Интерактивные формы организации учебного процесса

Клюшина Елена Валентиновна

Современная педагогическая наука по-новому рассматривает содержание образования. В педагогической практике по-прежнему преобладают технологии информационного характера, в то время как объективные потребности общества делают актуальной проблему широкого внедрения развивающих и личностно-ориентированных технологий. Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов  к методикам преподавания, расширения арсенала методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближении изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивные формы организации учебного процесса.

 

                            Скажи мне – и я забуду;
   

     Покажи мне – и я запомню;
   

      Дай сделать – и я пойму.
               

                    Китайская притча.

      Современная педагогическая наука по-новому рассматривает содержание образования. В педагогической практике по-прежнему преобладают технологии информационного характера, в то время как объективные потребности общества делают актуальной проблему широкого внедрения развивающих и личностно-ориентированных технологий. Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов  к методикам преподавания, расширения арсенала методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближении изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем. Исследования, которые проводят ученые в школах, показывают, что преобладание репродуктивных подходов создает у половины обучающихся безразличное отношение к учению, а у трети – отрицательное отношение. Именно поэтому в гражданском образовании важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти нужную информацию, обменяться мнением по определенной теме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы, выполнять разнообразные роли.

     Необходимость развивать общую культуру учащихся продиктована самой жизнью, в частности, тем социальным заказом, который предъявляет современное общество к общеобразовательной подготовке детей. Этот заказ – сформировать социально-активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ученика. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые на уроках для расширения кругозора школьников и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

    Основным результатом образования должна стать не только система знаний, умений  и навыков, а набор современных компетенций.

    Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.

   

     Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений

•Учителя с детьми

•Детей друг с другом

•Каждого ребёнка с учителем

•Ученика с коллективом 

     Суть интерактивного обучения – достижение результатов в обучении и достигается она только в непрерывном взаимодействии, взаимообогащении, сотрудничестве, взаиморазвитии, диалоге, коммуникации, рефлексии между учителем и учеником.

     Что же такое интерактивное обучение?

• это научение  (стихийное или специальное), основанное на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением (учебной предметно-развивающей средой).                                                         Михаил Кларин

• это обучение, основанное на взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, имеющих интеллектуальную автономность.

                                                         Ж. Жак

     

• это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов, ведущая роль отводится развивающим – частично поисковым, поисковым и исследовательским видам деятельности учащихся

    В широком смысле интерактивное обучение – это диалог любых субъектов с использованием доступных им средств и методов.

    Основное значение интерактивного обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:

• стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов.

• повышение уровня активности и самостоятельности учащихся.

• развитие навыков анализа критичности мышления,  взаимодействия, коммуникации.

• саморазвитие и развитие,  благодаря активизации мыслительной деятельности и взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

    В интерактивном обучении  учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через  сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем  и сверстником ученик чувствует себя  комфортнее. 

  Умелая  организация  взаимодействия  учащихся  на  основе  учебного  материала  может  стать  мощным  фактором  повышения  эффективности  учебной  деятельности  в  целом.

    Активность и инициатива. Прежде всего, важна ли для интерактивного обучения именно активность? Этот вопрос может показаться странным. Ведь чем активнее, тем лучше... Но задумаемся: есть множество приемов и ухищрений, с помощью которых ведущий может поддерживать высокую активность участников, но они все же будут оставаться... пассивными зрителями и слушателями (например, при разучивании хором).

    Различают физическую, социальную и познавательную активность обучающихся.


   При физической активности учащиеся выполняют следующие действия:
* меняют рабочее место, пересаживаются;
* говорят:
* пишут;
* слушают;
* рисуют

* конструируют

* чертят и вырезают и т.д.
   При социальной активности учащиеся:
* задают вопросы;
* отвечают на вопросы;
* обмениваются мнениями и т.д.
   При познавательной активности учащиеся:
* вносят дополнения или поправки в изложенный учителем материал;
* исходят из профессионального личностного опыта;
* самостоятельно находят решение проблемы

    В полноценном обучении учащиеся взаимодействуют  как с физическим окружением (предметами, разнообразными пособиями, карточками и др.), так и с социальным окружением (друг с другом и с учителем), и с изучаемым содержанием. Все три вида активности разнообразны, взаимозависимы и в обязательном порядке должны быть использованы на каждом уроке.

