«Папка индивидуальных учебных достижений» как средство организации системы внутренней накопительной оценки результатов обучения
Достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
papka_dlya_sayta_.doc | 362.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.В.Гусарова, заместитель директора по УР
ГБОУ лицей №395 Санкт-Петербурга
«Папка индивидуальных учебных достижений» как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов
освоения учебных программ учащимися начальных классов
Достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сде лать непосредственно зримым.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО).
Достижение предметных результатов на базовом уровне в любом образовательном учреждении – это аксиома, не нуждающаяся в обоснованиях и доказательствах. Достижение предметных и метапредметных результатов обучения обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана. Это порождает ряд требований не только к содержанию и форме организации учебного процесса, но и к содержанию, критериям, методам и процедурам оценки, технологии фиксирования этих результатов.
Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Совокупность всех учебных предметов обеспечивает возможность формирования ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (далее - УУД) — при условии, что образовательный процесс ориентирован на достижение этих результатов.
В настоящее время актуален вопрос о введении, дополнительно к традиционным, новых видов, форм и методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих инди видуальные особенности учащихся. На основании Закона «Об образовании» (ст. 32., п. 16) осуществление текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения (далее - ОУ), и для осуществления этой деятельности в каждом ОУ разработана своя система контроля, оценки, формы фиксирования полученных результатов. Работа в режиме безотметочного обучения требует наличия определенных условий, важнейшее из которых – добровольное принятие единой «оценочной политики» всеми членами педагогического коллектива.
Система оценивания в ОУ должна быть организована так, чтобы с ее помощью можно было:
- устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;
- давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;
- отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования;
- обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;
- отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
Проблема получения качественной, объективной информации в области педагогической деятельности имеет важное значение. Без специального отслеживания трудно представить действие учителя и успешность освоения предмета учащимся. Накопление отметок при отсутствии чёткого понимания системы, не дает возможность объективно оценивать дея тельность ученика.
«Как определить качество образовательного процесса с наименьшими затратами? Как определить рост образования и образованности каждого ученика, а не класса в целом? Как оп ределить качество развития учащихся?» - Этот вопрос задают себе многие учителя.
Учитель должен владеть постоянной и системной информацией о том, как идет продви жение каждого ученика по пути усвоения знаний и развитие его личности. Такую информацию можно получить, организуя систематическое отслеживание процесса обучения и фиксирование динамики его результатов. Нужен кропотливый учет, который возможен при проведении мони торинга и анализе его результатов.
Создание «Папки индивидуальных учебных достижений» (далее - ПИУД) является средством организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащимися начальных классов (личностные результаты количественно не оцениваются, их оценивание ведется учителем в основном методом наблюдения, получением информации от семьи); дает возможность индивидуализировать процесс оценивания с сохранением в образовании 5-балльной системы. Данная технология заключает в себе большие возможности для модернизации школьного обучения, т.е. для со вершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе.
Хотя утверждение, что школа XXI века - это «школа портфолио», т.е. когда портфолио выступает, как некая панацея, которая должна перевернуть всё традицион ное образование, - явно преувеличено, освоение метода портфолио в школе может стать одним из важнейших направлений модернизации, но только при условии обеспечения его надлежащим теоретико-методологическим анализом и связанными с ним дидактико-методическими материа лами. ПИУД рассматривается как систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мо ниторинга знаний.
ПИУД - несомненно, удачная форма констатации, которая в от личие от обычной отметки полностью лишена субъективизма, так как только содержательно констатирует выполненную ребенком работу. Она является наиболее адекватным методом интегральной (накопительной) оценки, демонстрируя усилия учащихся, прогресс и достижения в различных областях.
Такой документ - продукт исследовательской деятельности учителя; продукт практико-ориентированного подхода к образованию; это новый подход к обучению, новый способ работы, выражающий современное, новое понимание процес са преподавания и учения, новую культуру учения.
