Педагогические условия формирования вариативной деятельности младших школьников в процессе личностно ориентированного обучения

«Педагогические условия формирования вариативной деятельности младших школьников в процессе личностно ориентированного обучения»


Исторически сформировавшаяся и уже давно устоявшаяся система начального образования обеспечивает присвоение детьми определенного круга знаний, но разрыв между учебными навыками и умственным развитием в традиционно организованной системе указывает на отсутствие достаточной связи между содержанием обучения и действительными возможностями детей. В связи с этим актуальность введения инновационных технологий в образовательный процесс начальной школы определяется рядом противоречий:
- между потребностью общества в подготовленных к самостоятельной, творческой деятельности выпускниках начальной школы  и консервативностью начального звена обучения, выражающейся в практическом следовании знаньевой парадигме образования;
- между возросшей ролью инновационных процессов в педагогической науке и практике и недостаточностью разработанности проблемы формирования разнообразной вариативной деятельности младших школьников;
- между традиционным пониманием вариативной деятельности как первоначальной творческой деятельности и недостаточной востребованностью ее творческого потенциала в реализации личностно ориентированного обучения.
Формирование вариативной деятельности младших школьников в процессе личностно ориентированного обучения возможно, если:
- учебный процесс будет основываться на целостном представлении о вариативной деятельности младших школьников;
- содержание дидактических материалов и способы их включения в учебный процесс будут способствовать поэтапному формированию вариативной деятельности младших школьников;
- будут определены и реализованы педагогические условия формирования вариативной деятельности учащихся в начальных классах;
- будет разработана и реализована структурно-функциональная  модель формирования вариативной деятельности младших школьников.
 К основным показателям сформированности вариативной деятельности учащихся мы относим: умения активного самостоятельного поиска и выбора деятельности в рамках задания, имеющего множество частных задач; умения оперировать как конкретными, так и абстрактными понятиями, переносить частные решения в стандартные и нестандартные ситуации; наличие гибкости и мобильности мышления; использование как индуктивного, так и дедуктивного способов  учебной деятельности; коммуникативные умения; ярко выраженную мотивацию к учебной деятельности.
Специфика разработанной модели формирования вариативной деятельности младших школьников определяется содержанием поэтапной работы с учащимися, возрастными особенностями младших школьников, сформированностью умения осуществлять осознанный выбор деятельности. Ее содержательное наполнение определяется составляющими познавательного, мотивационного, коммуникативного и преобразующего компонентов вариативной деятельности. Этапы формирования вариативной деятельности младших школьников включают определенную последовательность педагогического процесса, ориентированного на формирование умственных и практических  учебных действий. Этапы строятся на межпредметной основе и предполагают адекватность действий учителя и ученика. Обе эти деятельности имеют общую структуру: целеполагание, мотивы, содержание, средства, результаты, контроль. Однако деятельность учителя и учащихся различна.
 В процессе формирования вариативной деятельности учащихся начальной школы рекомендуется использовать методические пособия по проведению интегрированных уроков.
 При разработке интегрированных уроков необходимо продумывать и учитывать логическую взаимосвязь понятий, изучаемых на уроках разной целевой направленности и на разных этапах обучения. Интегрированные уроки содержат большой эмоциональный и познавательный компоненты, которые позволяют рассматривать одно и то же понятие средствами разных учебных предметов, при этом создаются возможности для формирования вариативной деятельности учащихся.
Уроки обучения грамоте, элементы наглядной геометрии, интегрированные уроки, нестандартные и проблемные ситуации на уроках могут выступить как этапы, обеспечивающие формирование вариативной деятельности учащихся. Уровень сложности заданий должен последовательно увеличиваться, исходя из познавательных возможностей школьников, усиливая позитивную мотивацию.
В начальный период обучения практическая и предметная деятельность учащихся, формирующая и развивающая вариативную деятельность, является доминирующей. В то же время в учебный процесс второго класса во втором полугодии  включаются задания, выполнение которых требует перекодирования известной информации (описать словами информацию, изображенную на чертеже или схеме; изобразить данное правило или понятие в виде рисунка и т.д.). Формирование вариативной деятельности может осуществляться посредством развития и осознания логических отношений и связей в процессе решения нестандартных задач, разрешения проблемных ситуаций, освоения нового материала. Такая деятельность носит продуктивный характер, опирается на принципы личностно ориентированного обучения, направлена на создание положительной мотивации и ситуации успеха (ученик испытывает чувство удовлетворения от процесса и результата своей учебной деятельности).
В третьих и четвертых классах основная работа по формированию вариативной деятельности младших школьников может проводиться на уроках русского языка, математики, окружающего мира, технологии и ИЗО. Во время занятий систематически можно использовать разработанные тренажеры по русскому языку (1 и 2 части), предназначенные для групповой, индивидуальной работы и самостоятельной проверки знаний учащимися, игровой словарик по выработке навыков орфографической грамотности, поурочные разработки интегрированных уроков. Приоритет при отдается развивающей функции обучения: вариативная деятельность формируется на основе диалектического единства двух противоречивых тенденций: развития логики и интуиции при выполнении учебных заданий. В систему обучающих и развивающих заданий войдут творческие проекты, исследования, домашние пролонгированные работы, дидактические тесты. Необходимо предлагать учебные задачи, которые можно выполнить разными способами (арифметическим, геометрическим, алгебраическим или просто путем логических рассуждений). Большое значение при оценивании заданий имеет адекватность самооценки.
Последовательность выполняемых учебных задач, подбор и структура учебного материала позволят создать условия для инициативы, творческого поиска, ответственности и самостоятельности выбора действий в стандартных и нестандартных ситуациях.
Таким образом, если в первом и втором классах проявляются только некоторые элементы  вариативной деятельности школьников, то в третьем и четвертом классах большинство учащихся с удовольствием экспериментируют и выдвигают различные гипотезы  при выполнении предложенных им заданий.
 Правильно выбранные подходы к построению и реализации структурно- функциональной модели формирования вариативной деятельности младших школьников при личностно ориентированном обучении обеспечивают положительный результат: наблюдается системность в переборе вариантов и выборе варианта деятельности, соответствующего заданным условиям, возрастает творческая и познавательная активность, формируется мотивация к активной деятельности, улучшается качественно результативность учебной и практической деятельности.