   Какова же роль учителя в учебном процессе?

В традиционном обучении педагог выступает в позиции лектора-эксперта, где излагает новый  учебный материал, демонстрирует слайды, отвечает на вопросы и т.д.

При интерактивном обучении педагог выступает в позиции консультанта-фасилитатора. Слово "фасилитация" происходит от латинского корня, обозначающего "помощь". Так отмечают особую позицию, которую занимает учитель, отказывающийся от роли эксперта в пользу роли помощника. Он обращается к личному опыту учащихся, побуждает их к самостоятельному решению проблем, сбору новых данных и т.д. В данном случае учитель на некоторое время выходит из роли «носителя знаний», поручая её учащимся. Его задача – поддержать процесс выработки нового опыта, вооружить учащихся инструментами для успешной работы. Результаты обучения устойчивы, когда ученик знает, как создавать их самостоятельно.

   Какая из позиций оптимальная? В какой роли должен выступать учитель на уроке, взаимодействуя с детьми? Однозначного ответа на эти вопросы нет. В зависимости от типа урока, формы его организации, темы, поставленных задач педагог может быть как экспертом, так и фасилитатором. В таблице представлен сравнительный анализ этих позиций.

Сравнение позиций эксперта и фасилитатора

Достоинства

Недостатки

Позиция эксперта

Теоретическая стройность

Чёткая структура, логика

Отшлифованность методики

Чёткость временных рамок

Готовые решения , выводы

Охват большой аудитории

Пассивность участников

Не используется опыт участников

Однообразие методики

Утомляемость участников

Навязывание мнения

Отсутствие индивидуализации

Позиция фасилитатора

Обращение к личному опыту участников

Активность участников

Разумное сочетание теории и практики

Возможность использовать новый опыт

Лёгкость восприятия, усвоения

Творчество и взаимопонимание участников

Возможность личностного роста

Многообразие точек зрения

Шлифовка мастерства ведущего

Слабая возможность вносить готовую структуру в личный опыт

Сужение изложения теории

Сложность в соблюдении временных рамок

Сложность точного планирования

Высокие энергозатраты учителя

    В самом общем виде задача фасилитатора - направлять процесс обмена информацией. В этом основное отличие от роли эксперта, задача которого - самому предоставлять информацию, выстраивать и направлять решения. Образно говоря, задача эксперта - прокладывать маршрут, задача фасилитатора-  помогать движению.

Формы организации учебного процесса.

    Формы организации учебного процесса - это устанавливаемый порядок организации актов, процессов, действий, направленных на более эффективное решение поставленных целей и задач.

Интерактивные формы – это оргформы, основанные на принципах  интерактивного обучения:

• опора на опыт обучающихся (преобразование имеющегося опыта)

• активность обучаемых

• позиция учителя: консультант-фасилитатор

     К основным интерактивным формам организации учебного процесса относятся:

• Игры

• Пары и группы

• «Мозговой штурм»

• Дискуссия

• Проекты

• Семинары

Рассмотрим некоторые формы организации урока.

       1.Фронтальная работа в кругу.

   Мы привыкли работать фронтально, когда дети сидят перед нами за партами. От такого вида коллективного обучения мы не отказываемся. Но дополнительно можно предложить поработать в кругу, когда общение взрослого и ребёнка происходит на одном уровне, «глаза в глаза».

   Круг можно организовать в самом начале урока, когда будет определена его тема, поставлены (в сотворчестве с детьми) цели и задачи, проведена пропедевтическая (введение в какую-н. науку, сообщение предварительных знаний о чем-н.) работа. В такой форме можно провести, например, словарный диктант. Обратная связь осуществляется с помощью мимики, жестов, устных ответов учащихся.

     Фронтальную работу в кругу можно провести в середине урока, когда требуется зафиксировать, обобщить результаты проведённого поиска, исследований, т.е. подвести промежуточные итоги.

