Мы выбираем школу
Материал о подготовке ребёнка к школе, о преемственности между дошкольным образованием и начальной школой.
Материал содержит план-посещения школы будущими первоклассниками, анкеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_sodruzhestve_s_roditelyami.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мы выбираем школу…
Успех в педагогике
Бывает только общим.
(народная мудрость)
Все пятнадцать лет работы в школе убедили меня в том, что только совместно с семьёй школа может создать тот важнейший комплекс факторов и условий, который делает образовательную работу эффективной. Если у меня получается сделать родителей своими союзниками, то я становлюсь сильнее как педагог во всех отношениях. Как же сделать так, чтобы взаимодействие с родителями носило характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. Как сделать так, чтобы родители чаще всего с пониманием и воодушевлением воспринимали происходящее в стенах образовательного учреждения?
Я давно заметила, что работать легче с теми родителями, которые понимают и предполагают увидеть в своём ребёнке что-то конкретное. Они легче идут на сотрудничество. А как быть с остальной массой родителей? Работа в этом направлении помогла найти мне верный путь решения проблем воспитания детей и вовлечь родителей в школьную жизнь.
Совместную работу с родителями я, как учитель начальных классов, начинаю ещё задолго до прихода ребёнка в школу. Наша первая встреча с детьми происходит в детских садах микрорайона в сентябре (за год до начала учебного года в школе).
Мы с коллегами предлагаем родителям взглянуть и окунуться в школьную жизнь ещё задолго до поступления в первый класс. Это ответственное время не только для родителей, но и для учителя: нужно понять, что хотят родители для своего ребёнка от школы. А для родителей очень важно принять решение о выборе школы и учителя для своего ребёнка.
Вот именно с этих первых шагов и начинается сотрудничество с родителями, выстраивается понимание между взрослыми (учитель + родители) во благо ребёнка. О важности и необходимости этого этапа свидетельствуют не только практики, но и теоретики:
«Отсутствует преемственность и непрерывность между дошкольным образованием и начальной школой. Сегодня в первом классе тратится до 60 % учебного времени на то, что могли бы сделать дошкольные учреждения, и на коррекцию того, что ими было сделано не компетентно»[1].
Вот мы на практике и стараемся изменить , поправить эту педагогическую ситуацию.
И так, первая встреча с родителями, и первая встреча с детьми. В них можно увидеть много общего.
Большая группа ребят собралась посмотреть на учителей, которые скоро придут и заберут их из «тёплого гнёздышка» в страну Знаний. Кто-то из детей улыбается, кто-то прячется, а более смелые сразу вступают в контакт и задают массу вопросов:
- А как вас зовут?
-А вы любите детей?
-А вы умеете рисовать?
-А нам будет интересно в школе?
Задавая такие вопросы, ребёнок как будто изучает нас, заглядывая вперёд, в будущее. Такая беседа переходит в дружеский диалог. А чуть позже встреча с родителями. И та же заинтересованность и доброта. Вопросы родителей близки к вопросам детей:
-Как вас зовут?
-По какой программе вы работаете?
-Что даёт ваша программа?
-Есть ли кружки, секции в школе?
-Как организовано питание?
-Какие мероприятия проводятся в школе?
Из опыта этих встреч сложился круг вопросов для них, а именно:
- представление учителя, программы, по которой он работает;
- знакомство с традициями и достижениями школы;
- план – встреч родителей и будущих первоклассников.
(Приложение 1)
По плану следующая встреча в декабре месяце. Мы приглашаем наших гостей на праздник «Здравствуй, Дедушка Мороз!». Таким образом, мы даём возможность родителям посмотреть не только представление, но и как их дети вливаются в школьный коллектив: водят хороводы, поют песни, танцуют, читают стихи. Ведь одновременно к этому празднику готовятся и дети четвертых классов начальной школы. Они готовят приглашение на ёлку, мастерят подарки для малышей, принимают участие в сказочном представлении.
На этом празднике родители, как и их дети, впервые становятся участниками школьной жизни. И видят, какими могут стать их дети через несколько лет. Вот мнение некоторых из родителей (2007г.):
-Мой сын очень хотел пойти на праздник. Мы весь вечер готовили костюм, повторили стихотворение. Он так волновался, потому что первый раз пришёл в школу.
-Моему сыну тоже понравилось, он уже познакомился с ребятами из другого детского сада.
-У меня ещё есть время выбрать школу для ребёнка, подумать, сравнить. Но меня заинтересовала эта школа тем, что они не только готовят будущих первоклассников к школе, но и нам дают возможность выбора программы, учителя.