1. Проведенное исследование позволило выявить и реализовать:
а) потенциал личностно ориентированного обучения в формировании вариативной деятельности младших школьников, который включает: субъект - субъектные отношения учителя и ученика; предоставление права на свободу выбора вида, формы, способа учебной деятельности; оценку не личности ребенка, а результатов его деятельности; учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника, опору на зону ближайшего развития мышления ученика.
2. В процессе формирования вариативной деятельности учитывались: особенности развития младших школьников в действенном, познавательном и речевом планах, которые взаимодействуют, обеспечивая теоретическое и практическое усвоение учебного материала; логичность и критичность мыслительных операций; зоркость в поисках проблем; целостность восприятия; сближение понятий; способность к оценке ситуации; гибкость мышления; легкость генерирования идей; способность к доработке и переносу опыта.

3. Разработаны и реализованы: методические рекомендации по обучению грамоте (добукварный, букварный, послебукварный периоды); дидактические материалы для дополнительного чтения в период обучения грамоте «Как хорошо уметь читать …» тренажер по русскому языку для начальной школы (пословицы и поговорки); «Тренажер по русскому языку» для учащихся третьих – четвертых классов (части речи); «Русский язык с увлечением», «Интегрированные уроки», включающие элементы наглядной геометрии;

4. Создана и реализована структурно-функциональная модель формирования вариативной деятельности младших школьников, которая базируется на идеях личностно ориентированного обучения, принципах технологии деятельностного метода.