      В кругу можно подвести общий итог урока, прокомментировать домашнее задание.

      2. Данная форма организации занятия отлично подходит для проведения дискуссии. Наталья Юлина пишет: «Одни дети любят читать, другие писать, но почти все любят говорить. Задача состоит в том, чтобы трансформировать энергию импульса к речевому самовыражению в когнитивные навыки (познавательные). Простую болтовню можно превратить в беседу, обсуждение, диалог».

    Учебной дискуссией называют целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе. Участие в дискуссии способствует формированию у учащихся следующих умений:

 • слушать

Одно дело говорить о том, что тебя волнует и что кажется интересным, другое – вслушиваться в содержание речи другого, улавливать ход его рассуждений, видеть логические изъяны. И адекватно, по существу, реагировать на содержание высказывания, а не на личность другого.

• высказывать свою точку зрения

Ясно и отчётливо выражать свои мысли, обосновывать их, говорить существенное, держать оборону с помощью защитных аргументов, артикулировать не для сброса переполняющих эмоций, а с учётом их публичного обсуждения одноклассниками и реакции на содержание идей.

• сочетать индивидуальное и коллективное

    Дети придают особую значимость своим идеям, считая их в отличии от содержания учебников собственным персональным достоянием, обижаются, когда взрослые не относятся к ним всерьёз. Спор с равным – лучшее средство объективной самооценки своих идей, мобилизации таланта, проявления индивидуальности.

    Каждая дискуссия обычно проходит три стадии: ориентация, оценка и консолидация. Последовательное рассмотрение каждой стадии позволило выделить следующие их особенности. Стадия ориентации предполагает адаптацию участников дискуссии к самой проблеме, друг другу, что позволяет сформулировать проблему, цели дискуссии; установить правила, регламент дискуссии. В стадию оценки происходит выступление участников дискуссии, их ответы на возникающие вопросы, сбор максимального объема идей, предложений, пресечение учителем личных амбиций отклонений от темы дискуссии. Стадия консолидации заключается в анализе результатов дискуссии, согласовании мнений и позиций, совместном формулировании решений и их принятии

Виды дискуссий

Тематическая: обсуждаемые вопросы связаны с темой урока

Биографическая: ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника

Интеракционная: обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь» и «теперь»

Вид дискуссии выбирает учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, возможно сочетание различных видов дискуссий.

        Работа по данному методу нацелена не столько на обучение, сколько на самораскрытие учащегося. Он учится слушать других и одновременно выражать словами собственные мысли, чувства, представления; обретает веру в себя, начинает ощущать состояние успеха.

Б) Работа в статичных группах.

     Из самых важных условий эффективной организации групповой работы -  продуманное комплектование групп.

     Комплектуются группы, как правило, по двум признакам: уровню учебных успехов учащихся или характеру межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы по однородности (гомогенная группа) или по разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять из сильных, средних и даже слабых учеников.

     Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществлять гетерогенной группе, где создаются благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. Сильный ученик, являющийся лидером, поведёт за собой остальных. Существует, однако, опасность, что лидер подменит всю группу, сведёт участие остальных в коллективном выполнении задания к минимуму, поэтому при комплектовании важно учитывать и характер межличностных отношений.

    Психолог Ю.Н. Кулюткин рекомендует: « В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх».

     При отборе учебного материала для групповой работы необходимо помнить, что задание должно предполагать расчленение на отдельные подзадачи и подпункты, быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций.

      При использовании форм групповой работы учитель должен быть организатором и режиссёром урока, соучастником коллективной деятельности.

Его действия должны заключаться в следующем:

• объяснить цели предстоящей работы;

• разбить учащихся на группы;

• раздать задания;

• контролировать ход групповой работы ( попеременно участвовать в работе групп, но без навязывания своей точки зрения);

• подвести итоги (совместно с учащимися);

• оценить (самооценка учащихся должна предшествовать учительской оценке)

  1. Пары и группы

 Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия.

Группы могут формироваться произвольно, по желанию учеников, но чаще всего планируя на уроке групповую работу, учитель заранее делит класс на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер межличностных отношений.

а) Работа в парах постоянного состава.