Мы видим и наблюдаем, как родители беседуют друг с другом, а значит, нам удалось сблизить не только детей, но и взрослых. А это очень важно в работе классного руководителя.
Выдерживая строгий график работы, планируем следующую встречу только с родителями (конец января). Мамы и папы приходят в школу как «настоящие родители учеников». На этой встрече мы даём рекомендации, как готовить ребёнка к школе, изучаем информацию о ребёнке, семье. Это даёт возможность не только составить социальный паспорт, но и продумать уже на этом этапе индивидуальную работу и с детьми, и с родителями. (Приложение 2, 3)
И с этого же времени родителям предлагаем посетить уроки у педагогов, делающих новый набор. Это даёт возможность ближе узнать учителя, программу по которой он работает, и даже увидеть результат его труда, ведь это уроки у выпускников начальной школы. Уже в это время мы замечаем, что интерес родителей к школе возрос: они ждут встреч, консультаций, бесед, больше задают вопросов.
В марте месяце учащимися начальной школы организуется праздник для будущих учеников. Нам предоставляется возможность познакомить их ещё с одной из школьных традиций, которая живёт в нашей школе более десяти лет – «Неделя театра». Именно на спектакль учащиеся выпускники начальной школы приглашают родителей и будущих первоклассников.
Нарядно одетые малыши с пригласительными билетами в руках входят торжественно в зал вместе с родителями. Затихает музыка, и все с волнением смотрят на сцену, где главные герои – дети, а красивые костюмы и забавные декорации - это всё придумано и сделано руками родителей учащихся четвёртых классов. На одном дыхании дети и родители смотрят на игру актёров, и мне кажется, уже мечтают: совсем скоро и я буду Золушкой на этой сцене.
Это встреча, по моим наблюдениям, всегда является самой сильной по эмоциональному воздействию на детей и родителей. И даёт новый импульс пониманию, снимает боязнь, неизвестность перед школой, и у них растёт интерес, желание и доверие.
В апреле месяце даём возможность родителям посмотреть на своих детей как на учеников. «Путешествие по станциям в страну Знаний» - это игровые мини -уроки, на которых каждый ребёнок-ученик, а вместо отметок он зарабатывает сувенир, подготовленный выпускниками начальной школы. Весь материал выстраивается с учётом индивидуальных данных детей. Будущие ученики так входят в роль, как будто они давно учатся в этой школе. Мы видим лица родителей, переживание и восхищение своим ребёнком. За целый год тесного сотрудничества из них никто и не заметил, как будущие ученики давно стали учениками школы, а родители участниками школьного процесса.
И на завершающем этапе, в мае месяце, по итогам всей работы, формируются классы, согласно заявлению родителей, их выбору.
Логично в июне, а не в сентябре, дети становятся одноклассниками. Ровно две недели ведутся подготовительные занятия к школе. Родители не просто общаются, они заинтересованы в конкретных педагогических советах и консультациях. В ходе двух недель «ученичества» мы вместе с родителями определяем:
- уровень готовности ребёнка к школе, умение работать в коллективе;
- обсуждаем индивидуальные рекомендации, которые нужны для подготовки ребёнка к школе;
- совместно решаем организационные вопросы (форма, учебные принадлежности).
А восклицательным знаком этой кропотливой работы становится подготовка праздника «Здравствуй, школа!» 1 сентября. Этот праздник готовим вместе с детьми-первоклассниками и их родителями. К этому празднику, который запоминается на всю жизнь, мы никогда не готовимся формально.
В моей работе есть традиция, которую заложили родители нынешних выпускников школы. Они предложили детям дарить на Первое сентября колокольчики – звоночки. Эта традиция в моём классе прижилась, но только называем мы их теперь по-другому – талисманом, а прикрепляем колокольчик на осенний кленовый листок, изготовленный из цветной бумаги. Этот подарок становится талисманом на всю школьную жизнь. Так приятно эти колокольчики-звоночки видеть через одиннадцать лет -25 мая, на празднике Последнего Звонка. Эта связь не обрывается, и звон колокольчика напоминает вечно бьющееся сердце учителя и ученика.
Давно, когда я была ещё сама ученицей, услышала красивую легенду, которая стала основой моей педагогической деятельности:
« В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово – «понимание».
Оно невероятно важно в работе с детьми и ещё важнее в работе с родителями. Союз и понимание с родителями дают неограниченные возможности педагогу.
