Сопереживание — как взаимное выражение отношения к происходящему в жизни семьи и школы
Скорость нашей лодки зависит от самочувствия гребцов.
ПРИНЦИП СОПЕРЕЖИВАНИЯ
Принцип сопереживания обеспечивает достаточное благоприятное самочувствие партнеров совместной деятельности, что важно в достижении высокой результативности планируемого общего дела.
Сопереживание — это взаимное выражение отношения к происходящему в жизни семьи и школы, выявляющее взаимное уважение и взаимную расположенность этих партнеров, организующих жизнедеятельность ребенка.
Принцип сопереживания объединяет, сплачивает, поселяет взаимное доверие друг к другу и открывает двери для содружества. Только его содержание не надо вульгаризировать, сводить к постоянному уверению друг друга в почтении. Практика воплощения его более сложная, чем элементарные двусторонние комплименты. Сопереживание организуется, инициируется педагогом, к сопереживанию приучается семь.Общим результатом принципа сопереживания становится благополучный социально-психологический климат школы и семьи,обеспечивающий максимально возможное личностное развитие ребенка.
Очень важно, чтобы «сентиментальная пена» не заменила истинного сочувствия человеку или группе людей; экспрессия может породить слезы, смех, ненависть, но это не всегда отражает глубокое понимание состояния души человека или обстоятельств жизни человека; следует учить детей (и родителей тоже) сдержанности в проявлении сочувствия, но — непременному искреннему и открытому сочувствию.
Формы взаимодействия педагогов с родителями адекватные принципу сопереживания
- ПРИВЕТСТВИЯ (устные либо письменные послания в адрес родителей добрых пожеланий, обычно в связи с каким-либо событием).
- ПОЗДРАВЛЕНИЯ ПРАЗДНИЧНЫЕ ИЛИ ПРИ ОСОБЫХ СО БЫТИЯХ (устные, переданные через детей, или письменные краткие поздравления перед праздником или при успехах детей).
- СООБЩЕНИЯ ОБ УСПЕХАХ ДЕТЕЙ (краткое сообщение о состоянии индивидуальной деятельности ребенка).
- СЦЕНИЧЕСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ «ЧТО МЫ ЗНАЕМ ТЕПЕРЬ И ЧТО УМЕЕМ» (сценическое представление для родителей творческого характера в качестве красивого рассказа об умениях, знаниях и новых отношениях, которые обрели дети за какой-то временной период).
- ДОБРЫЙ РАЗГОВОР «А В НАШЕЙ СЕМЬЕ...» или «Я - ПРЕДСТАВИТЕЛЬ МОЕЙ СЕМЬИ» (проводится в малой группе, протекает как обмен между детьми своими отношениями к семье).
- РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРАЗДНИК (форма клубного отдыха с концертом, музыкой, сувенирами детей и для детей, с небольшим разговором на тему семейного воспитания, с участием детей).
- РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ (только для родителей: обмен опытом семейного воспитания, обсуждение вопросов семейной жизни, проводится психологам или социальным работником).
- ПРИГЛАШЕНИЕ НА ТОРЖЕСТВЕННЫЙ АКТ (письменная или устная форма приглашения в связи с торжеством в школе).
- СТЕНДОВАЯ ВЫСТАВКА «НАША РОДОСЛОВНАЯ» (составленные схемы семейной родословной выставляются для всеобщего обозрения перед собранием родителей либо в вестибюле школы).
- ПОДАРКИ И СУВЕНИРЫ (изготовляются детьми, вручаются прямо в руки с приветствием и пожеланиями).
- БАЛ ПОКОЛЕНИЙ (школьный вечер танцев, состоящий из трех частей: танцы бабушек и дедушек, танцы мам и пап, танцы сегодняшнего школьника).
- СОСТЯЗАНИЕ «БАБУШКИНА КАША» (веселое приготовление каши разных сортов и видов разными бабушками, веселая дегустация, присуждение премий по разным номинациям).
- ПРОФЕССИИ НАШИХ ЛЮБИМЫХ (рассказы приглашенных родителей о своих профессиях).
- ОПОСРЕДОВАННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПО ПОВОДУ ОБЩЕГО С ДЕТЬМИ ДЕЛА ИЛИ СОБЫТИЯ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ (просьба передать родителям мнение, суждение, самочувствие педагога или обобщение детьми по поводу чего-либо).
- ПУБЛИЧНО ПРОВОЗГЛАШАЕМЫЕ ВЫСОКИЕ ОЦЕНКИ В АДРЕС СЕМЬИ (педагогическое провозглашение некоторых достоинств, свойственных некоторым семьям, - лучше общее и анонимное).