5. Выявлена и экспериментально проверена совокупность педагогических условий эффективного формирования вариативной деятельности младших школьников (опора на зону ближайшего развития и познавательную мотивацию достижений; организация напряженной умственной и практической учебной деятельности; интеграция учебных предметов; проектная и исследовательская деятельность на уроке; активные формы учебной деятельности (работа в группах, парах, режиме диалога и др.); разработка и реализация комплекта дидактических материалов.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что применение инновационных технологий в начальной школе формируют деятельностные способности учащихся и вариативное мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Педагогические условия формирования вариативной деятельности младших школьников в процессе личностно ориентированного обучения»

Радченкова Т.И., учитель начальных классов                                                                 МОУ Куйбышевская ООШ

Исторически сформировавшаяся и уже давно устоявшаяся система начального образования обеспечивает присвоение детьми определенного круга знаний, но разрыв между учебными навыками и умственным развитием в традиционно организованной системе указывает на отсутствие достаточной связи между содержанием обучения и действительными возможностями детей. В связи с этим актуальность введения инновационных технологий в образовательный процесс начальной школы определяется рядом противоречий:

- между потребностью общества в подготовленных к самостоятельной, творческой деятельности выпускниках начальной школы  и консервативностью начального звена обучения, выражающейся в практическом следовании знаньевой парадигме образования;

- между возросшей ролью инновационных процессов в педагогической науке и практике и недостаточностью разработанности проблемы формирования разнообразной вариативной деятельности младших школьников;

- между традиционным пониманием вариативной деятельности как первоначальной творческой деятельности и недостаточной востребованностью ее творческого потенциала в реализации личностно ориентированного обучения.

Формирование вариативной деятельности младших школьников в процессе личностно ориентированного обучения возможно, если:

- учебный процесс будет основываться на целостном представлении о вариативной деятельности младших школьников;

- содержание дидактических материалов и способы их включения в учебный процесс будут способствовать поэтапному формированию вариативной деятельности младших школьников;

- будут определены и реализованы педагогические условия формирования вариативной деятельности учащихся в начальных классах;

- будет разработана и реализована структурно-функциональная  модель формирования вариативной деятельности младших школьников.

 К основным показателям сформированности вариативной деятельности учащихся мы относим: умения активного самостоятельного поиска и выбора деятельности в рамках задания, имеющего множество частных задач; умения оперировать как конкретными, так и абстрактными понятиями, переносить частные решения в стандартные и нестандартные ситуации; наличие гибкости и мобильности мышления; использование как индуктивного, так и дедуктивного способов  учебной деятельности; коммуникативные умения; ярко выраженную мотивацию к учебной деятельности.

Специфика разработанной модели формирования вариативной деятельности младших школьников определяется содержанием поэтапной работы с учащимися, возрастными особенностями младших школьников, сформированностью умения осуществлять осознанный выбор деятельности. Ее содержательное наполнение определяется составляющими познавательного, мотивационного, коммуникативного и преобразующего компонентов вариативной деятельности. Этапы формирования вариативной деятельности младших школьников включают определенную последовательность педагогического процесса, ориентированного на формирование умственных и практических  учебных действий. Этапы строятся на межпредметной основе и предполагают адекватность действий учителя и ученика. Обе эти деятельности имеют общую структуру: целеполагание, мотивы, содержание, средства, результаты, контроль. Однако деятельность учителя и учащихся различна.

 В процессе формирования вариативной деятельности учащихся начальной школы рекомендуется использовать методические пособия по проведению интегрированных уроков.

 При разработке интегрированных уроков необходимо продумывать и учитывать логическую взаимосвязь понятий, изучаемых на уроках разной целевой направленности и на разных этапах обучения. Интегрированные уроки содержат большой эмоциональный и познавательный компоненты, которые позволяют рассматривать одно и то же понятие средствами разных учебных предметов, при этом создаются возможности для формирования вариативной деятельности учащихся.

Уроки обучения грамоте, элементы наглядной геометрии, интегрированные уроки, нестандартные и проблемные ситуации на уроках могут выступить как этапы, обеспечивающие формирование вариативной деятельности учащихся. Уровень сложности заданий должен последовательно увеличиваться, исходя из познавательных возможностей школьников, усиливая позитивную мотивацию.

В начальный период обучения практическая и предметная деятельность учащихся, формирующая и развивающая вариативную деятельность, является доминирующей. В то же время в учебный процесс второго класса во втором полугодии  включаются задания, выполнение которых требует перекодирования известной информации (описать словами информацию, изображенную на чертеже или схеме; изобразить данное правило или понятие в виде рисунка и т.д.). Формирование вариативной деятельности может осуществляться посредством развития и осознания логических отношений и связей в процессе решения нестандартных задач, разрешения проблемных ситуаций, освоения нового материала. Такая деятельность носит продуктивный характер, опирается на принципы личностно ориентированного обучения, направлена на создание положительной мотивации и ситуации успеха (ученик испытывает чувство удовлетворения от процесса и результата своей учебной деятельности).

