иллюстраций, плакатов. - Дидактические игры «Такие разные мысли», «Ласковые слова», «Собери пословицу», «Прочитай письмо» - Составление рассказов по картинкам. - Работа над словарем эмоций -Подвижные игры «Толкание», «Прорви круг», «Клубочек», «Ловишки» - Психогимнастика по Чистяковой. |
«Как справиться с плохим настроением» (3 занятия) | Учить детей искать выход из сложившихся трудных ситуаций, изменить которые невозможно. Определить понятие «плохое настроение» Учить детей давать краткую характеристику данного состояния. Ознакомить детей с «позитивными формулировками»,как способ изменения отношения ситуации. Продолжать учить детей составлять рассказы по картинкам, используя различные типы простых и сложных предложений. Воспитывать у детей чуткость и умение сопереживать. | Мягкая игрушка – дракончик Памси Сломанная игрушка Текст рассказа «Вот если бы все было не так…» Карандаши, фломастеры Листы бумаги Крупные макеты двух цветков Плакаты «Такие мысли всегда помогут мне», «Такие мысли мне мешают» Две баночки с надписями «Я справился», «Я не справился» Фишки Текст рассказа «Я не могу этого вынести» | Совместная деятельность воспитателя с детьми - Чтение художественной литературы В.Осеева А.Гайдар «Чук и Гек» - Заучивание стихов - Ведение календаря настроения - Работа со словарем эмоций - Разыгрывание ситуаций «Два мальчика поссорились – помири их», «Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоего класса – попроси его» - Дидактические игры «Такие разные мысли», «Угадай эмоцию», «Прочитай письмо». |
«Как стать уверенным в себе?» (3 занятия) | 1. Продолжать учить детей искать выход из трудных ситуаций. Обучать детей анализировать причины межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать. Формировать умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать с другими детьми и взрослыми Дать представления детям о связи между мыслями и поведением. 2. Закреплять с детьми навыки работы с «позитивными мыслями» Закреплять представления о том, что мысли могут управлять нашими поступками. 3. Учить детей применять полученные навыки изменения отношения к ситуации. Учить детей способам саморегуляции. Формировать грамматический строй речи: использовать сложносочиненные предложения для передачи причинно-следственных связей. | Мягкая игрушка дракончик Памси Текст рассказа «Я не могу этого вынести» Баночка с надписью «Я справился» Текст рассказа «Мне плохо» Наклейки – поощрения. Аудиокассета с записью спокойной, медленной музыкой. | Совместная деятельность воспитателя и детей: - Отработка приемов саморегуляции «Мусорное ведро», «Я сильный», «Я слабый» - Игры-ситуации «Ты пришел в новый класс – познакомься с детьми и расскажи о себе», «Дети играют, а у одного ребенка нет игрушки – поделись с ним» - Ведение календаря настроения. - Работа в альбомах «Это книжка про меня» - Психогимнастика по Чистяковой на развитие мимики, умения расслабляться, выразительность движений. |
«Как делать выбор?» (3-4 занятия) | Знакомить детей с понятием «выбор». Учить детей прогнозировать ситуацию, анализировать свои поступки и поступки других людей. Дать детям понятие «доброта». Познакомить детей с понятием «ответственность за свой выбор». Обучать детей нормам и правилам поведения. Продолжать учить детей управлять своим настроением. Закреплять умение у детей в словесной форме выражать свои чувства. Упражнять детей в эмоциональном осознании самого себя в специально созданных ситуациях. | Мягкая игрушка дракончик Памси Аудиокассета с музыкой для релаксации Плакат «Чашка доброты» Альбомы. Цветные карандаши и фломастеры. Рассказ «Памси выбирает». Атрибуты для игры «Магазин» | Совместная деятельность воспитателя с детьми: - Игры – упражнения «Догадайся из какой коробки?», «Догадайся о выборе, если…?», «Рисуем картинки в уме» - Психогимнастика мимика, релаксация по Чистяковой «Обиделся», «Удивился», «Вкусное варенье» - Дидактические игры «Фоторобот», «Хорошо – плохо» - Чтение, рассказывание, разучивание художественной литературы - Пальчиковая гимнастика - Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Доктор», «Семья» |