В работе над ПИУД очень важным является взаимодействие между учителем и учеником, в процессе которого определяются цели работы и вырабатываются критерии оценки, появляются новые цели и новые способы достижения старых целей обучения (Приложение №1). Исходной при этом является мысль, что достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сде лать непосредственно зримым. Вопрос «что оценивать?» решается просто, потому что сама сис тема дает ответ на этот вопрос: «Оцениваться должен лишь результат определенного этапа обу чения, так как оценивать знания ученика в период их формирования нецелесообразно».
ПИУД - своеобразная выставка личных дости жений ученика, в котором отслеживаются учебные достижения ребёнка по математике, русско му языку, литературному чтению, окружающему миру; а так же общеучебные умения. Учителю и родителям становится понят но, в какой области или в какой теме с ребёнком нужно поработать дополнительно. В этих же папках находятся анализы контрольных работ по математике, русскому языку. Данный доку мент связан со всеми предметными областями, изучаемыми в начальной школе, что позволяет наглядно увидеть, в каких областях ученик добивается наилучших результатов и позволяет каж дому ученику найти материал, отражающий его достижения.
Документ может быть использован для ученической самооценки, в качестве рефлексии учениками своего развития и в процессе общения с родителями учеников (Приложение №4). ПИУД способствует налаживанию нормального диалога между родителем и ребенком и получению родителями развернутой информации о том, чем их ребенок в школе за нимается и как у него это получается. Родители же всегда могут узнать о том, как идут дела у их сына или дочери, каких успе хов достиг их ребенок в обучении. Использование данной методики отслеживания достиже ний имеет положительные отзывы учителей и родителей, которые в любой момент могут уви деть уровень обученности ученика и динамику его развития. Эта работа индивидуальна. Результаты дея тельности ребенка сравниваются только с его собственными первоначальными результатами: каким был, что знал и каким стал, что нового узнал и чему научился.
Миссия использования ПИУД
- Папка позволяет показать всем заинтересованным лицам, как учащийся справляется с программой обучения, как происходит формирование его самооценки.
- Папка будет сопровождать ученика в течение всего обучения в начальной школе. Каж дый год происходит отдельное формирование папок, что позволяет демонстрировать прогресс во времени как внутри каждого года обучения, так и на протяжении всех четы рех лет.
Содержание ПИУД
В состав «Папки индивидуальных учебных достижений» каждого ребенка для характери стики сторон, связанных с его учебной деятельностью, входят:
1) «Листы индивидуальных учебных достижений» (по каждому предмету) для отслеживания и оценивания предметных знаний. В них отражено со держание ФГОС НОО (Приложе ние №2); универсальные учебные действия (Приложе ние №3); листы самооценки (Приложение №4). Так родители и сам ученик имеет возможность не только видеть работу, оценивать ее, но и соотносить с содержательной оценкой учителя, которая фор мулируется не с позиции «что не так», а с позиции «что смог, что получилось».
2) Подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Та кими работами могут быть следующие:
- выборка письменных работ по предметам;
- дневники читателя (Приложение №7, Приложение №8);
- выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выпол ненным проектам (по всем предметам);
3) Систематизированные материалы текущей оценки:
- отдельные листы наблюдений,
- оценочные листы и материалы процессов выполнения отдельных видов работ,
- результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематиче ского тестирования (Приложение №5, Приложение №6);
- выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся (Приложение №4);
- листы итоговых оценок (Приложение №9).
Фиксирование учебных достижений учащихся в данной форме способствует:
- повышению объективности контроля и оценки учебных достижений обучаемых;
- обеспечению сопоставимости результатов тестирования для выявления сильных и слабых сторон разных технологий обучения, реализуемых в разных классах;
- совершенствованию учебного процесса на основе рекомендаций, полученных при анали зе результатов диагностических тестирований.
