Организация исследовательской работы с помощью оборудования фиксации результатов (электронный микроскоп) в программе miXscope
Мастер-класс «Организация микроисследований органических микропрепаратов с помощью цифровых микроскопов в условиях начальной школы».
Цель мастер-класса: познакомиться с аспектами работы с цифровыми микроскопами и организовать микроисследования органических микропрепаратов с помощью цифровых микроскопов для отработки практических навыков с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Работа с микроскопом – один из наиболее любимых видов деятельности у учащихся любых возрастов. Использование цифрового микроскопа делает её еще более яркой, запоминающейся, да и самому учителю такая работа доставляет удовольствие.
Что позволяет сделать цифровой микроскоп?
- Увеличивать изучаемые объекты, помещённые на предметный столик,
в 10, 60 и 200 раз (переход осуществляется поворотом синего барабана). - Использовать в качестве исследуемых равно как прозрачные, так и непрозрачные объекты, как фиксированные, так и нефиксированные.
- Исследовать поверхности достаточно крупных объектов, не помещающихся непосредственно на предметный столик.
- Фотографировать, а также производить видеосъёмку происходящего, нажимая соответствующую кнопку внутри интерфейса программы.
- Фиксировать наблюдаемое, не беспокоясь в этот момент о его сохранности – файлы автоматически оказываются на жёстком диске компьютера.
- Задавать параметры съёмки, изменяя частоту кадров – от 4-х кадров в секунду до 1 в час Производить простейшие изменения в полученных фотографиях, не выходя из программы микроскопа: наносить подписи и указатели, копировать части изображения и так далее. Собирать из полученных результатов фото- и видеосъёмки демонстрационные подборки-«диафильмы» (память программы может хранить одновременно 4 последовательности, включающих до 50 объектов каждая). Впоследствии подборку кадров, временно неиспользуемую, можно спокойно разобрать, так как графические файлы остаются на жёстком диске компьютера.
- Распечатывать полученный графический файл в трёх разных режимах:
9 уменьшенных изображений на листе А4, лист А4 целиком, увеличенное изображение, разбитое на 4 листа А4. - Демонстрировать исследуемые объекты и все производимые с ними действия на мониторе персонального компьютера и/или на проекционном экране, если к компьютеру подключён мультимедиа проектор.
При проведении лабораторных работ на уроках цифровой микроскоп оказывает значительную помощь. Он дает возможность:
- изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера;
- использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся;
- изучать объект в динамике;
- создавать презентационные фото и видеоматериалы по изучаемой теме;
- использовать изображения объектов на бумажных носителях.
Важно и то, что можно указать и подписать части препарата, собрав из этих кадров слайд-шоу. Сделать это можно как сразу на уроке, так и в процессе подготовки к нему.
Имеется комплект готовых микропрепаратов:
-кожица лука + приготовленный самостоятельно (свежий микропрепарат)
-зерновка ржи
-корневой чехлик
-ветка липы
-крыло пчелы
-циклоп
-дождевой червь
-ротовой аппарат комара
-животная клетка + рассмотрение кожного покрова в разных состояниях
-растительная клетка + приготовленный самостоятельно (свежий микропрепарат)
-кровь лягушки
-кровь человека.
И, самое важное, 80 чистых предметных и покровных стекол, которые дают возможность самим учащимся приготовить необходимый для исследования микропрепарат.
Использование цифрового микроскопа в образовательном процессе нацелено на:
- повышение уровня мотивации и познавательной активности обучающихся;
- проведение лабораторных и практических работ на уроках окружающего мира индивидуально, групповым методом и фронтально с использованием мультимедийного проектора, научно - исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
- реализацию задач интеллектуально-направленной педагогики как средства развития и саморазвития одаренных детей в ИКТ - насыщенной среде;
- изменение способов взаимодействия между школьниками и учителем в ходе совместной учебной и внеурочной деятельности;
- организацию исследовательской деятельности учащихся.