Проблемное обучение и воспитание
Проблемное обучение
– организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания;
- система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnoe_obuch_vystuplenie.pptx | 105.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Схема проблемного обучения Актуализация Усвоение новых понятий и способов Формирование умений Создание проблемных ситуаций и постановка проблемы Догадка Известные способы И Выдвижение и обоснование гипотез Проверка правильности раскрытия проблем Доказатель- ство
Приемы предварительное домашнее задание п остановка предварительных заданий на уроке и спользование жизненных наблюдений учащихся с оздание ситуации выбора з адания с элементами исследования и спользование межпредметных связей
Две основные функции учебной проблемы : определение направления умственного поиска, то есть деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы ; 2) формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний .
По уровню проблемности: I. возникающие независимо от приемов; II. вызываемая и разрешаемая учителем; III. вызываемая учителем, разрешаемая учеником; IV. самостоятельное формирование проблемы и ее решение .
По методическим особенностям: непреднамеренные ; целевые ; проблемное изложение; эвристическая беседа; проблемные демонстрации; игровые проблемные ситуации; исследовательская лабораторная работа; мысленный проблемный эксперимент; проблемное решение задач; проблемные задания.
Особые методические приемы: учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; сталкивает противоречия практической деятельности; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций; побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения; определяет проблемные теоретические и практические задания;
Для реализации проблемной технологии необходим: - отбор самых актуальных, сущностных задач; определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы; построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств; личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.
Общие функции проблемного обучения: усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности; развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся; формирование диалектико-материалистического мышления школьников как основы их мировоззрения .
Специальные функции: воспитание навыков творческого усвоения знаний; воспитание навыков творческого применения знаний и умение решать учебные проблемы; формирование и накопление опыта творческой деятельности
Три вида проблемного обучения: Первый вид - теоретическое творчество Второй вид - практическое творчество Третий вид - художественное творчество
Четыре уровня проблемного обучения: уровень несамостоятельной активности уровень полу самостоятельной активности уровень самостоятельной активности уровень творческой активности
Спасибо за внимание
Комментарии
проблемное обучение