«Папка индивидуальных учебных достижений» как средство организации системы внутренней накопительной оценки результатов обучения

Гусарова Елена Валентиновна

 

Достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сде­лать непосредственно зримым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon papka_dlya_sayta_.doc362.5 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В.Гусарова, заместитель директора по УР

ГБОУ лицей №395 Санкт-Петербурга

«Папка индивидуальных учебных достижений» как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных  результатов 

освоения  учебных программ учащимися начальных классов 

Достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сде лать непосредственно зримым.

        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  (далее - ФГОС НОО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО).

        Достижение предметных результатов на базовом уровне в любом образовательном учреждении – это аксиома, не нуждающаяся в обоснованиях и доказательствах. Достижение предметных и метапредметных результатов обучения обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана. Это порождает ряд требований не только к содержанию и форме организации учебного процесса, но и к содержанию, критериям, методам и процедурам оценки, технологии фиксирования этих результатов.

Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Совокупность всех учебных предметов обеспечивает возможность формирования ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных  действий (далее - УУД) — при условии, что образовательный процесс ориентирован на достижение этих результатов.

        В настоящее время актуален вопрос о введении, дополнительно к традиционным, новых видов, форм и методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих инди видуальные особенности учащихся. На основании Закона «Об образовании» (ст. 32., п. 16) осуществление текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения (далее - ОУ), и для осуществления этой деятельности в каждом ОУ разработана своя система контроля, оценки, формы фиксирования полученных результатов. Работа в режиме безотметочного обучения требует наличия определенных условий, важнейшее из которых – добровольное принятие единой «оценочной политики» всеми членами педагогического коллектива.

        Система оценивания в ОУ должна быть организована так, чтобы с ее помощью можно было:

  1. устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;
  2. давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;
  3. отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования;
  4. обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;
  5. отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

        Проблема получения качественной, объективной информации в области педагогической деятельности имеет важное значение. Без специального отслеживания трудно представить действие учителя и успешность освоения предмета учащимся. Накопление отметок при отсутствии чёткого понимания системы, не дает возможность объективно оценивать дея тельность ученика.                

        «Как определить качество образовательного процесса с наименьшими затратами? Как определить рост образования и образованности каждого ученика, а не класса в целом? Как оп ределить качество развития учащихся?» - Этот вопрос задают себе многие учителя.

        Учитель должен владеть постоянной и системной информацией о том, как идет продви жение каждого ученика по пути усвоения знаний и развитие его личности. Такую информацию можно получить, организуя систематическое отслеживание процесса обучения и фиксирование динамики его результатов. Нужен кропотливый учет, который возможен при проведении мони торинга и анализе его результатов.

Создание «Папки индивидуальных учебных достижений» (далее - ПИУД) является средством организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных  результатов освоения  учебных программ учащимися начальных классов (личностные результаты количественно не оцениваются, их оценивание ведется учителем в основном методом наблюдения, получением информации от семьи); дает возможность индивидуализировать процесс оценивания с сохранением в образовании 5-балльной системы. Данная технология заключает в себе большие возможности для модернизации школьного обучения, т.е. для со вершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе.

        Хотя утверждение, что школа XXI века - это «школа портфолио», т.е. когда портфолио выступает, как некая панацея, которая должна перевернуть всё традицион ное образование, - явно преувеличено, освоение метода портфолио в школе может стать одним из важнейших направлений модернизации, но только при условии обеспечения его надлежащим теоретико-методологическим анализом и связанными с ним дидактико-методическими материа лами. ПИУД рассматривается как систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мо ниторинга знаний.

        ПИУД - несомненно, удачная форма констатации, которая в от личие от обычной отметки полностью лишена субъективизма, так как только содержательно констатирует выполненную ребенком работу. Она является наиболее адекватным методом интегральной (накопительной) оценки, демонстрируя усилия учащихся, прогресс и достижения в различных областях.