      Учителям хорошо знакома работа учеников в постоянных парах: большое задание выполняют два ученика по очереди или совместно, сверяют результаты друг с другом или со справочным материалом.

Цели применения работы в статичных парах:

♦ проведение взаимопроверки, взаимодиктантов и т. п.;

♦ изучение детьми алгоритмов парной работы;

♦ усвоение учащимися «правил дружной работы»:

- когда я работаю в паре, я вежлив и внимателен;

- говорить нужно так, чтобы слышал только твой партнёр;

- вторгаться в работу другой пары запрещено;

♦ подготовка учеников к работе в парах сенного состава

Преимущества такой формы работы:

♦детям легче и приятнее работать, общаясь;

♦присутствует внешнеречевой этап интериоризации (формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения) знаний.

   Основной недостаток работы в статичных парах в том, возможна несовместимость партнёров по стилю и уровню общения.

Формы контроля при работе в парах постоянного состава:

♦ ученики проверяют друг друга, сравнивая:

- свои ответы;

- ответ партнёра со своим списком ответов;

♦ совместное сравнивание результата с результатом в справочном материале;

♦ учитель проверяет результаты работы после её завершения.

б) Работа в парах сменного состава.

     Принципиальным разработчиком и организатором работы в парах сменного состава стал Александр Григорьевич Ривин. В 1918 г. он организовал школу, в которой обучал около сорока разновозрастных (10−16 лет) детей. Сегодня мы назвали бы эту школу, скорее, частными курсами. Основой новой формы явилась методика работы учащихся друг с другом. В ходе обучения учащиеся учили друг друга в парах в процессе так называемого организованного диалога. Чтобы обогатить других пары должны были меняться. Учащиеся, изучив различные темы, объясняли их другим членам группы и, в свою очередь, выслушивали их объяснения и усваивали новый материал. Занятия проводились без уроков и расписания. Результаты обучения были поразительны — учащиеся за один год усваивали материал трех-четырех лет обучения.

     Методики А.Г.Ривина имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа учащихся в парах сменного состава».

    В основе теории А.Г.Ривина лежат «три кита».
I.
Общение. Человеку свойственно общаться. Более того, человеческое общество существует благодаря общению.
II. Человеку, как виду, присущ
полиморфизм. Значит, человеку должна быть предоставлена возможность обогащать других своей уникальностью, только ему одному свойственными чертами, при этом обогащаться самому, учась, передавать свою неповторимость в процессе взаимодействия с людьми.
III
. Единство речевой и мыслительной деятельности. Эти стороны человеческой деятельности неразрывно связаны: одна всегда является «катализатором» для реализации другой. Так, непрерывно сменяясь, они наделяют человеческое существо способностью к разумному общению.

   Цели применения работы в парах сменного состава:

♦ повторить, закрепить пройденный материал;

♦ подготовить учащихся к изучению нового материала.

Преимущества работы в парах сменного состава:

♦ проработка большого количества однородных заданий в индивидуальном режиме с высокой степенью мотивации;

♦ знакомство с разными способами общения и мышления;

♦ самоорганизация и самоконтроль;

♦ социализация ( процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе).

Недостатки такой формы работы:

♦ высокие энергозатраты труда педагога (подготовка большого количества карточек и т.п.);

♦ необходима сформированность умения обучающихся вести учебный диалог, перемещаться, фиксировать результаты работы разными способами;

♦ учителю необходимы новые организационные навыки (ориентироваться в движущем гудящем классе, организовывать учёт и контроль учебным процессом).

 Формы контроля:

♦ ученики проверяют друг друга, сравнивая:

- свои ответы;

- ответ партнёра со своим списком ответов;

♦ совместное сравнивание результата с результатом в справочном материале;

♦ учитель проверяет результаты работы после её завершения;

♦ контроль смены партнёров.

    Поскольку не все дети имеют опыт общения в парах сменного состава учителю необходимо учить их овладевать приёмами ведения учебного диалога. Условно можно выделить следующие:

♦ вход в диалог (приветствие);

♦ поддержание диалога (выполнение задания, смена ролей);

♦ вход в диалог (благодарность за совместную работу);

♦ учёт результатов диалога (подведение итогов взаимодействия в академическом, личностном, эмоциональном плане).