В третьих и четвертых классах основная работа по формированию вариативной деятельности младших школьников может проводиться на уроках русского языка, математики, окружающего мира, технологии и ИЗО. Во время занятий систематически можно использовать разработанные тренажеры по русскому языку (1 и 2 части), предназначенные для групповой, индивидуальной работы и самостоятельной проверки знаний учащимися, игровой словарик по выработке навыков орфографической грамотности, поурочные разработки интегрированных уроков. Приоритет при отдается развивающей функции обучения: вариативная деятельность формируется на основе диалектического единства двух противоречивых тенденций: развития логики и интуиции при выполнении учебных заданий. В систему обучающих и развивающих заданий войдут творческие проекты, исследования, домашние пролонгированные работы, дидактические тесты. Необходимо предлагать учебные задачи, которые можно выполнить разными способами (арифметическим, геометрическим, алгебраическим или просто путем логических рассуждений). Большое значение при оценивании заданий имеет адекватность самооценки.

Последовательность выполняемых учебных задач, подбор и структура учебного материала позволят создать условия для инициативы, творческого поиска, ответственности и самостоятельности выбора действий в стандартных и нестандартных ситуациях.

Таким образом, если в первом и втором классах проявляются только некоторые элементы  вариативной деятельности школьников, то в третьем и четвертом классах большинство учащихся с удовольствием экспериментируют и выдвигают различные гипотезы  при выполнении предложенных им заданий.

 Правильно выбранные подходы к построению и реализации структурно- функциональной модели формирования вариативной деятельности младших школьников при личностно ориентированном обучении обеспечивают положительный результат: наблюдается системность в переборе вариантов и выборе варианта деятельности, соответствующего заданным условиям, возрастает творческая и познавательная активность, формируется мотивация к активной деятельности, улучшается качественно результативность учебной и практической деятельности.

1. Проведенное исследование позволило выявить и реализовать:

а) потенциал личностно ориентированного обучения в формировании вариативной деятельности младших школьников, который включает: субъект - субъектные отношения учителя и ученика; предоставление права на свободу выбора вида, формы, способа учебной деятельности; оценку не личности ребенка, а результатов его деятельности; учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника, опору на зону ближайшего развития мышления ученика.

2. В процессе формирования вариативной деятельности учитывались: особенности развития младших школьников в действенном, познавательном и речевом планах, которые взаимодействуют, обеспечивая теоретическое и практическое усвоение учебного материала; логичность и критичность мыслительных операций; зоркость в поисках проблем; целостность восприятия; сближение понятий; способность к оценке ситуации; гибкость мышления; легкость генерирования идей; способность к доработке и переносу опыта.

3. Разработаны и реализованы: методические рекомендации по обучению грамоте (добукварный, букварный, послебукварный периоды); дидактические материалы для дополнительного чтения в период обучения грамоте «Как хорошо уметь читать …» тренажер по русскому языку для начальной школы (пословицы и поговорки); «Тренажер по русскому языку» для учащихся третьих – четвертых классов (части речи); «Русский язык с увлечением», «Интегрированные уроки», включающие элементы наглядной геометрии;

4. Создана и реализована структурно-функциональная модель формирования вариативной деятельности младших школьников, которая базируется на идеях личностно ориентированного обучения, принципах технологии деятельностного метода.

5. Выявлена и экспериментально проверена совокупность педагогических условий эффективного формирования вариативной деятельности младших школьников (опора на зону ближайшего развития и познавательную мотивацию достижений; организация напряженной умственной и практической учебной деятельности; интеграция учебных предметов; проектная и исследовательская деятельность на уроке; активные формы учебной деятельности (работа в группах, парах, режиме диалога и др.); разработка и реализация комплекта дидактических материалов.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что применение инновационных технологий в начальной школе формируют деятельностные способности учащихся и вариативное мышление.