        Такой документ - продукт исследовательской деятельности учителя; продукт практико-ориентированного подхода к образованию; это новый подход к обучению, новый способ работы, выражающий современное, новое понимание процес са преподавания и учения, новую культуру учения.

        В работе над ПИУД очень важным является взаимодействие между учителем и учеником, в процессе которого определяются цели работы и вырабатываются критерии оценки, появляются новые цели и новые способы достижения старых целей обучения (Приложение №1). Исходной при этом является мысль, что достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сде лать непосредственно зримым. Вопрос «что оценивать?» решается просто, потому что сама сис тема дает ответ на этот вопрос: «Оцениваться должен лишь результат определенного этапа обу чения, так как оценивать знания ученика в период их формирования нецелесообразно».

        ПИУД - своеобразная выставка личных дости жений ученика, в котором отслеживаются учебные достижения ребёнка по математике, русско му языку, литературному чтению, окружающему миру; а так же общеучебные умения. Учителю и родителям становится понят но, в какой области или в какой теме с ребёнком нужно поработать дополнительно. В этих же папках находятся анализы контрольных работ по математике, русскому языку. Данный доку мент связан со всеми предметными областями, изучаемыми в начальной школе, что позволяет наглядно увидеть, в каких областях ученик добивается наилучших результатов и позволяет каж дому ученику найти материал, отражающий его достижения.

        Документ может быть использован для ученической самооценки, в качестве рефлексии учениками своего развития и в процессе общения с родителями учеников  (Приложение №4). ПИУД способствует налаживанию нормального диалога между родителем и ребенком и получению родителями развернутой информации о том, чем их ребенок в школе за нимается и как у него это получается. Родители же всегда могут узнать о том, как идут дела у их сына или дочери, каких успе хов достиг их ребенок в обучении. Использование данной методики отслеживания достиже ний имеет положительные отзывы учителей и родителей, которые в любой момент могут уви деть уровень обученности ученика и динамику его развития. Эта работа индивидуальна. Результаты дея тельности ребенка сравниваются только с его собственными первоначальными результатами: каким был, что знал и каким стал, что нового узнал и чему научился.

        Миссия использования ПИУД

  1. Папка позволяет показать всем заинтересованным лицам, как учащийся справляется с программой обучения, как происходит формирование его самооценки.
  2. Папка будет сопровождать ученика в течение всего обучения в начальной школе. Каж дый год происходит отдельное формирование папок, что позволяет демонстрировать прогресс во времени как внутри каждого года обучения, так и на протяжении всех четы рех лет.

Содержание  ПИУД

        В состав «Папки индивидуальных учебных достижений» каждого ребенка для характери стики сторон, связанных с его учебной деятельностью, входят:

1) «Листы индивидуальных учебных достижений» (по каждому предмету) для отслеживания и оценивания предметных знаний. В них отражено со держание ФГОС НОО (Приложе ние №2); универсальные учебные действия (Приложе ние №3); листы самооценки (Приложение №4). Так родители и сам ученик имеет возможность не только видеть работу, оценивать ее, но и соотносить с содержательной оценкой учителя, которая фор мулируется не с позиции «что не так»,  а с позиции «что смог, что получилось».

        2)  Подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Та кими работами могут быть следующие:

  1. выборка письменных работ по предметам;
  2. дневники читателя (Приложение №7, Приложение №8);
  3. выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выпол ненным проектам (по всем предметам);

        3) Систематизированные материалы текущей оценки:

  1. отдельные листы наблюдений,
  2. оценочные листы и материалы процессов выполнения отдельных видов работ,
  3. результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематиче ского тестирования  (Приложение №5,  Приложение №6);
  4. выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся (Приложение №4);
  5. листы итоговых оценок  (Приложение №9).

        Фиксирование учебных достижений учащихся в данной форме способствует:

  1. повышению объективности контроля и оценки учебных достижений обучаемых;
  2. обеспечению сопоставимости результатов тестирования для выявления сильных и слабых сторон разных технологий обучения, реализуемых в разных классах;
  3. совершенствованию учебного процесса на основе рекомендаций, полученных при анали зе результатов диагностических тестирований.