4.Игры

Игры классифицируются:

По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизация.

По характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, творческие, обобщающие, диагностические, тренинговые, контролирующие, развивающие.

По области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые.

По игровой среде: компьютерные, технические, настольные, телевизионные.

а)Ролевая игра

    Это маленькая сценка, разыгрываемая учениками.

 Её цель – наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам.

Принципы ролевой игры.

Во-первых, ролевая игра предусматривает принятие участниками на себя определенных ролей, реализация которых требует от них дополнительных знаний, относящихся к принятой роли. В отличие от деловой игры, участники ролевой игры имеют различные цели и исполняют разные роли, способствующие формированию умений и навыков, помогающих решению проблем профессионального самоопределения.

Во-вторых, ролевая игра предполагает подражание ее участников действительности в речевом и неречевом поведении.

В-третьих, взаимодействие участников игры не только на основе диалога и полилога (разговор многих участников), наличие сотрудничества и партнерства между участниками.

Организация целесообразного взаимодействия в результате ролевой игры считается невозможной без соблюдения определенных ее правил:

- наличие ролей;

- доброжелательная, творческая атмосфера проведения;

- активное взаимодействие всех участников игры.

Таким образом, при подготовке к игре совершенствуются познавательные умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.

б)Деловая игра.

 Деловая игра - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.

Основной целью деловой игры является моделирование определенной ситуации и формирование умений анализировать её и принимать оптимальные решения.

Выделяются следующие существенные признаки деловой игры как формы обучения:

• Имитация в игре реального процесса с помощью модели

• Различие интересов участников игры

• Наличие общей игровой цели

• Реализация цепочки решений

• Использование гибкого масштаба времени.

     Деловые игры в школе являются новой формой совершенствования теоретических знаний и практических навыков. Они активизируют учебный процесс, способствуют более качественной подготовке учащихся, прочному закреплению знаний, актуализируют мыслительную деятельность, формируют практические навыки, прививают необходимые деловые качества.

  1. «Мозговой штурм»

    «Мозговым штурмом» обычно называют метод активизации творческого мышления человека посредством специальных приемов, которые снижают критичность и самокритичность, что, в свою очередь, положительно влияет на степень уверенности человека в себе и своих возможностях. В результате чего человек может позволить себе спонтанность, открытость новому.

     Продолжительность «мозгового штурма» может варьироваться от нескольких минут до одного урока в зависимости от целей и глубины проблемы.

     При проведении «мозгового штурма» необходимо соблюдать следующие правила работы.

• Запрещена критика выдвинутых идей.

• Не допускаются суждения о неразрешимости проблемы.

• Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи.

• Наличие ролей.

•В ходе штурма приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей.

•Доброжелательная, творческая атмосфера проведения.

•Активное взаимодействие всех участников

•Применение системы оценки, стимулирование.

Этапы проведения «мозгового штурма».

I этап – организационный

На данном этапе педагог формулирует проблему для обсуждения, обосновывает ее значимость. Например, в контексте учебного предмета, для выполнения проекта и т.п.

Далее происходит формирование малых групп (не более 7 человек) и объясняются правила работы в режиме «мозгового штурма». Участников группы необходимо разместить лицом друг к другу, например, вокруг одного стола, что облегчит включение в работу всех членов группы, проведение обсуждения.

II этап – разминочный

Задача данного этапа – помочь учащимся освободиться от психологических барьеров. Для этого можно использовать любые игровые или соревновательные упражнения для тренировки внимания и скорости реакции, например, шуточная игра «Да – нет» или «Вопрос – ответ».

III этап – «мозговой штурм»

На данном этапе осуществляется генерация идей по обсуждаемой проблеме. Внимание учащихся вновь акцентрируется на необходимость выполнения правил работы, запись которых желательно представить на стенде (доске), так же как и формулировку обсуждаемой проблемы. Работа проходит в малых группах, начинается одновременно по команде педагога, который следит за выполнением регламента и правил работы. Регламент выступления: не более 1-2 минут, причем каждый участник имеет право многократного выступления, но желательно не подряд.