«Как добиваться успеха?» (3 занятия) | Дать детям представление о понятии «успех» Познакомить детей со способами прихода к успеху. Продолжать обучать детей нормам и правилам поведения. Продолжать учить детей управлять своим настроением. Дать детям знания об условиях достижения успеха Наглядно продемонстрировать детям составляющие успеха (мысли – дала – удача) Учить детей применять полученные знания. Продолжать учить детей выражать эмоции в мимике, жестах, движениях | Мягкая игрушка дракончик Памси Рассказ «Контрольная работа» Плакат «Звезда удачи». Макет звезды, состоящий из двух половинок. Альбом «Это книжка про меня». Фломастеры, цветные карандаши. Магнитофон и аудиокассета с записью музыки для релаксации. Пословицы. | Совместная деятельность воспитателя с детьми: - Чтение, рассказывание, разучивание художественной литературы (Русские народные сказки» Никита Кожемяка», «Чудесная рубашка», «Хрустальная гора», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо» - Разучивание поговорок и пословиц. - Беседы с детьми с обсуждением. - Психогимнастика по Чистяковой. - Работа с экраном «Наше настроение» - Дидактические игры «Такие разные мысли», «Сделай злого – добрым» - Ролевые игры – ситуации «Знакомство», «Подари подарок» |
«Трудное слово –нет» (2 занятия) | 1.Развивать у детей чувство принадлежности к детскому сообществу. Учить детей поддерживать свое состояние, в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций. Учить детей говорить нет в ситуациях требующих этого. Помочь детям осознавать ответственность за свой выбор. Закреплять умения детей выражать свои чувства в словесной форме. 2.Продолжать учить детей говорить «нет!», используя приобретенные знания о выборе и успехе. Закреплять умение детей в мимике и пластике выражать эмоции. Продолжать работать над словарем эмоций. | Магнитофон и кассета со спокойной музыкой. Альбомы. Карандаши, фломастеры. Свечка в безопасном подсвечнике. Клубок разноцветных, шерстяных ниток. Мягкая игрушка дракончик Памси Рассказ «Когда трудно сказать нет!» Плакат «Памси говорит нет». Пиктограммы с эмоциями. | Совместная деятельность воспитателя с детьми: - Чтение художественной литературы Г,Остера «Праздник непослушания», К.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно» - Речевые игры «Ласковые имена», «Скажи соседу комплимент» - Дидактические игры «Угадай настроение», «Кубики». - Работа в альбомах «Это книжка про меня» - Работа с «Календарем эмоций». - Психогимнастика, упражнения «Разговор через стекло», «Обиделся», «Покажи, что я делаю» - Разыгрывание игр-ситуаций. |
«Чем мы отличаемся друг от друга?» (2 занятия) | Продолжать формировать у детей чувство принадлежности к группе. Закреплять у детей представления о том, что все люди непохожи друг на друга. Развивать восприятие образа ровесника по его внешности и индивидуальным особенностям. Продолжать развивать коммуникативные навыки у детей. Развивать положительную самооценку. Закреплять умения выражать свое эмоциональное состояние в словесной форме. | Очки. Еловая шишка. Платок для завязывания глаз. Микрофон. Поздравительная открытка. Сюжетные картинки. Карточки к игре «Фоторобот». Картинки с изображением людей с загримированным лицом. Цветные карандаши, фломастеры. Коробка с камешками и ракушками. | Совместная деятельность воспитателя с детьми: - Чтение художественной литературы С.Маршак «Где тут Петя, где Сережа?», К.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», сказка Сент-Экзюпери «Маленький принц». - Дидактические игры «Загримируй лицо человека», «Такие разные мысли», «Ласковые слова», «Собери пословицу» - Речевые игры «Интервью», «Я взрослый», «Поздравляю», «Мое будущее», «Угадайка». - Работа с календарем «Наше настроение» - Разыгрывание игр-ситуаций. |