Использование зафиксированных данных позволяет:
- осуществлять мониторинг образовательных достижений учащихся с целью оценки каче ства обучения и тенденций развития;
- выявить факторы, позволяющие объяснить различия в образовательных результатах уча щихся;
- корректировать индивидуальные результаты учащихся;
- оценить уровень образовательных достижений класса, ОУ с целью оценки деятельности учителей;
- выбрать уровень изучения отдельных учебных предметов;
- выявить тенденции в изменении качества образования по различным предметам;
- отследить изменения в результатах обучения, которые происходят при переходе из на чальной школы в основное звено.
Литература
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (в последней редакции от 17 07.2009).
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Савинов. М.: Просвещение, 2010.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009, № 373.
- Оценка достижения планируемых результатов начального общего образования. М.: Просвещение, 2009.
- Планируемы результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2009.
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 г., зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009, № 373.
- Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьников: Учебно-методическое пособие / под общ. ред. А.П. Тряпициной. СПб.: КАРО, 2008.
- Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2008.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.
- Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся: Учебно-методическое пособие для администраторов и педагогов общеобразовательной школы. СПб.: КАРО, 2006.
- О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Письмо Минобразования России от 03.06.2003 г. № 13-51-120/13.
- Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Минобразования России от 25.09.2000г. № 2021 / 11–13
- Образовательные технологии: сб. материалов. М.: Баласс, 2008.
- Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2 ч., Ч. 1 . М.: Просвещение, 2009.
- Т.И.Тюляева. Портфолио ученика, или Папка личных достижений: Сборник/ Автор-составитель Тюляева Т.И. - М.: Вентана-Граф.-2008.
- Н.В.Калинина, С.Ю.Прохорова, А.Я.Горбылева. Методика оценки учебных достижений в начальной школе: Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2006.
- Г.Ю.Ксензова. Оценочная деятельность учителя. Учебно - методическое пособие. -М.:Педагогическое общество России, 1999.
- М.М. Поташник. Управление качеством образования в школе. - М., 1996.
- С.Е.Шишов, В.А.Кальней. Школа: мониторинг качества образования.- М.:Пед.об-во России, 2000.
- И. Ю. Гутник. Педагогическая диагностика образованности школьников (Теория. История. Практика): учебное пособие / И. Ю. Гутник. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
- Л. М. Голубева, Н. Л. Солянкина, Р. С. Кандаурова [и др.]. Результаты мониторингового ис следования качества учебных достижений выпускников начальной школы, обучающихся в разных образовательных системах и по разным образовательным программам. — Красно ярск: Издательство Красноярского краевого института повышения квалификации работни ков образования, 2004.
- Лизинский В.М. Критерии оценки и стимулирование педагогической деятельности учителей как один из ресурсов управления образовательным процессом // Завуч, 2005, № 5.
Приложение №1
Условные обозначения: | |
- заполняет ученик | - заполняет учитель |
Лист индивидуальных достижений по русскому языку (Приложение №2)
Умения | Старт | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Умею различать: звуки и буквы | |||||
гласные и согласные | |||||
твёрдые и мягкие согласные звуки | |||||
глухие и звонкие согласные звуки | |||||
слово и предложение | |||||
Умею составлять модель слова | |||||
Умею списывать печатный текст и письменный | |||||
Знаю алфавит | |||||
Умею делить слова для переноса | |||||
Умею ставить ударение в слове ударение | |||||
Умею записывать транскрипцию слов | |||||
Умею задавать вопросы к словам, называющим: | |||||
предметы | |||||
действие | |||||
признак | |||||
Нахожу корень в группе однокоренных слов | |||||
Умею определять «опасные» места в словах | |||||
Знаю и умею правильно писать орфограммы: | |||||
буквосочетания жи – ши, ча - ща, чу - щу | |||||
оформлять предложение | |||||
непроверяемые буквы в словах (словарные слова 1 класса) | |||||