        Использование зафиксированных данных позволяет:

  1. осуществлять мониторинг образовательных достижений учащихся с целью оценки каче ства обучения и тенденций развития;
  2. выявить факторы, позволяющие объяснить различия в образовательных результатах уча щихся;
  3. корректировать индивидуальные результаты учащихся;
  4. оценить уровень образовательных достижений класса, ОУ с целью оценки деятельности учителей;
  5. выбрать уровень изучения отдельных учебных предметов;
  6. выявить тенденции в изменении качества образования по различным предметам;
  7. отследить изменения в результатах обучения, которые происходят при переходе из на чальной школы в основное звено.

Литература

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»  (в последней редакции от 17 07.2009).
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Савинов. М.: Просвещение, 2010.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009, № 373.
  4. Оценка достижения планируемых результатов начального общего образования. М.: Просвещение, 2009.
  5. Планируемы результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2009.
  6. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 г., зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009, № 373.
  8. Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьников: Учебно-методическое пособие / под общ. ред. А.П. Тряпициной. СПб.: КАРО, 2008.
  9. Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2008.
  10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.
  11. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся: Учебно-методическое пособие для администраторов и педагогов общеобразовательной школы. СПб.: КАРО, 2006.
  12. О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Письмо Минобразования России от 03.06.2003 г. № 13-51-120/13.
  13. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Минобразования России от 25.09.2000г. № 2021 / 11–13
  14. Образовательные технологии: сб. материалов. М.: Баласс, 2008.
  15. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2 ч., Ч. 1 . М.: Просвещение, 2009.
  16. Т.И.Тюляева. Портфолио ученика, или Папка личных достижений: Сборник/ Автор-составитель Тюляева Т.И. - М.: Вентана-Граф.-2008.
  17. Н.В.Калинина, С.Ю.Прохорова, А.Я.Горбылева. Методика оценки учебных достижений в начальной школе: Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2006.
  18. Г.Ю.Ксензова. Оценочная деятельность учителя. Учебно - методическое пособие. -М.:Педагогическое общество России, 1999.
  19. М.М. Поташник. Управление качеством образования в школе. - М., 1996.
  20. С.Е.Шишов, В.А.Кальней. Школа: мониторинг качества образования.- М.:Пед.об-во России, 2000.
  21. И. Ю. Гутник. Педагогическая диагностика образованности школьников (Теория. История. Практика): учебное пособие / И. Ю. Гутник. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
  22. Л. М. Голубева, Н. Л. Солянкина, Р. С. Кандаурова [и др.]. Результаты мониторингового ис следования качества учебных достижений выпускников начальной школы, обучающихся в разных образовательных системах и по разным образовательным программам. Красно ярск: Издательство Красноярского краевого института повышения квалификации работни ков образования, 2004.
  23. Лизинский В.М. Критерии оценки и стимулирование педагогической деятельности учителей как один из ресурсов управления образовательным процессом // Завуч, 2005, № 5.


Приложение №1

Условные обозначения:

-  заполняет ученик

- заполняет учитель

   Лист индивидуальных достижений по русскому языку (Приложение  №2)

Умения

Старт

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Умею различать:                                              звуки и буквы

гласные и согласные

твёрдые и мягкие согласные звуки

глухие и звонкие согласные звуки

слово и предложение

Умею  составлять модель слова

Умею списывать печатный текст и письменный

Знаю алфавит

Умею делить слова для переноса

Умею ставить ударение в слове ударение

Умею записывать транскрипцию слов

Умею задавать вопросы к словам, называющим:

предметы

действие

признак

Нахожу корень в группе однокоренных слов

Умею определять «опасные» места в словах

Знаю и умею правильно писать орфограммы:

буквосочетания жи – ши, ча - ща, чу - щу

оформлять предложение

непроверяемые буквы в словах (словарные слова 1 класса)

Заглавная буква в именах собственных

грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова, (где  орфоэпия  и  орфография совпадают)

Количество баллов

Уровень

Лист индивидуальных достижений по формированию Универсальных Учебных Действий (Приложение №3)

Универсальные Учебные Действия

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

                 Познавательные УУД

1.