Список использованной литературы:
- Бунеев Р.Н. Образовательная система нового поколения. – Москва:
Изд-во Баласс. 2009г.
- Бунеева Е.В. Предшкольное образование. – Москва: Изд-во Баласс. 2008г.
- Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. – Москва: Изд-во «ВАКО». 2006г.
- Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования. Сборник материалов. Выпуск 9. – Москва: Изд-во Баласс. 2009г.
- Пинт А.О. Это вам родители. – Москва: Изд-во «Знание». 1979г.
- Начальная школа плюс до и после // Готовимся к встрече с первоклассниками. № 6. – Москва: Изд-во Баласс. 2009г.
Приложение 1.
План - встреч
родителей и будущих первоклассников.
№ п/п | мероприятие | дата проведения |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | «Первая встреча» (знакомство с первым учителем в детском саду) «Мой ребёнок – будущий первоклассник» (присутствие первого учителя на родительском собрание в детском саду) «Здравствуй, Дедушка Мороз!» (первое посещение школы воспитанников детского сада на Новогоднее представление) «Первое собрание» (родительское собрание с будущими родителями) Выступление «Режим дня будущего школьника». Заполнение анкеты. «Первые уроки» (посещение уроков родителями) «Я иду в школьный театр» (просмотр спектаклей, подготовленных выпускниками начальной школы) «Путешествие в Страну Знаний» (мини-уроки в игровой форме для будущих первоклассников) «Ответственный выбор» (родительское собрание с обзором УМК, заявление) «Первые уроки» (подготовительные занятия с будущими первоклассниками, 2 недели) | сентябрь октябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь |
Приложение 2.
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в опросе по вопросам школьной воспи тательной системы и взаимодействия учителя и родителей.
Ваше мнение поможет лучше понять существующее положение и выра ботать рекомендации по улучшению обучения и воспита тельной работы в школе.
Надеемся на искренние ответы. Результаты работы будут использованы только в обобщенном виде.
Заранее благодарим и желаем успеха.
1. Фамилия, имя, отчество ребёнка:
2. Число, месяц, год рождения ребёнка__________________________________
3 Ф.И.О. матери ____________________________________________________________________
4 Место работы, должность, рабочий телефон ____________________________________________________________________
5 Ф.И.О. отца ____________________________________________________________
6 Место работы, должность, рабочий телефон
____________________________________________________________________________________
(если не проживает указать в скобках)
7 Статус семьи (подчеркнуть) полная, неполная, мать- одиночка, многодетная,
есть опекаемый ребёнок
8 Количество детей в семье_______, возраст_________________________________
где обучаются, в каком классе учатся_____________________________________
___________________________________________________________________________________
9 Домашний адрес (где проживаете в настоящий момент) ______________________________________________________________________
10 Домашний телефон (если нет-указатьтелефон бабушки или соседей, сотовый телефон)
_______________________________________________________________________
11. Нуждается ли ваш ребёнок в группе продлённого дня?_____________________
12. Психологические особенности ребёнка___________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
13. Какую помощь вы можете оказать классу?____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
14. В котором часу ребёнок ложится спать?____________________________
15. Нужно ли проводить в классе семейные праздники?
__________________________________________________________________
16. Ваши предложения и пожелания на новый учебный год :
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3.
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в опросе по теме «Интересы вашего ребёнка».
Ваши ответы помогут лучше понять, что интересует вашего ребёнка и поможет нам в планирование воспитательной работы с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.
Заранее благодарим и желаем успеха.
1. Фамилия, имя ребёнка__________________________________________
2. Любимый цвет________________________________________________
3. Любимое время года___________________________________________
4. Самые любимые занятия в детском саду__________________________
_______________________________________________________________
5. Больше всего любит рисовать___________________________________
_______________________________________________________________
6. Какие книги нравятся вашему ребёнку___________________________
______________________________________________________________
7. Самый любимый мультфильм___________________________________
_______________________________________________________________
8. Любимые телепередачи________________________________________
_______________________________________________________________
9. Как часто и где вы отдыхаете с ребёнком ?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
10. Чем ребёнок занимается в свободное время?______________________
_______________________________________________________________
11. Что коллекционирует?_________________________________________
12. Кем хочет стать и почему?_____________________________________
_______________________________________________________________
13. Любит ли разгадывать кроссворды, ребусы?_______________________
_______________________________________________________________
[1] Бунеев Р.Н. Образовательная система нового поколения. Теория и практика. – М. : Баласс, 2009. -54 с.