«Учимся говорить себе «стоп» (2 занятия) | 1. Учить детей регулировать свое агрессивное поведение, умению останавливаться, т.е. брать тайм-аут. Продолжать развивать коммуникативные навыки у детей. Продолжать учить детей понимать своего собеседника по выражению его лица, жестам, движениям тела. 2. Формировать умение у детей устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации. Продолжать формировать грамматический строй речи, использовать сложносочиненные предложения для передачи причинно-следственных связей. | Коробка с чистыми бумажками для записей (игра «Банк идей»). Мягкая игрушка дракончик Памси Текст рассказа «Кто хозяин в песочнице» Иллюстрации с конфликтными ситуациями. Пиктограммы с различными эмоциями. Карандаши, фломастеры, ручки. Сценарии игровых ситуаций. | Совместная деятельность воспитателя с детьми: - Чтение, рассказывание, заучивание художественной литературы Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок» - Обсуждение с детьми русских народных дразнилок («Прокоп – укроп, медный лоб, сам с аршин, голова с кувшин», «Антошка – картошка, соломенная ножка, сам с ноготок, голова с потолок») - Разыгрывание ситуаций «Тебя толкнули», «Меня обозвали» и т.д. - Психогимнастика по Чистяковой - Дидактическая игра «Банк идей» - Рисование портрета моего друга - Работа над словарем эмоций. |
«Как победить свой страх?» (1 занятие) | Продолжать учить детей отличать эмоцию страха на пиктограммах и выражение ее в мимике. Учить выделять данную эмоцию при чтении литературных произведений. Учить детей преодолевать свой страх, умению управлять своими чувствами. Предложить детям в словесной форме попробовать утешить, убедить и дать полезный совет, как преодолеть страх. Развивать у детей речевые способности, использовать разные типы простых и сложный предложений. | Мягкая игрушка дракончик Памси. Рассказ «Ночные страхи» Альбом «Это книжка про меня» Цветные карандаши, фломастеры. Стихотворение «Веселые, грустные» - О.Князева, Р.Стеркина. Пиктограммы с различными эмоциями. | Совместная деятельность воспитателя с детьми: - Чтение, рассказывание, разучивание художественной литературы С.Михалков «Три поросенка», А.Барто «Страшная птица», А.Кушнир «Что в углу?». - Просмотр художественного фильма «Приключение желтого чемоданчика». - Разыгрывание этюдов (М.И.Чистякова) «Собака лает и хватает за пятки», «Страх», «Гроза», «Момент отчаяния», «Ночные звуки». - Рисование в альбомах «Это книжка про меня» - Дидактические игры «Угадай настроение», «Кубики», «Сделай злого – добрым», «Хорошо – плохо». - Подвижные игры «Строим цифры», «Сиамские близнецы», «Живая скульптура» - Календарь «Наше настроение» |
«Я научился владеть собой» (обобщающее занятие) | Обобщить и закрепить полученные детьми знания, умения и навыки. Подвести детей к тому, что нужно применять в повседневной жизни приобретенные знания и умения. Продолжать учить детей применять полученные знания в конкретных ситуациях. Способствовать дальнейшему повышению у детей уверенности в себе и других. Развитие речевой активности, продолжать учить детей слушать друг друга, не перебивать, вести диалог. | Магнитофон и аудиокассета с записью «Танца утят» или другой танцевальной музыкой. Игрушка – дракон Памси. Свечка в безопасном подсвечнике. Пиктограммы Плакаты по всем темам. Медали. Карандаши и фломастеры. Клубок цветных шерстяных ниток. | Совместная деятельность воспитателя с детьми: - Чтение, рассказывание детям «Философских сказок» под редакцией Козлова, психотерапевтических сказок – обсуждение с детьми. - Русские народные сказки на нравственно-этические темы. - Рассматривание картин, картинок, иллюстраций плакатов. - Дидактические игры. - продолжать работу над словарем эмоций. - Работа с календарем «Наше настроение»! - Работа в альбомах «Эта книжка про меня» - Отработка навыков общения, упражнения способствующие саморегуляции: на мышечную релаксацию, дыхательная гимнастика, мимическая гимнастика. |
Комментарии
Мне понравилась Ваша статья!
Мне понравилась Ваша статья! Спасибо!
Добрый день!!!Спасибо за
Добрый день!!!Спасибо за комментарий!Очень надеюсь,что педагогам пригодиться данный материал в работе!