Подготовка дополнительной литературы к урокам

всегда

редко

никогда

2.

Проявление  познавательного интереса

часто

редко

почти никогда

        Регулятивные (организационные) УУД

3.

Умение организовывать и контролировать деятельность  на уроке

всегда

иногда

редко

4.

Самостоятельность в учебной деятельности

всегда самостоятелен

нуждается в помощи

5.

Понимание смысла учебной деятельности

формирует цель

формирует цель с помощью учителя

не умеет формировать цель

                            Личностные УУД

6.

Отношение к учебе в целом

положительное

негативное

7.

Темп работы на уроке

опережает темп работы с класса с высоким качеством

опережает темп с работы с недостаточным качеством

соответствует темпу класса

отстает от темпа класса  

8.

Оформление работ

по всем требованиям

требования частично нарушены

аккуратно

грязно

9.

Домашние задания выполнялись

всегда

иногда не выполнялись

                                    Коммуникативные УУД

10.

Участие в работе класса на уроке

постоянное

частое

редкое

11.

Взаимоотношения с товарищами

положительные

безразличные

негативные

12.

Соблюдение норм и правил поведения

удовлетворительное

неудовлетворительное

С результатами ознакомлен:

(подпись родителей)

Приложение №4

 Раздел А. Математика

I четверть (первый урок)

Ответь на вопросы:

               1.     За предыдущую четверть по русскому языку имею отметку ________

2.      Думаю, что в этой четверти я смогу заработать отметку ______

3.      Для этого мне нужно ______________________________________________________________________________________

4.      У меня пока не получается _________________________________________________________________________________

II четверть (первый урок) … и т.д.

  Диагностическая карта (Приложение №5)

Период

Количество баллов

Уровень

  Контрольная карта (Приложение №6)

Диктант

Контрольное списывание

Словарный диктант

Тест

дата

уровень

отметка

дата

уровень

отметка

дата

уровень

отметка

дата

уровень

отметка

(1 четверть) С результатами ознакомлен:

 

 Лист индивидуальных достижений по  технике чтения (Приложение №7)

Дата

Кол-во слов

Способ чтения

Выразительность

Правильность

Осмысленность

Оцени себя

С результатами ознакомлен

слог

слог + слово

слово

выразительно

невыразительно

без ошибок

неправильное ударение

пропуск и замена букв

повтор слов и слогов

понимает

не совсем понимает

не понимает

я очень

хорошо прочитал

  я хорошо прочитал

          я не очень хорошо прочитал

 Лист индивидуальных достижений по работе с информацией (Приложение №8)

Требования стандарта

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Рубеж

Итог года

Рубеж

        Итог года

Рубеж

Итог года

Рубеж

Итог года

  1. Умею читать в соответствии с литературными нормами;

  1. Пользуюсь  разными видами чтения: сплошным;

выборочным;

       по ролям;

  1. Пользуюсь справочным аппаратом учебника;

  1. Умею самостоятельно составить:

       простой план;

       схему;

       таблицу;

  1. Различаю основные элементы книги;

  1. Даю оценку прослушанному или прочитанному;

  1. Умею находить в тексте нужную информацию;

  1. Умею воспроизводить содержание  прочитанного или услышанного;

  1. Умею работать со словарём и др. справочной литературой;

  1. Умею ориентироваться в каталожной карточке;

  1. Умею самостоятельно выбирать и читать детские книги, периодику.

 Итоговый лист индивидуальных достижений (Приложение №9)

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

старт

рубеж

итог года

рубеж

итог года

рубеж

итог года

рубеж

итог года

Математика

Русский язык

Литературное чтение

Окружающий мир