Организация исследовательской работы с помощью оборудования фиксации результатов (электронный микроскоп) в программе miXscope

Ильницкая Татьяна Леонидовна

Мастер-класс «Организация микроисследований органических микропрепаратов с помощью цифровых микроскопов в условиях начальной школы».

 

Цель мастер-класса: познакомиться с аспектами работы с цифровыми микроскопами и организовать микроисследования органических микропрепаратов с помощью цифровых микроскопов для отработки практических навыков с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

 

Работа с микроскопом – один из наиболее любимых видов деятельности у учащихся любых возрастов. Использование цифрового микроскопа делает её еще более яркой, запоминающейся, да и самому учителю такая работа доставляет удовольствие.

 

Что позволяет сделать цифровой микроскоп?

 

  • Увеличивать изучаемые объекты, помещённые на предметный столик,
    в 10, 60 и 200 раз (переход осуществляется поворотом синего барабана).
  • Использовать в качестве исследуемых равно как прозрачные, так и непрозрачные объекты, как фиксированные, так и нефиксированные.
  • Исследовать поверхности достаточно крупных объектов, не помещающихся непосредственно на предметный столик.
  • Фотографировать, а также производить видеосъёмку происходящего, нажимая соответствующую кнопку внутри интерфейса программы.
  • Фиксировать наблюдаемое, не беспокоясь в этот момент о его сохранности – файлы автоматически оказываются на жёстком диске компьютера.
  • Задавать параметры съёмки, изменяя частоту кадров – от 4-х кадров в секунду до 1 в час Производить простейшие изменения в полученных фотографиях, не выходя из программы микроскопа: наносить подписи и указатели, копировать части изображения и так далее. Собирать из полученных результатов фото- и видеосъёмки демонстрационные подборки-«диафильмы» (память программы может хранить одновременно 4 последовательности, включающих до 50 объектов каждая). Впоследствии подборку кадров, временно неиспользуемую, можно спокойно разобрать, так как графические файлы остаются на жёстком диске компьютера.
  • Распечатывать полученный графический файл в трёх разных режимах:
    9 уменьшенных изображений на листе А4, лист А4 целиком, увеличенное изображение, разбитое на 4 листа А4.
  • Демонстрировать исследуемые объекты и все производимые с ними действия на мониторе персонального компьютера и/или на проекционном экране, если к компьютеру подключён мультимедиа проектор.

 

При проведении лабораторных работ на уроках цифровой микроскоп оказывает значительную помощь. Он дает возможность:

 

  • изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера;
  • использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся;
  • изучать объект в динамике;
  • создавать презентационные фото и видеоматериалы по изучаемой теме;
  • использовать изображения объектов на бумажных носителях.

Важно и то, что можно указать и подписать части препарата, собрав из этих кадров слайд-шоу. Сделать это можно как сразу на уроке, так и в процессе подготовки к нему.

 

Имеется комплект готовых микропрепаратов:

-кожица лука + приготовленный самостоятельно (свежий микропрепарат)

-зерновка ржи

-корневой чехлик

-ветка липы

-крыло пчелы

-циклоп

-дождевой червь

-ротовой аппарат комара

-животная клетка + рассмотрение кожного покрова в разных состояниях

-растительная клетка + приготовленный самостоятельно (свежий микропрепарат)

-кровь лягушки

-кровь человека.

И, самое важное, 80 чистых предметных и покровных стекол, которые дают возможность самим учащимся приготовить необходимый для исследования микропрепарат.

 

Использование цифрового микроскопа в образовательном  процессе нацелено на:

  • повышение уровня мотивации и познавательной активности обучающихся;
  • проведение лабораторных и практических работ на уроках окружающего мира индивидуально, групповым методом и фронтально с использованием мультимедийного проектора, научно - исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
  • реализацию задач интеллектуально-направленной педагогики как средства развития и саморазвития одаренных детей в ИКТ - насыщенной среде;
  • изменение способов взаимодействия между школьниками и учителем в ходе совместной учебной и внеурочной деятельности;
  • организацию исследовательской деятельности учащихся.