Заглавная буква в именах собственных | |||||
грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова, (где орфоэпия и орфография совпадают) | |||||
Количество баллов | |||||
Уровень |
Лист индивидуальных достижений по формированию Универсальных Учебных Действий (Приложение №3)
№ | Универсальные Учебные Действия | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
Познавательные УУД | |||||||||||||||||
1. | Подготовка дополнительной литературы к урокам всегда | ||||||||||||||||
редко | |||||||||||||||||
никогда | |||||||||||||||||
2. | Проявление познавательного интереса часто | ||||||||||||||||
редко | |||||||||||||||||
почти никогда | |||||||||||||||||
Регулятивные (организационные) УУД | |||||||||||||||||
3. | Умение организовывать и контролировать деятельность на уроке всегда | ||||||||||||||||
иногда | |||||||||||||||||
редко | |||||||||||||||||
4. | Самостоятельность в учебной деятельности всегда самостоятелен | ||||||||||||||||
нуждается в помощи | |||||||||||||||||
5. | Понимание смысла учебной деятельности формирует цель | ||||||||||||||||
формирует цель с помощью учителя | |||||||||||||||||
не умеет формировать цель | |||||||||||||||||
Личностные УУД | |||||||||||||||||
6. | Отношение к учебе в целом положительное | ||||||||||||||||
негативное | |||||||||||||||||
7. | Темп работы на уроке опережает темп работы с класса с высоким качеством | ||||||||||||||||
опережает темп с работы с недостаточным качеством | |||||||||||||||||
соответствует темпу класса | |||||||||||||||||
отстает от темпа класса | |||||||||||||||||
8. | Оформление работ по всем требованиям | ||||||||||||||||
требования частично нарушены | |||||||||||||||||
аккуратно | |||||||||||||||||
грязно | |||||||||||||||||
9. | Домашние задания выполнялись всегда | ||||||||||||||||
иногда не выполнялись | |||||||||||||||||
Коммуникативные УУД | |||||||||||||||||
10. | Участие в работе класса на уроке постоянное | ||||||||||||||||
частое | |||||||||||||||||
редкое | |||||||||||||||||
11. | Взаимоотношения с товарищами положительные | ||||||||||||||||
безразличные | |||||||||||||||||
негативные | |||||||||||||||||
12. | Соблюдение норм и правил поведения удовлетворительное | ||||||||||||||||
неудовлетворительное | |||||||||||||||||
С результатами ознакомлен: (подпись родителей) |
Приложение №4
Раздел А. Математика I четверть (первый урок) Ответь на вопросы: 1. За предыдущую четверть по русскому языку имею отметку ________ 2. Думаю, что в этой четверти я смогу заработать отметку ______ 3. Для этого мне нужно ______________________________________________________________________________________ 4. У меня пока не получается _________________________________________________________________________________ II четверть (первый урок) … и т.д. |
Диагностическая карта (Приложение №5)
Период | Количество баллов | Уровень |
Контрольная карта (Приложение №6)
Диктант | Контрольное списывание | Словарный диктант | Тест | ||||||||
дата | уровень | отметка | дата | уровень | отметка | дата | уровень | отметка | дата | уровень | отметка |
(1 четверть) С результатами ознакомлен: |
Лист индивидуальных достижений по технике чтения (Приложение №7)
Дата | Кол-во слов | Способ чтения | Выразительность | Правильность | Осмысленность | Оцени себя | С результатами ознакомлен | ||||||||
слог | слог + слово | слово | выразительно | невыразительно | без ошибок | неправильное ударение | пропуск и замена букв | повтор слов и слогов | понимает | не совсем понимает | не понимает | я очень хорошо прочитал я хорошо прочитал я не очень хорошо прочитал | |||
Лист индивидуальных достижений по работе с информацией (Приложение №8)
Требования стандарта | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||
Рубеж | Итог года | Рубеж | Итог года | Рубеж | Итог года | Рубеж | Итог года | |
| ||||||||
| ||||||||
выборочным; | ||||||||
по ролям; | ||||||||
| ||||||||
простой план; | ||||||||
схему; | ||||||||
таблицу; | ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
|
Итоговый лист индивидуальных достижений (Приложение №9)
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||||
старт | рубеж | итог года | рубеж | итог года | рубеж | итог года | рубеж | итог года | |
Математика | |||||||||
Русский язык | |||||||||
Литературное чтение | |||||||||
Окружающий мир |