По итогам работы обычно появляется довольно длинный перечень предложений и идей, среди которых предстоит выбрать наиболее перспективные и реальные.

IV этап – рейтинг предложений

Работа по оценке и отбору лучших предложений требует чрезвычайной деликатности. Уменьшить эмоциональный фон при выборе приоритетов можно, используя методы определения рейтинга предложений, например, прямого ранжирования или балльных оценок. Рейтинг предложений (идей) проводится в каждой малой группе.

V этап – резюме

На данном этапе подводятся итоги. Наиболее оптимальный способ подведения итогов – это презентации от каждой малой группы лучших идей с обоснованием их предпочтения.

  1. Проектная деятельность

     Самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение некоторого времени.

      Этот прием может быть использован для  изменения ценностных ориентаций учащихся, улучшения климата в коллективе, индивидуализации и дифференциации обучения.

      Его лучше использовать, когда дети уже могут выполнять самостоятельный поиск.

Этапы работы над проектом

1. Мотивационный (постановка целей и задач, актуализация проблемы, разработка основных идей)

2. Планирующий – подготовительный (формирование команды, распределение обязанностей, сбор информации)

3. Этап реализации проекта  (интегрирование всей собранной информации, подготовка наглядного материала, создание компьютерной презентации)

4. Оценочно-рефлексивный (внесение  корректив, подведение итогов, обсуждение результатов проекта)

  1. Семинар

Один из основных видов практических занятий, состоящих в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных по результатам самостоятельного исследования, опыта, доказательства. 

Цели:

♦ более углубленное самостоятельное изучение вопроса, темы, проблемы учебного предмета;

♦ овладение научно-теоретической и конструктивной методологией.

Задачи семинарских занятий:

  1. Образовательные: 

- расширение общего научного кругозора;

- углубление самостоятельного изучения учащимися отдельных, основных или наиболее важных тем курса;

- формирование навыков, умений проведения опытов научного исследования по данной теме, проблеме;

- овладение методикой конкретной науки;

- выбор нужной основной информации из первоисточников, словарно-энциклопедической литературы.

2. Развивающие:

     - развитие умений доказать, обобщать;

     - умение отстаивать свои мысли, доказательства, выводы, умение интерпретировать;

      -  развитие эмоций, чувств;

  •   развитие волевых усилий;
  •  развитие памяти;
  •  совершенствование искусства устного и письменного изложения темы, вопроса, проблемы опыта в соответствии с заданной целью.

3. Воспитывающие:

  • формирование познавательного интереса к науке учебного предмета и к методам исследования.

Методика организации семинара

1. Определение вопросов для обсуждения

2. Подбор литературы

3. Отбор отдельных жизненных ситуаций

4. Распределение участников по группам

5. Продумывание сценария

6. Оформление наглядности

     По своим педагогическим возможностям уроки-семинары много богаче по своим возможностям для активизации самостоятельной деятельности учащихся.

Для успешного урока  нужно соблюдать некоторые правила:

• Уметь видеть реальные сдвиги, изменения и достоинства детей, вовремя поддерживать ученика.

• Авторитет, личность учителя – залог успеха учащихся.

• Благоприятный психологический климат на уроке.

• Способность учителя удивлять.

• Любовь к детям.

• Индивидуальный подход.

• Умение учителя выдавать домашние задания.

• Комментирование отметки.

• Коллективная познавательная деятельность на уроке.

    Суммируя вышеизложенное, подведем итог: 

•Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала.

•Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности.

Желаю  удачи в использовании интерактивных форм организации учебного процесса. Спасибо за внимание!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.Коростылева Л.А. «Психологические барьеры и готовность к нововведениям» СПб., 1996, 66 стр.

2.Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004

3.Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технологии игры в обучении и развитии» М., 1996, 268 стр.

4.Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.

5.http://www.emer.kz/activity/obu4enie/maximum.php

6. http://sch226.ucoz.ru/index/0-54

7. Сластенин В.А., Подымов Л.С. Педагогика: инновационная деятельность, М., 1997

8. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.

9. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г.